ВАЛИХАНОВ Чокан Чингасович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ВАЛИХАНОВ Чокан Чингасович
1835-1865) - казахск. просветитель-демократ, ученый и обществ. деятель. Мировоззрение В. сложилось под влиянием передовой рус. культуры. В объяснении явлений природы В. стоял на позициях материализма и атеизма. Осн. работа: «Следы шаманства у киргизов».

Источник: Атеистический словарь

ВАЛИХАНОВ ЧОКАН ЧИНГАСОВИЧ

(1835–65) – казахский просветитель-демократ; историк и этнограф. Предки В. принадлежали к султанской аристократии. В. учился в Омском кадетском корпусе (1847–53). Участвовал в ряде экспедиций в Ср. Азию и Китай. Во время пребывания в Петербурге (1859–1861) общался с революц.-демократически настроенной интеллигенцией. Был знаком с "Современником" Чернышевского и "Колоколом" Герцена. Считая материальный мир первичным, бесконечным и вечным, В. писал, что "познание вселенной с ее чудесами" является "необходимой потребностью" человека (Избр. произв., 1958, с. 146). Значит. интерес представляют высказывания В. об обществ. прогрессе и о сущности шаманства. Происхождение религии В. объяснял беспомощностью "младенствующего человека" в познании явлений природы (см. тамже, с. 144–76). Он понимал реакц. роль религии (в частности – ислама) в обществ. жизни (там же, с. 83–85, 187–94, 227–34), хотя и не мог вскрыть ее социальных корней. Оставаясь идеалистом в понимании общества, В. вместе с тем полагал, что конечной целью историч. прогресса является "улучшение материального благосостояния", утверждал, что "все человеческие побуждения и мотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий" (Валиханов Ч., Статьи, переписка, 1947, с. 42). В. призывал казахов к дружбе с рус. народом, считая, что это поможет им преодолеть экономич. и культурную отсталость. Идеи В. получили дальнейшее развитие в произведениях Алтынсарина, Абая Кунанбаева и др. казахских просветителей. Соч.: Сочинения, СПБ, 1904. Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 420–22; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 785–90; Айдарова X., Чокан Валиханов, Алма-Ата, 1945; Фетисов М. И., Литературные связи России и Казахстана, 30–50-е годы XIX в., М., 1956; Булатов С. Я., К вопросу о государственных правовых воззрениях Чокана Валиханова, "Вести. АН Каз. ССР", 1956, No 3; Бейсембиев К., Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века, Алма-Ата, 1957; Искаков ?., Чокан Валиханов о реакционной роли ислама, в кн.: Тр. сектора филос. и права, Алма-Ата, вып. 2, 1957; его же, О влиянии русской демократической культуры на формирование мировоззрения Чокана Валиханова, в кн.: Тр. ин-та филос. и права, Алма-Ата, т. 3, 1958; Сегизбаев О. ?., Социологические взгляды Ч. Ч. Валиханова, "Вопр. философии", 1959, No 3. А. Искаков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.