ВАЙБХАШИКА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВАЙБХАШИКА
санскр.), вначале носившая назв. сарвастивада, позднее иногда называвшаяся муласарвастивада, одна из крупных школ хинаяны. Близка к тхераваде (учению старейших). По решению собора в нач. н. э. в Кашмире (т. н. 4-го буддийского собора) были составлены комментарии к канону (вибхаша) - отсюда назв. школы. Осн. источником для изучения В. служит трактат крупнейшего представителя школы (впоследствии перешедшего и махаяну) Васубандху «Абхидхармакоша».
Основа воззрений В.- учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны и принятое буддизмом вообще. Схоластич. реализм В. приводит к утверждению неизменного постоянного числа дхарм, разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие, в связи с чем бытие дхарм, их возникновение и исчезновение - это только странствие имеющихся данностей с одной временной ступени на другую. В. предполагает многочисл. классификации дхарм, наиболее значимые среди них - ст. зр. течения процесса познания - классификации на скандхи, аятаны, или основы сознания, и дхату, группы элементов сознания. Нирвана как абс. реальность предстает в В. совершенно отделенной от нирваны как психологич. состояния и, оказавшись неподвижным, неизменным элементом, означающим безличный материальный остаток, выступает как некая вещная данность - дравья (букв.- вещь). Этот примитивный реализм В. смягчается указанием на то, что «материальный» не означает «телесный», а только «непсихический» («угашены феномены сознания»).

Источник: Советский философский словарь

ВАЙБХАШИКА (САРВАСТИВАДА)
одна из четырех философских школ буддизма, относящаяся к Хинаяне. Эта школа получила свое название от трактата «Махавибхаша» («Великий комментарий»), написанного мыслителем Паршвой (в настоящее время он сохранился только в китайском переводе). Таким образом, вайбхашики—последователи учения Вибхаши — «Комментария» Паршвы. Другое название этой школы—сарвастивада (от санскритских слов «сарва» — «все» и «асти» — «есть») связано с тем, что ее представители учили, что все (то есть все дхармы, «сарва дхарма») реально; все дхармы (прошлые, настоящие и будущие) реальны и ничего более реального, чем дхармы, нет. Эта школа также утверждала, что дхармы обладают действительным онтологическим статусом (дравья сат), будучи одновременно и условными единицами языка описания психофизического опыта, то есть опять-таки дхарм (праджняпти сат). Представители этой школы прежде всего занимались классификацией и описанием дхарм в контексте религиозной доктрины буддизма. Они также были и эпистемологическими реалистами, не только признавая реальное существование внешнего мира вне воспринимающего сознания, но и утверждая его полную адекватность миру, воспринятому живыми существами и включенному в их сознание в качестве объектной стороны их опыта. Важнейшим памятником этой школы является «Вместилище А6хидхармы» (или «Энциклопедия Абхидхармы») — «Абхидхармакоша» (V в.), текст, написанный великим буддийским мыслителем Васубандху с позиций кашмирской вайбхашики (хотя сам Васубандху был в это время, видимо, саутрантиком).

