ВАЛЛА Лоренцо
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Источник: Философский энциклопедический словарь
В. выступал против светской власти пап. Ее он рассматривал как тиранию, как средство ограбления народов, к-рые вправе освободиться от этой власти. Борьба В. против пап и защита им формирующихся нац. гос-в имели большое значение. За свою деятельность В. подвергался преследованию инквизиции.
Е. Maier. Die Willensfreiheit bei L. V. und P. Pomponazzi, 1914; H.-B. Gerl. Rhetorik als Philos. — L. V., 1974; M. Panizza Lorch. A Defense of Life — L. V.s Theory of Pleasure, 1985.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Valla), Лоренцо (р. 1406 или 1407 – ум. 1 авг. 1457) – итал. философ-гуманист. Антиклерикальная направленность произведений В. навлекла на него преследования католич. церкви (1440–48), объявившей его еретиком. В соч. "Рассуждение о Константиновом даре, который является предметом ложной веры и истолкования" ("De falso cr?dita et ementita Constantini donatione Declamatio", 1440, изд. 1517) В. доказал подложность т.н. "Константинова дара", к-рым папство обосновывало свои права на светскую власть. В трактате "О наслаждении, как истинном благе" ("De voluptate ас de vero bono", 1431) В. защищал философию и этику Эпикура, к-рую противопоставлял христ. аскетизму и суровой этике стоиков. Враг церк. авторитетов и религии, В. верил в силу человеч. разума и требовал веротерпимости, свободы науч. исследования и права человека на удовлетворение всех своих материальных и духовных запросов; В. утверждал право мужчины и женщины на свободу в любви и браке. Идеалу созерцат. жизни В. противопоставлял активную борьбу ученого, политика, философа за свои идеи, требовал воспитания воли к действию. В науч. исследованиях В. содержатся диалектич. тенденции: он пытался рассматривать язык в процессе его историч. развития, подчеркивал связь языка и мышления, понятий и их речевого выражения. В. отвергал существование общих понятий как субстанций, критиковал идеалистич. ср.-век. учение реализма. В соч. "Диалектические опровержения..." ("Dialecticae disputationes contra Aristotelicos", 1439, изд. 1499) В. дал критич. анализ логики Аристотеля и указал на невозможность уложить богатство человеч. мысли в рамки силлогизмов. Он отвергал мнение о непроходимой грани между индукцией и дедукцией, склонялся к материалистич. т. зр., считая, что в человеч. сознании отражается окружающий вещественный мир. Соч.: Opera, Basel, 1540; Scritti filosofici е religiosi, Firenze 1953; Об истинном благе [отрывок], в кн.: Дживелегов А. К., Возрождение. Собр. текстов..., М.–Л., 1925. Лит.: Корелин М. С, Этический трактат Лоренцо Баллы "Об удовольствии и об истинном благе", "Вопр. филос. и психол.", 1895, кн. 29 и 30; Монье Ф., Опыт литературной истории Италии XV века, Кватроченто, пер. с франц., СПБ, 1904; История философии, т. 2, М., 1941, с. 25; Maier ?., Die Willensfreiheit bei Laurentius Valla und bei Petrus Pomponatius, Bonn, 1914; Saitta G., Il pensiero italiano nell´Umanesimo e nel Rinascimento, v. 1, Bologna, 1949. З. Мелещенко. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
«Творения природы достойны похвалы»
Жизнь. Он был, по сути, первым философом, мыслившим в духе эпохи Возрождения. Его учение проникнуто духом эпикурейства, которое он противопоставлял аскетизму и догматике официальной Церкви. В сущности, вся философия Валла есть неуклонная и страстная борьба против попыток папства завладеть не только духовной, но и светской властью. В этом же русле его мысль о бесполезности, бессмысленности и даже вредности добровольного религиозного аскетизма и монашества. Всему этому набору догматического религиозного сознания Валла противопоставляет обновленный эпикуреизм, пытаясь совместить его с основными христианскими ценностями. Всякое удовольствие или наслаждение он объявляет высшим благом, которое при этом совсем не мешает христианской добродетели. Поэтому эпикурейское по существу наслаждение он интерпретирует в духе христианского стремления к божественной любви, отнюдь не ограничивая его только лишь телесными, физическими ощущениями. Вот что сам Валла пишет об этом: «Нужно отметить, что хотя я говорил, что наслаждение или удовольствие есть всегда благо, но стремлюсь я все же не к наслаждению, а к Богу. Наслаждение есть любовь, и Бог дает это наслаждение. Получая – любят, полученное любимо; любить – это то же самое что удовольствие, или наслаждение, или блаженство, или счастье и милосердие, которые есть конечная цель…»
Но Валла на этом не останавливается. Он утверждает, что все, созданное самой природой, «не может быть не свято и не достойно похвалы». Поэтому, в принципе, всякое удовольствие – в том числе и чувственное – также не может быть полностью осуждаемо. Другое дело, что оно находится на низшей ступени в иерархии наслаждений. Гораздо более высоко оценивает Валла удовольствия духа – сферы культуры и нравственности, – но превыше всех, естественно, христианская любовь к Богу. И все же, говорит Валла, без телесного, чувственного восприятия мы были бы лишены очень многих истинно божественных удовольствий. В одной из своих работ он даже высказывает искреннее сожаление о том, что Бог даровал человеку всего лишь пять, а не пятьсот органов чувств!
