ВАЛЬ Жан

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ВАЛЬ Жан
французский философ, p. 25.5.1888 (Марсель) — ум. 22.6.1974 (Париж); профессор в Сорбонне, занимался вопросами истории философии, метафизики и современной философии. Осн. соч.: Les philosophies pluralistes d’Angleterre et d’Amérique, 1920; Du rôle de l’idée de l’instant dans la philosophie de Descartes, 1920; Etude sur le Parménide de Platon, 1926; Le malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel, 1929; Etudes Kierkegaardiennes, 1938; Existence humaine et transcendence, 1944; Tableau de la philosophie française, 1946, нем. изд. 1948; Traité de métaphysique, 1953; Vers la fin de l’ontologie, 1956; L’expérience métaphysique, 1965.
Levinas. J. W. et Gabriel Marcel. Paris, 1976.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВАЛЬ Жан
(1888, Марсель – 1974, Париж) – философ и историк философии; выпускник Высшей нормальной школы, профессор Сорбонны; редактор-издатель философского журнала «Revue de Métaphysique et de Morale» (1950–1974); президент Французского философского общества (1960). В 1946 основал «Collège philosophique», где философы самых различных ориентаций излагали свои взгляды. В. – мыслитель разносторонних интересов: наряду с философией его внимание привлекали изобразительное искусство и поэзия, мистика и наука, религия и мифология. Тон его философской деятельности задала диссертационная работа «Плюралистические философии Англии и Америки» (1920), где были проанализированы неогегельянство Дж. Ройса и прагматизм У. Джеймса под углом зрения персонализма. В. посвятил свою деятельность разысканию истины, которая для него была предметом мистической веры; он – поклонник C. Кьеркегора и популяризатор его творчества; последователь А. Бергсона; сторонник «не-гегелевской» диалектики, увидевший в логических формулировках Гегеля-рационалиста иррационально-религиозное содержание и считавший немецкого философа теологом-романтиком. Философия Гегеля, по мнению В., имеет религиозное основание; главным в ней является понятие несчастного сознания человека, отделившегося от своего создателя, а затем преодолевающего себя и воссоединяющегося с Богом; иррационализм гегелевской философии В. подтверждает критической настроенностью философа (в ранних работах) по отношению к концептам, неспособным обеспечить постижение жизни. Сближение философии Гегеля с феноменологией Э. Гуссерля и экзистенциализмом дало начало французскому неогегельянству, видными представителмяи которого стали А. Кожев и Ж. Ипполит. Оказал влияние на Э. Левинаса, Ж.П. Сартра, Ж. Делёза; был дружен с В. Янкелевичем.
Соч.: Несчастное сознание в философии Гегеля. СПб., 2006; Vers le concret. P., 1932; Etudes Kierkegaardiennes. P., 1937; Existence humaine et transcendance. Neuchâtel, 1944; Le tableau de la philosophie française. P., 1946; Poésie, pensée, perception. P., 1948; Traité de Métaphysique. P., 1953; La philosophie de l’existence. P., 1954: Vers la fin de l’ontologie. P., 1956; Commentaire sur la logique de Hegel. P., 1959; L’expérience métaphysique. P., 1964. Лит.: Кузнецов, В.Н. Жан Валь: трагическо-религиозная версия «гегелизма» // Кузнецов, В.Н. Французское неогегельянство. М., 1982; Alquié, F. Jean Wanl et la philosophie // Critique, juin 1954; Jankélévitch, J. Mystique et dialectique chez Jean Wahl // Les études philosophiques, janv.– mars 1975; Levinas, E., Tillette, X., Ricoeur, P. Jean Wahl et Gabriel Marcel. P., 1976. И.С.Вдовина

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
384.11 кб

Метаморфозы жанра вальса в квартетах Д. Д. Шостаковича

Севостьянова Лилия Васильевна
Статья обращена к различным жанровым амплуа вальса в квартетах Д. Д. Шостаковича.
Читать PDF
176.00 кб

Экономика и эстетика воспроизведения: от Вальтера Беньямина до Жана Бодрийяра

Погребняк Александр Анатольевич
Статья посвящена анализу взглядов В. Беньямина и Ж. Бодрийяра на воспроизвеление как эстетическую и экономическую проблему.
Читать PDF
126.74 кб

Поэма, Песнь или роман? (о жанровой специфике «Песни последнего менестреля» Вальтера Скотта)

Лазарева Татьяна Григорьевна
Традиционное представление о «Песни последнего менестреля» как поэме расходится с определением ее жанра самим поэтом «рыцарский роман в средневековом духе».