барон — физик и философ; р. 28.6.1912 (Киль); в 1946—1957 — руководитель отделения Института Макса Планка по физике в Гёттингене, работал в области ядерной физики и квантовой механики, в 1957—1969 — ординарный профессор философии в Гамбурге, с 1969 — директор Института
Макса Планка по исследованию условий жизни в научно-техническом мире в Штарнберге. Известен как автор публицистических работ по проблемам науки. Осн. соч.: Die Atomkerne, 1937; Zum Weltbild der Physik, 1943; Die Geschichte der Natur, 1948; Physik der Gegenwart, 1952; Die Verantwortung der Wissenschaft im Atomzeitalter, 1957; Die Tragweite der Wissenschaft, 1964; Gedanken über unsere Zukunft, 1966; Der ungesicherte Friede, 1969; Kriegsfolgen und Kriegsverhütung (Hg.), 1971; Die Einheit der Natur, 1971; Platonische Naturwissenschaft, 1971; Fragen zur Weltpolitik, 1975; Wege in der Gefahr, 1979; Der bedrohte Frieden, Aufsätze 1945—1981,1981; Aufbau der Physik, 1985. R. Wisser. Verantwortung im Wandel der Zeit, 1967; E. Scheibel/G. Süssmann. Festschrift für C. F. v. W. — Einheit und Vielheit, 1973 (mit Bibi.); К. M. Meyer-Abich (Hg.). Festschrift für C. F. v. W. — Physik, Philos. und Politik, 1982; M. Schüz. Die Einheit des Wirklichen. C. F. v. W.s. Denkweg, 1986.
ВАЙЦЗЕККЕР Карл Фридрих фон
ВАЙЦЗЕККЕР Карл Фридрих фон
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ВАЙЦЗЕККЕР Карл Фридрих фон
род. 28 июня 1912, Киль) — немецкий физик, философ и политический деятель. Родом из швабской семьи, давшей многих известных теологов, ученых и военных. Уже в ранние годы Вайцзеккер обнаруживал интерес к астрономии и физике. В 1929—33 изучал физику в Берлине, Геттингене, Копенгагене (у Н. Бора) и Лейпциге (у В. Гейзенберга). В 1942—44 был профессором теоретической физики в Сграссбурге. В годы 2-й мировой войны вместе с В. Гейзенбергом и другими немецкими учеными работал над созданием ядерного оружия для Германии (проект «Уран»). В 1946—57 Вайцзеккер руководил отделом в Институте физики им. Макса Планка (Геттинген). В 1956 Вайцзеккер, обеспокоенный проблемой ядерного вооружения, вместе с другими немецкими учеными-ядерщиками выступил с т. н. «Гетгингенским заявлением» об отказе участвовать в изготовлении, испытании или применении ядерного оружия. С тех пор проблема политической ответственности ученого за общественные последствия своих открытий становится одной из главных тем его размышлений. В 1957—69—профессор философии в Гамбурге, с 1970—директор Института им. Макса Планка в Страссбурге.
По мнению Вайцзеккера, философия должна создавать априорный фундамент частных наук, а также заниматься проверкой обоснованности лежащих в их основе принципов. Главная задача философии—достижение нового понимания единства природы, что возможно на основе синтеза философии и частных наук. Именно здесь обнаруживается философская значимость фундаментальной физики (под которой Вайцзеккер понимает квантовую физику). Только ее аксиомы могут быть положены в основу познания, поскольку лишь они описывают условия возможности опыта и представляют мир как единое целое. Внимание Вайцзеккера привлекает диалог Платона «Парменид», который позволяет понять условия возможности самой рациональности и сферу ее применимости.