Не обошел Валла своим вниманием и стародавний философский спор о конкуренции между религией и философией. В этом вопросе он, по сути, полностью занял позицию У. Оккама, заявляя о том, что это два абсолютно противоположных способа мышления и отображения мира. Все истины религии, говорит Валла, носят чисто субъективный, личностный характер и не поддаются какому бы то ни было рациональному объяснению. В этом контексте он практически отрицал теологию, не считая ее настоящей наукой, в силу чего им даже одно время интересовалась инквизиция.
Источник: Философия. Краткая история.
известный итальянский гуманист, род. в Риме или Пьяченце в 1407 г., умер в Риме 1457. Детство и раннюю молодость В. провел при курии Мартина V, потом был профессором в Павии, странствовал по другим городам Италии, жил в Неаполе при дворе Альфонса Аррагонского, в 1448 году получил место апостольского секретаря при Николае V и был сделан каноником при церкви св. Иоанна в Латеране и сохранил обе должности до смерти.
В. стоял в центре гуманистического движения своего времени. Его сочинение "De linguae latinae elegantia" - выяснение точного значения латинских слов и их правильного и изящного употребления - имело большой успех у современников и в ближайшем потомстве; кроме массы рукописей, существует более 30 печатных изданий только XV века. Затем Валла комментировал латинских писателей Ливия, Саллюстия, Квинтилиана; перевел Геродота, Фукидида, а также часть Илиады и некоторые басни Эзопа; писал философские трактаты и исторические произведения. Характерные черты учено-литературной деятельности В. - резкий критицизм по отношению к церковным и гуманистическим авторитетам и ожесточенная борьба против аскетизма. Кроме "De falso credita et ementita Constantini donatione declamatio", где была доказана подложность "Константинова дара", Валла опровергал церковное учение о происхождении апостольского символа и издал трактат: "De libero arbitrio" против Боэция. Против средневековых юристов он написал резкую инвективу: "In Bartoli de insigniis et armis libellum epistola", и в то же время подверг резкой критике Цицерона, "бога гуманистов", и поставил выше его Квинтилиана; в трактате "De dialectica" внес поправки к Аристотелю; в "Disputatio adversus Livium, duo Tarquinii Lucius ас Aruns, Prisci Tarquinii filii ne an nepotes fuerint" выступил против мнения Ливия. Этот критицизм вызвал со всех сторон резкие нападки на В.: он едва спасся от инквизиции за мнение об апостольском символе и должен был вести ожесточенную полемику с Поджио, Фацио и другими гуманистами. Против аскетизма В. выступил в двух трактатах: "De volupate бn vero bono", где он пытался примирить крайний эпикуреизм с христианством и "De professione religiosorum", где он резко восстает против монашеского института.
Но В. не был враждебен христианству и интересовался церковно-богословскими вопросами: он составил филологические поправки к принятому переводу Нового Завета, написал "Sermo de mysterio Eucharistiae" и потерянное теперь сочинение об исхождении св. Духа. Заслуги В. в историографии сводятся главным образом к тому же критицизму, а его "Historiarum Ferdinandi (отца Альфонса) libri III" представляют интерес более по той полемике, которую вызвала эта книга "(In Bartholomaeum Facium recriminationum libri IV)". Сочинения В. изданы (далеко не все) еще в XVI веке.
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева