(р. 24.10.1964) — спец. по ист. рус. филос; к. филос. н., доц. Окончил филос. ф-т МГУ (1991), асп. того же ф-та (1994). С 1995 ведет науч.-пед. работу на кафедре истории филос. РУДН: ст. преп., доц. (с 1996). Канд. дисс. — монография «Очерк истории философии "самобытнорусской"» (М., 1994). Разрабатывает направление в науке и искусстве, к-рое называет филос. эксцентрикой. Нек-рые тезисы данного направления были изложены им в эссе «Введение в эксцентрическую философию» (Волшебная гора. 1995. № 3; 1996. № 4). Согласно позиции автора, филос. эксцентрика — движение к высшему смыслу в условиях произвольного создания предельно «бессмысленных» ситуаций. В таких ситуациях происходит освобождение от гнета совр. парадигм и магии традиции, хотя это обретенное состояние может маркироваться сообществом как науч. или соц. маргинализация. Тексты, созданные по принципам филос. эксцентрики при сохранении контрапункта логического трактата, содержат комические приемы в передаче традиции, включая метафиз. проблематику. Эксцентрическо-филос. умонастроение определяло не только его лит. опыты, но и в какой-то мере программу написания ряда монографий по истории филос. в России. История филос. в России излагается им в контексте «провокационных» и «маргинальных» тем: «нац. своеобразие», «женщины в философии», «философия города». Выбирая для самовыражения жанр ист.-филос. иссл., эксцентрический философ ориентируется не на производство самодостаточных и универсальных филос. систем, а на создание ситуации «соборности понятий», к-рая в равной степени будет плодотворной для гуманит. наук, благодатной для искусства и приемлемой для обыденного сознания. В этом «соборе» сосуществуют методол. из самых разных сфер — из филос, богословия, психол., живописи и т. д., что создает предпосылки для новых способов самовыражения и осмысления действительности. Это состояние «соборности понятий», для обозначения к-рого В. вводит неологизм «транссоборность», позволяет, с т. зр. В., создать как гротескные, так и общественно значимые («социально полезные») варианты гносеологии, эстетики, этики, филос. политики. Данные на 2001 г.
Соч.: Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994; Женщины в философии (из истории философии в России XIX - нач. XX в.). М., 1996; Философский комментарий на эскиз памятника В. С. Соловьеву скульптора Евдокимова // Волшебная гора. 1995. № 3; Фантазии о философии будущего (из русской и зарубежной фантастики XIXXX вв.) // Там же. 1996. № 4; статьи: Лапшин И. И., Ершов М. Н., Безобразова М. В., Бугаев Н. В., Михневич И. Г., Введенский А. И., Очерк развития русской философии Г. Шпета, Кожевников В. А., Кудрявцев-Платонов В. Д., Радлов Э. Л. и др. // Русская философия. Энциклопедия. М., 2007. - 8 9
ВАНЧУГОВ Василий Викторович
ВАНЧУГОВ Василий Викторович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009