Источник: Буддизм. Карманный словарь

ВАЙБХАШИКА
санскр. от Вибхаша – название одной из комментаторских работ этой школы, означающее необязательность, предпочти- тельность) – школа раннего буддизма, излагавшая осн. проблемы буддийской философии в духе наивного материализма. Окончательно оформилась в 3–2 вв. до н.э. Гл. работами В. являются "Джнянапрастхана" ("Путь знания") Катьяянипутры (3 в. до н.э.); комментарии к этой работе – "Махавибхаша" ("Большой комментарий") и "Вибхаша" ("Комментарий", 2 в.); "Абхидхармакоша" Васубандху (5 в.), работы философов Сангабхадры, Яшомитры и др. Учение В. имело широкое распространение в Индии почти в течение тысячелетия; осн. источники В. были переведены в Китае, в частности и в Тибете, Японии, где идеи В. существовали длит. время. Центральным в системе В. является учение о дхармах как конечных реальностях, лежащих в основе всех явлений. Дхармы – это взаимодействующие между собой вечные элементы бытия, среди к-рых имеются не только материальные, но и духовные, психич. элементы. Вайбхашики различали 75 видов дхарм, к-рые группировались ими в различные классы. В противоположность монистич. идеализму Упанишад и веданты, В. считала, что подобно всем др. объективным реальностям, человеч. личность не имеет в своей основе никакой духовной субстанции (Атман), а является комбинацией материальных и психич. дхарм. Дхармы находятся в вечном непрекращающемся процессе постоянного взаимодействия в соответствии с законом "зависимого происхождения", к-рый представляет собой видоизмененную формулировку закона кармы. Хотя сами дхармы вечны и неизменны, но образованные из них объекты преходящи и есть не что иное, как непрерывно сменяющийся поток дхарм. Человеч. личность и его духовный мир также есть непрерывный поток отд. моментов сознания, к-рым сопутствуют отд. моменты чувствования и желания. По учению В., вечный поток комбинаций дхарм находит свое успокоение в нирване, являющейся особого рода дхармой, означающей такое состояние всех элементов бытия, в к-ром завершается их волнение, угасает их активность. Достижение нирваны возможно путем подавления потока дхарм, т.е. путем подавления всех своих желаний, чувствований, к-рые как бы умирают в нирване. В теории познания В. стоят на позициях сенсуализма, подчеркивают решающую роль чувств в познании. В. представляет собой наивно-материалистич. учение со значит. элементами диалектики. Ранним буддистам, указывал Ф. Энгельс, как и древним грекам, присуще стихийно-диалектич. мышление (см. "Диалектика природы", 1955, с. 176). В ходе дальнейшего развития философии буддизма стихийно-материалистич. принципы В. были изменены школой мадхьямиков в духе объективного идеализма. Сами дхармы и весь эмпирич. мир рассматривались уже не как конечные элементы бытия, а лишь как иллюзорное проявление неподвижной, неизменной, вечной нирваны, считаемой субстратом бытия. Такая эволюция буддийской филос. школы была обусловлена непоследоват. и огранич. характером материализма В. Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 523–30; ?озенберг О. О., Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. 2 – Проблемы буддийской философии, П., 1918; Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1, СПБ, 1857; Stcherbatsky Th., The central conception of Buddhism and the meaning of the word "Dharma", L., 1923; его же, The conception of buddhist nirv?na, Leningrad, 1927; его же, Buddhist logic, v. 1-2, Leningrad, 1930-32; Mishra M. U., History of Indian philosophy, v. 1, [L.], 1957; History of philosophy Eastern and Western, ed. by S. Radhakrishnan [a. o.], v. 1, L., 1952. H. Аникеев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВАЙБХАШИКА
школа индо-буддийской философии хинаяны, развивавшая идеи сарвистивады. В течение восьми веков вайбхашика была главным оппонентом школ махаяны и индуизма. Название происходит от «Вибхаши»—комментария на «Абхидхарма-питаку», составленного после собора буддистов при императоре Канишке (1—2 вв.) и сохранившегося в китайском переводе. Основателем школы считается Васумитра, стоявший во главе авторов «Вибхаши». Известны имена вайбхашиков 3—6 вв.: Бхаданта, Дхарматрата, Гхошака, Буддхадева, Сангхабхадра. Наиболее крупные центры вайбхашиков находились в монастырях Кашмира вплоть до изгнания оттуда буддистов мусульманами в 9 в. В Китае трактаты школы переводились уже в 383—390 гг., на них опирались в школе цзюй-ше, к основным источникам которой позднее добавилась и «Абхидхармакоша» Васубандху (5 в.). Японский аналог цзюйше—школа куся, основанная в 660. В Тибете вайбхашика изучалась преимущественно в курсах по Абхидхарме.
