(13 в.) – арм. философ и обществ. деятель. филос. труды В. представляют собой толкования сочинений Аристотеля ("Категории", "Об истолковании"), Порфирия ("Введение"), Псевдо-Аристотеля ("О мире"), Григория Нисского ("О строении человека"), Псевдо-Дионисия Ареопагита и др. Рукописи этих соч. находятся в хранилище Матенадаран (Ереван). Мировоззрение В. противоречиво: наряду с прогрессивными для того времени тенденциями в нем много схоластического, связанного с религ. догматикой и ср.-век. мистикой. В вопросах логики и гносеологии В. выступал сторонником номинализма (см. "Толкование "Введения" Порфирия", сделанное Ваграмом, Матенадаран, рукопись No 4268, с. 312 а). Согласно В., человек способен познавать находящиеся вне его предметы и явления: "Познаваемое находится вне человека и поддается познанию" ("Толкование "Категорий" Аристотеля", Матенадаран, рукопись No 1683, с. 74 б). Содержанием мыслей является действительность; мысли подвергаются изменению вследствие изменения сущности вещей: "... речь и мнение зависят от сущности и с изменением последней они принимают противоположные определения" (там же, с. 106 б). Пространство неотделимо от тела, "тело существует и выявляется в пространстве, и пространство видно по телу" (там же, с. 70 а). Но само понятие пространства В. трактовал метафизически как вместилище тела. В. близко стоял к царскому двору Киликийского арм. гос-ва. Он является автором "Истории Рубенидов" (Париж, 1859). Лит.: Чалоян В. К., История армянской философии. (Древний и средневековый период), Ереван, 1959, с. 237 – 40. Г. Григорян. Ереван.