ВАН ФУЧЖИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВАН ФУЧЖИ

Ван Эрнун, Ван Чуаньш а н ь (7.10.1619, Хэнъян, пров. Хунань, - 18.2.1692, Шичуаньшань, ок. Хэнъяна), кит. философ-материалист, ученый. Занимался астрономией, математикой, географией, историей, литературой. Автор св. 100 работ (до сих пор опубл. ок. 70), важнейшие из них - комм. к работе Чжан Цзая «Наставление непросвещенным», основной и дополнит. комм. к «И цзин», «Подробное истолкование "Четверокнижия"», «Желтая книга», «Зловещий сон», «Полное замешательство», «Читая „Зеркало истории"» и др.
В основе филос. воззрений В. Ф. лежали понятия ци - материальной силы, ци - конкретных вещей и явлений (пишется др. иероглифом), ли - объективного закона всех ци и тайсюй - великой пустоты. Ци (материальная сила) - это вещество, из к-рого построена Вселенная; соединение материальных частиц создает все многообразие природы, весь мир конкретных вещей и явлений , (второе ци), к-рый находится в постоянном процессе изменений и обновления путем возникновения одних и исчезновения др. вещей, в результате бесконечного взаимодействия сил инь и ян. Ци (материальные частицы) пребывают в тайсюй в своем «естеств. состоянии» отдельно друг от друга и в таком виде незаметны для человеческого глаза; поэтому пространство, окружающее нас, представляется «прозрачным» - «пустым».
Концепция постоянно обновляющейся и меняющейся Вселенной лежала в основе социальной философии В. Ф., его представления об истории как процессе непрерывного движения. В. Ф. бросил вызов утверждениям ортодоксального конфуцианства, согласно к-рому «золотой век» был в прошлом и движение общества есть постепенный регресс. По В. Ф., человек есть часть природы, «небесные законы» не противоречат «человеческим желаниям», свобода воли - это свободное следование законам природы.

Источник: Советский философский словарь

ВАН ФУЧЖИ (Ван Чуаньшань, Ван Эрнун, прозвище Цзянчжай)
1619, Хэнъян уезда Хэнчжоу (современная провинция Хунань) —1692, Шичуаныиань (провинция Хунань)]—китайский философ-конфуцианец, в творчестве которого отмечаются сильные материалистические тенденции. Имел низшую ученую степень сюцай. В период завоевания Китая маньчжурами принимал участие в вооруженной борьбе с захватчиками, впоследствии скрывался в глухих районах провинции Хунань, занимаясь научной деятельностью. Главные сочинения—«Чжан-цзы чжэн мэн чжу» («Комментарии к сочинению Чжан Цзая «Наставление непросвещенным»), «Чжоу и нэй чжуань» («Основной комментарий к «Чжоуским переменам») и «Чжоу и вай чжуань» («Дополнительный комментарий к «Чжоуским переменам»), «Шан шу инь и» («Извлечение смысла «Книги преданий»), «Ду сышу да цюань шо» («Полное собрание толкований на «Четверокнижие»), «Э мэн» («Зловещий сон»), «Ду Тун цзянь лунь» («Читая «Всеобщее зерцало»), «Сы вэнь лу» («Записи размышлений над вопросами»).
Развивал учение Чжан Цзая о «Великой пустоте» (тай )) как безграничном и безначальном вместилище вселенской субстанции (ци— пневмы). «Великая пустота» у Ван Фучжи--основа всего сущего, «единая реальность» (и ши), а содержащаяся в ней в разреженном состоянии «пневма» воплощает дуальные космические силы инь ян. Сгущение «пневмы» образует все многообразие мира, который бесконечен во времени—возникают и исчезают лишь единичные вещи. Ван Фучжи вывел положение об имманентности «движения» «Великой пустоте», отвергая т. о. положение неоконфуцианства эпохи Сун (11—13 вв.) об онтологическом «главенстве покоя» как исконного состояния истока мироздания. Ван Фучжи оспаривал также тезис школы братьев Чэн — Чжу Си о первичности структурообразующего вселенского начала (ли-принципа) по отношению к «пнсвме», доказывая имманентность «принципа» и «пневмы» друг другу В «учении о сердце» (синь сюэ) школы Лу Цзююаня—Ван Янмииа усматривал пагубное влияние буддизма.
Проблему соотношения «знания и действия» (чжи—сын) Ван Фучжи решал в пользу «действия»: оно может быть равноценно знанию, но знание не равноценно действию. Выступал против идеи внечувственного опыта, рассматривал познание как единство его чувственного и рационального аспектов. Отвергал доминирующие в конфуцианстве представления о «небесном принципе» (тянь ли) как самодовлеющем высшем законе, противостоящем «человеческим желаниям (страстям)»: индивидуальные желания лишь следует приводить в соответствие с «небесным принципом».
Не принимая популярные в Китае циклические схемы исторического процесса («расцвет—упадок»), Ван Фучжи предложил концепцию трехэтапной истории Поднебесной. На 1-м этапе (до сер. 3-го тысячелетия до н. э.), предшествующем правлению легендарной династии Ся, человеческие сообщества сначала мало отличались от стад животных. Затем они были объединены в государство «варваров», в котором применение наказаний и поощрений не было строго регламентировано и отсутствовала система налогообложения. На 2-м этапе—от династии Ся до династии Сун (10 в. н. э.)—периоды раздробленности страны сменялись непрочным «временным единством». И лишь в 10 в.начинается этап единого государства, основанного на сочетании принципа гуманности (жэнь) и строгих юридических законов (фа).
Соч.; Чуаньщань и ту (Посмертное собр. соч. [Ban] Чуаньшаня), т. 1—128. Нанкин, 1886; то же. Шанхай, 1930.

Источник: Новая философская энциклопедия