Философия школы опирается на теорию дхармо-частиц (см. Дкарма) потока сознания, реально существующих в прошлом, настоящем и будущем. Для каждой отдельной частицы пребывание в этих трех временах составляет /и долю секунды. За это мгновение дхарма успевает возникнуть, произвести действие или войти в какое-то сочетание частиц и исчезнуть, уступив место следующей дхарме непрерывно меняющегося потока бытия. Таковых частиц пульсирующей природы неисчислимое множество, они подразделяются на 75 классов. Три из них суть непременные (нитья) «участники» индивидуального потока, ибо они создают условия для освобождения от изменчивости остальных дхармо-частиц—это пространство и два класса частиц, прекращающих (ииродха) пульсацию дхарм. Пока она действует, существует мир сансары, прекращение же ее тремя названными дхармами означает уход в мир успокоения, в нирвану, которая так же реальна, как и сансара.
Наиболее известна систематизация списка дхарм из 5 групп (сканахи), или 5 частей потока сознания (сантана) особи: (1) частицы чувственного содержания потока (рупа); (2) частицы чувственного ощущения (ведана) приятного, неприятного, нейтрального; (3) частицы знаково-понятийного содержания (саиджня); (4) частицы сил и влияний соделанного прежде (санскара, или карма); (5) познавательные частицы (виджняна).
Философия вайбхашиков последовательно проводила идеи невечности сансары, отсутствия в ней нетленной самости, Бога-творца мироздания. Нет в мире ни личности, ни ее воли (как неэмпирических сущностей), все индивидуальные устремления обусловлены причинно-следственной цепью взаимозависимости (пратитья-свмутпада). Личность и душа уступают место потоку дхармо-частиц особи. Но последние таковы лишь в феноменальном мире сансары, когда же волнение дхарм успокоено, они суть недвижимы и самосущи (свабхава), они вне зависимости и причинности. Поскольку оба мира равны по своему онтологическому статусу (т. е. реальны) и состоят из одинакового набора дхарм, постольку природа 72 классов их в сансаре резко отличается от их природы в нирване. Сансара есть лишь потоки пульсирующих энергий, неведомые источники которых таковы же, как и в нирване, но в ней они сами по себе (свабхава-дхарма), самостоятельны (свадхарма). Они не суть субстанция, как и пульсация не есть присущее им качество, ибо при подобном предположении частицы нирваны нельзя было бы признать абсолютно покойными и независимыми. Потоки эмпирических жизней особи безначальны, индивидуализируются особой силой (прапти), и эти перерождения особи могут прекратиться только в нирване. Прапти действует совместно с другими силами, присущими каждой дхармо-частице, а именно силами возникновения, пребывания, распада и исчезновения, функционирующими одновременно и ежемгновенно. В феноменальной действительности дхармы проявляются во времени и пространстве в сочетаниях согласно законам причинности и соответственно сопутствующим условиям. Напр., анализ любого сознательного акта показывает, что каждое мгновение дхарма сознания (читта) пребывает в сочетании не менее чем с 10 дхармами-спутниками, Появляющимися по закону взаимозависимого возникновения. Такого рода исходные положения в онтологии открывали огромные возможности не только аналитикам вайбхашики, но и мистикам для самоуглубления, медитации над пластами психики индивида.
В вайбхашикедхармический анализ естественным образом переходит к проблемам этики. Дхармо-часткцы омрачения (клеши) непременно присутствуют в жизненных потоках. Правда, они не всегда явны, но обнаруживают себя тем, что заставляют «волноваться» другие дхармы. Поэтому религиозно-нравственное очищение — это прежде всего забота об искоренении клеш и аваран (интеллектуальных преград освобождению), что является одновременно улучшением кармы для будущей участи особи. Всевозможные религиозные процедуры, обряды, обеты и т. д. оказывают воздействие на процессы сочетания дхармо-частиц независимо от того, выполняет ли их адепт или простой верующий, не умеющий медитировать над разрозненными частями своего естества. Клеши, безусловно,—топливо для темных кармических сил, вращающих колесо перерождений.
Успокоить это волнение и освободиться от страдания — вот сотериологическая цель школы. Наиболее продуктивным путем к ней считалось отчетливое знание всех дхармо-частиц потока в теории и практике, ясное представление о законах их взаимодействия и умение управлять ими, постепенно подавляя пульсацию. В этой связи для адепта главным становится интуитивное знание (праджня), которое, словно луч света, освещает поток сознания и своим присутствием противодействует вредным частицам. Но с помощью праджни можно сделать лишь первый шаг на Пути освобождения. Весь Путь проходит тот, кто упражняется в йоге ума и культивирует сосредоточения и созерцания (бхавана).
Лит.: Щербатской Ф. И. Избр. труды по буддизму. М., 1988; Розенберг О. О. Труды по буддизму. М., 1991; Васубшдху. Абхидхармакоша, разд. 3, пер. с санскр., введение, комментарий и историкофилософское исследование Е. П. Островской и В. И. Рудого. СПб., 1994; разделы 1 и 2, пер. с санскр., введение, комментарий и реконструкция системы Е, П. Островской и В. И. Рудого. М., 1998; Guenther ff. V. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Boulder— L,1976.
В. П. Андросов