По мнению Вайцзеккера, временная структура является условием всякого опыта. При этом прошедшее интерпретируется в категориях действительно-фактичного, а будущее—в категориях возможности. Высказывания о будущих событиях могут быть сделаны только в форме вероятностных суждений. Опыт квантовой физики показывает, что суждения о будущем в строгой форме (идеал классической физики) невозможны. Это фундаментальное различие между прошлым и будущим выражает 2-й закон термодинамики. Вайцзеккер не выводит из этого закона традиционного следствия о возрастании энтропии: если отказаться от каузальной интерпретации будущего, то данное следствие перестает быть необходимым. На основании 2-го закона следует заключить, скорее, о росте богатства форм (как потенциальной информации). Такому взгляду должна соответствовать не классическая аристотелевская логика, а «квантовая», наделяющая высказывания не значением «истинно»/«ложно», а «необходимо», «возможно» или «невозможно». Вайцзеккер—автор большого числа статей, посвященных проблемам современного мира и культуры. Одну из причин современного кризиса он видит в особенностях развития «больших» культур, в которых отношения строятся не на основе личного знакомства, а на процессах абстрагирования и квантификации взаимных прав и обязанностей в форме власти и денег.
Соч.: Zum Weltbild der Physik, 1943; Die Geschichte der Natur, 1948; Die Verantwortung der Wissenschaft im Atomenzeitalter, 1957; Die Einheit der Natur, 1971; Wege in der Gefahr, 1977; Wahrnehmung der Neuzeit, 1983; Aufbau der Physik, 1985; Физика и философия.— «ВФ», 1993, Ns l.
Лит.: Physik, Philosophie und Politik. Fur Carl Friedrich von Weizsacker zum 60. Geburtstag. Munch., 1982; Schutz M. /. C. Einheit des Wirklichen. Carl Friedrich von Weizsackers Denkweg, 1986.
И. А. Михайлов
По мнению Вайцзеккера, философия должна создавать априорный фундамент частных наук, а также заниматься проверкой обоснованности лежащих в их основе принципов. Главная задача философии—достижение нового понимания единства природы, что возможно на основе синтеза философии и частных наук. Именно здесь обнаруживается философская значимость фундаментальной физики (под которой Вайцзеккер понимает квантовую физику). Только ее аксиомы могут быть положены в основу познания, поскольку лишь они описывают условия возможности опыта и представляют мир как единое целое. Внимание Вайцзеккера привлекает диалог Платона «Парменид», который позволяет понять условия возможности самой рациональности и сферу ее применимости.
По мнению Вайцзеккера, временная структура является условием всякого опыта. При этом прошедшее интерпретируется в категориях действительно-фактичного, а будущее—в категориях возможности. Высказывания о будущих событиях могут быть сделаны только в форме вероятностных суждений. Опыт квантовой физики показывает, что суждения о будущем в строгой форме (идеал классической физики) невозможны. Это фундаментальное различие между прошлым и будущим выражает 2-й закон термодинамики. Вайцзеккер не выводит из этого закона традиционного следствия о возрастании энтропии: если отказаться от каузальной интерпретации будущего, то данное следствие перестает быть необходимым. На основании 2-го закона следует заключить, скорее, о росте богатства форм (как потенциальной информации). Такому взгляду должна соответствовать не классическая аристотелевская логика, а «квантовая», наделяющая высказывания не значением «истинно»/«ложно», а «необходимо», «возможно» или «невозможно». Вайцзеккер—автор большого числа статей, посвященных проблемам современного мира и культуры. Одну из причин современного кризиса он видит в особенностях развития «больших» культур, в которых отношения строятся не на основе личного знакомства, а на процессах абстрагирования и квантификации взаимных прав и обязанностей в форме власти и денег.
Соч.: Zum Weltbild der Physik, 1943; Die Geschichte der Natur, 1948; Die Verantwortung der Wissenschaft im Atomenzeitalter, 1957; Die Einheit der Natur, 1971; Wege in der Gefahr, 1977; Wahrnehmung der Neuzeit, 1983; Aufbau der Physik, 1985; Физика и философия.— «ВФ», 1993, Ns l.
Лит.: Physik, Philosophie und Politik. Fur Carl Friedrich von Weizsacker zum 60. Geburtstag. Munch., 1982; Schutz M. /. C. Einheit des Wirklichen. Carl Friedrich von Weizsackers Denkweg, 1986.
И. А. Михайлов
Источник: Новая философская энциклопедия