Источник: Новая философская энциклопедия

ВАЙБХАШИКА
(санскр. vaibha–sika–, тиб. bye brag tu smra ba, разъяснение, описание) — одна из школ индо-буддийской философии Хинаяны, развивавшая идеи ранней сарвастивады. Название происходит от Вибхаши — большого и малого комментариев к Абхидхарма-питаке (третья книга буддийского канона Трипитаки), составленных, согласно преданию, после собора буддистов при императоре Канишке (I–II вв.) и сохранившихся в китайском переводе. Основателем школы считается Васумитра — глава «коллектива авторов» санскритского текста «Абхидхарма-махавибхаши», являющегося комментарием к одной из книг «Абхидхармапитаки» — «Джняна-прастхана» («Установление истинного знания», приписывается Катьяянипутре и датируется I–II вв.). В III–VI вв. творили такие мыслители В., как Бхаданта, Дхарматрата, Гхошака, Буддхадева, Сангхабхадра. Наиболее известные центры школы находились в монастырях Кашмира вплоть до изгнания оттуда буддистов мусульманами в IX в. В Китае трактаты В. переводились уже в 383–390 гг., на них опирались в школе цзюй-ше, к основным источникам которой позднее добавилась и «Абхидхарма-коша» Васубандху (IV–V вв.), хотя в Индии этот труд критиковался Сангабхадрой (в «Ньяя-анусара-шастре») за то, что толкования автора были ближе воззрениям другой хинаянской школы — саутрантиков. Японский аналог цзюй-ше — школа куся, основанная в 660 г., исследовала главным образом «Абхидхарма-кошу». В Тибете В. изучалась преимущественно при занятиях Абхидхармой. Философию школы определяет теория дхармо-частиц потока сознания (сантана), реально существующих в прошлом, настоящем и будущем в соответствии с определением сарвастивады: «Всё существует». Для каждой отдельной частицы пребывание в этих трёх временах составляет 1/75 долю секунды, т.е. мгновение (кшана), за которое дхарма успевает возникнуть, произвести действие или войти в какое-то сочетание частиц и исчезнуть, уступив место следующей дхарме непрерывно меняющегося потока бытия. Таковых частиц пульсирующей природы неисчислимое множество, однако все они входят в 75 классов абхидхармического списка. Три класса из них суть непременные (нитья) «участники» индивидуального потока, ибо они создают условия для подавления изменчивости остальных дхармо-частиц, — это пространство и два класса частиц, прекращающих (ниродха) пульсацию дхарм. Пока она действует, мир сансары существует, прекращение же её тремя названными дхармами означает уход в мир успокоения, в нирвану, которая столь же реальна, как и сансара. Наиболее известна классификация дхармо-частиц на пять групп (скандха) потока сознания (сантана) особи: 1) частицы чувственного содержания потока (рупа); 2) частицы чувственного переживания или ощущения (ведана) — приятного, неприятного, нейтрального; 3) частицы знаковопонятийного содержания, или представлений (санджня); 4) частицы сил и влияний прежних деяний (санскара, или карма); 5) частицы [чистого] познания (виджняна). Аналитическая философия В. последовательно проводила идеи невечности (анитья) сансары, отсутствия в ней нетленной самости (анатман), Бога — творца мироздания и его начала. Нет ни личности, ни её воли (как неэмпирических сущностей), все индивидуальные устремления обусловлены причинно-следственной цепью взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада). Личность и душа уступили здесь место потоку волнующихся дхармо-частиц особи. Но последние таковы лишь в феноменальном мире сансары, когда же волнение дхарм успокоено, они недвижимы, самосущи (свабхава) и пребывают вне зависимости и причинности. Поскольку оба мира равны по своему онтологическому статусу (т.е. реальны) и состоят из одинакового набора дхарм, постольку природа их 72 классов в сансаре резко отличается от их природы в нирване. Сансара — это поток пульсирующих энергий, неведомые источники которых таковы же, как и в нирване, но в нирване эти энергии существуют сами по себе (свабхава-дхарма), они самостоятельны (свадхарма). Они не являются субстанцией, а пульсация не есть присущее им качество, поскольку при подобном предположении частицы нирваны нельзя было бы признать абсолютно спокойными и независимыми. Потоки эмпирических жизней особи безначальны, и её рождения могут прекратиться только в нирване. Эти потоки индивидуализируются особой силой (прапти), которая действует совместно с другими силами, присущими каждой дхармо-частице, а именно силами возникновения, пребывания, распада и исчезновения, функционирующими одновременно и ежемгновенно. В феноменальной действительности дхармо-частицы проявляются во времени и пространстве в различных сочетаниях, согласно законам причинности и соответственно сопутствующим условиям, например, анализ любого сознательного акта показывает, что каждое мгновение дхарма сознания (читта) пребывает в сочетании с не менее чем 10 дхармамиспутниками, появляющимися по закону взаимозависимого происхождения. Разумеется, такого рода исходные положения в онтологии открывали огромные возможности не только аналитикам В., но и практикующим в поцессе самоуглубления и медитации. В В. дхармический анализ естественным образом переходит на проблемы этики. Дхармо-частицы омрачения (клеща) непременно присутствуют в жизненных потоках. Правда, они не всегда явны, но обнаруживают себя, заставляя «волноваться» другие дхармы. Поэтому религиозно-нравственное очищение — это, прежде всего, забота об искоренении клещ (психофизиологических ядов сознания) и аваран (интеллектуальных препон на Пути освобождения), что ведет к улучшению кармы и будущей участи особи. Всевозможные религиозные акты, обряды, обеты и т.д. оказывают воздействие на процессы сочетания дхармо-частиц независимо от того, выполняет ли их адепт Абхидхармы или простой верующий, не умеющий медитировать. Клещи (например, авидья — незнание, хаос иллюзий, блуд ума), безусловно, «топливо» для кармических сил, вращающих колесо рождений в страдании (духкха), объясняемом через волнение дхарм. Успокоить это волнение и освободиться от страдания — вот сотериологическая цель школы. Наиболее продуктивным методом её достижения вайбхашики считали отчетливое знание всех дхармо-частиц потока в теории и практике, ясное представление о законах их взаимодействия и умение управлять этими частицами, постепенно подавляя их пульсацию. В связи с этим для адепта главным становится интуитивное, проникновенное постижение (праджня), которое освещает поток сознания и своим присутствием противодействует вредным частицам (акущала-дхарма). Последние, будучи подавленными, замещаются в сантане непременной дхармой прекращения (пратисанкхья-ниродха). Но с помощью праджни можно сделать лишь первый шаг на Пути освобождения. Весь Путь проходит тот, кто упражняется в йоге ума и культивирует сосредоточения и транссозерцания (бхавана). Хотя конечную религиозную цель нельзя достичь путём познания, В. уделяет много внимания и эпистемологии. Правда, трудно представить субъектно-объектные отношения познания, которое есть лишь поток множества вспыхивающе-гаснущих отдельных мгновений, не соприкасающихся друг с другом, а только возникающих в определенном порядке и сочетании (сарупья). Например, что происходит при познании цвета? В одно мгновение возникают дхармо-частицы цвета, органа зрения, сознания, а также такие условия, как освещённость, расстояние, активность внимания и т.д. Если же процесс познания длителен, то мыслители школы говорят о сериях вспыхивающе-гаснущих мгновений каждой из дхарм, участвующих в осознании восприятия. В В. теория восприятия (грахана) органами чувств имеет свою специфику. Материальные объекты (васту), или вещи, тела, состоят из мельчайших, неделимых, неизмеримых и непроницаемых частичек (параману) природы чувственного восприятия (рупа), которая «схватывается» лишь при наличии дхарм первой скандхи (см. выше). Когда последние воспринимаются, это значит, при них уже присутствуют частички цвета, запаха, вкуса и т.д. Кроме того, в природе есть атомы (ану) — носители качеств первостихий, великих элементов (махабхута): земли, воды, воздуха и огня. Одно из качеств всегда преобладает в том или ином теле. Но атомы — это составляющие отнюдь не только вещей и тел, но и органов чувств пяти видов. Последние, как и вещи, представляются в виде ядра, образованного махабхутами (к примеру, глазное яблоко) и покрытого тонкой оболочкой 10 дхармо-частиц чувственного содержания (рупаскандха), т.е. пятью дхармами органов чувств и их объектов. Согласно В., достоверны только два способа познания — это описанное восприятие и выводное понятийное знание (адхьявасайя). Прошлое реально не только потому, что оно воздействует на настоящее и определяет его, но и потому, что в противном случае оно не стало бы объектом познания. Все живые существа вселенной распределяются мудрецами школы по трём сферам: 1) сфера страстей (кама-дхату) — 10–11 уровней существ: от мира тварей ада до мира богов, потоки сознания обитателей которых преисполнены вожделений, заблуждений и т.д.; 2) сфера цветов и форм (рупа-дхату) — 17–18 уровней существ настолько успокоенных, что они уже избавились от чувства вкуса и обоняния и занимаются только созерцанием (дхьяна) четырёх видов; 3) сфера вне цветов и форм (арупадхату) — четыре уровня потоков сознания, искоренивших чувственность и пребывающих в транссостояниях. Путь религиозного освобождения каждой особи начинается тогда, когда она рождается человеком, готовым вступить на этот путь, т.е. имеющим нравственный потенциал, хорошую карму и благоприятные условия для изучения и практики буддизма. После подготовительной стези наступает «стезя вступления», затем (возможно, в следующих рождениях) преодолеваются «стезя познания» (даршана-марга) и «стезя созерцания» (бхавана-марга). Это позволяет надеяться на получение первого плода «вступившего в поток» (сротапанна), гарантирующего в дальнейшем духовный прогресс и три высших плода: «рождающегося на земле последний раз» (сакритагамин), «не возвращающегося в сферу страстей» (анагамин) и «достойного нирваны» (архат).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
783.75 кб

Путь и плод просветления в учении школ вайбхашика и Саутрантика

Глебец Елена Андреевна
Статья посвящена исследованию сотериологической концепции школ Вайбхашика и Саутрантика. Рассматриваются объекты постижения и отвержения, направления и плоды религиозного пути.
Читать PDF
522.02 кб

Дискуссии между буддийскими школами вайбхашиков и саутрантиков о реальности времени

Акимов Рустам Акимович
Исследуется одна из фундаментальных категорий философии и науки время.

Похожие термины:

  • Школа вайбхашика

    Другие названия: сарвастивада (учение о реальности всех дхарм), муласарвастивада (корневая сарвастивада). В школе разработана классификация дхарм, количество которых считается постоянным. Утверж