ВАГНЕР Рихард

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Вагнер Рихард
(1813-1883) - немецкий композитор. Оперы Вагнера вызывали к жизни неоязыческие мифы. Вагнер был яростным антисемитом и защитником чистоты немецкой религии (Пол Лоуренс Роуз «Революционный антисемитизм « (Pole Lawrence Rose, Revolutionary Antisemitism, 1990)).

Источник: Новые религиозные движения.

Вагнер, Рихард
1813 - 1883) - великий немецкий композитор, реформатор оперной музыки. Его знаменитая тетралогия "Кольцо Нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов") представляет собой опыт создания целостного художественного произведения (Gesammt-Kunstwerk), которое должно было, подобно античной трагедии, органически соединить в себе все отдельные отрасли искусства: поэзия представлена в нем драматическим текстом, музыка - пением и оркестром, скульптурный и пластический момент - игрой актеров, архитектура и живопись - театральными декорациями. Темы для своих музыкальных драм Вагнер брал большей частью из германского народного эпоса. Центр тяжести их музыкального содержания лежит в оркестре. Вагнером был впервые введен способ музыкальной характеристики действующих лиц, событий и душевных переживаний с помощью лейтмотивов. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ВАГНЕР (Wagner) Рихард
1813— 83) — нем. композитор, писатель, театральный деятель, мыслитель. Развивая наследие нем. романтизма, тяготевшего к взаимодействию иск-в, стремился к органическому слиянию в опере музыки, слова и театрального действия. В эстетике и худ. творчестве В. продолжил линию основоположника нем. романтической оперы К. М. Вебера, а также Гофмана. Присущие романтизму представления о жизненной значимости иск-ва, призванного существенно повлиять на жизнь людей и даже изменить мир, сочетаются у В. с социально-утопическими и анархическими идеями эпохи революции 1848 г. Отсюда резко выраженный антибуржуазный пафос его творчества: отрицание богатства, символизируемого золотом, в к-ром В. видел причину неравенства людей и всех бедствий мировой истории; идея освобождения — эмансипации-искупления мира от греха и лжи. Позднее на эстетические воззрения В. оказали влияние философский гуманизм Л. Фейербаха с его общечеловеческими мотивами и философия Шопенгауэра, у к-рого В. перенял не столько пессимистический настрой, сколько убежденность в мощи философского языка музыки. Во мн. благодаря этому худож. замыслы В. («Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда») приобретают характер небывалой и чрезмерной обобщенности. Соединяя музыку с языком мифа, В. выступает как своеобразный исследователь мифологии. Реформаторская деятельность В. при всей ее противоречивости оказала большое влияние на развитие оперного нск-ва. Осн. эстетические работы В.: «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), «Опера и драма» (1851), «Бетховен» (1870), «Религия и искусство» (1880) и др. содержат попытки обоснования «целостного искусства», подчиненные его философ-ско-худож. идеям.

Источник: Эстетика: Словарь

ВАГНЕР Рихард
Wagner), (22 мая 1813 – 13 февр. 1883) – нем. композитор-драматург и эстетик. В 30-х гг. учился в Лейпцигском ун-те. В 40-х гг. В. примкнул к революц. движению, участвовал в майском восстании 1849 в Дрездене. После поражения революции бежал в Швейцарию, где написал осн. теоретич. работы: "Искусство и революция" (1849, рус. пер. 1918), "Художественное произведение будущего" (1850, рус. пер. – "Русская музыкальная газета", 1897, No 13, 5–8, 1898, No 1, 3, 10), "Опера и драма" (1852, рус. пер. 1906) и др. В этих работах сказывается влияние философии и этики Фейербаха, отчасти анархизма Бакунина. Эстетические принципы изложены в основном труде В. "Опера и драма". Музыка – искусство правдивого выражения человеческих чувств; мелодия воспроизводит внутренний мир народа. Музыканты должны приблизиться к народной песне, к-рой свойственно единство мелодии и поэтического слова. Поэзия же достигает высшего совершенства в нар. мифах. Гармонич. синтез иск-в, достигнутый антич. Грецией, давно утерян. Власть капитала и христ. церкви, "страшная безнравственность социальных учреждений" – причины вырождения иск-ва оперы и драмы. Художеств. единство будет достигнуто лишь с падением гос-ва и заменой христианства новой религией человеч. любви. Идеальная опера будет питаться из нар. мифотворчества. Это будет иск-во будущего, к-рое поднимется "на плечах великого социального движения" и будет "принадлежать всем людям". Призвание художника – преодолеть посредством иск-ва существующую форму общения, заменить "эгоистическую" связь индивидов связью, основанной на непосредств. "чувственном" взаимопонимании и братстве свободных людей. В. полагал, что именно "произведение искусства будущего" и его творец – художник, сыграют гл. роль в утверждении нового обществ. порядка. При всем идеализме и утопичности эти работы В. сыграли положит. роль в его творчестве: "Тангейзер" раскрыл конфликт христианско-церк. морали и чувственной, земной, мирской природы человека. В "Лоэнгрине" воплощено, по словам самого В., "трагическое положение художника в современной жизни" ("К друзьям моим" – "Eine Mitteilung an meine Freunde", 1851). В "Мейстерзингерах" воспет идеал нар. иск-ва. В сер. 50-х гг. в мировоззрении В. наступил перелом. В. обратился к пессимистич. философии Шопенгауэра, позже – Ницше и Гобино, отрекся от революции и, вернувшись в Германию в 1861, перешел к защите великогерманских и религ. взглядов. В "Государстве и религии" ("?ber Staat und Religion", 1864) искусство провозглашается "сознательно-иллюзорной" областью, уводящей человека от реальности, в то время как в религиозных представлениях ему якобы открывается полная и чистая истина. В "Бетховене" (1870, рус. пер. 1911) В. объявляет творчество композитора ясновидением. В "Религии и искусстве" ("Religion und K?nst", 1880) он пытается доказать "бренность мира", "вырождение" человечества, осуждает материализм, а спасение видит в идеализме Шопенгауэра и "истинной" религиозности. В творчестве В. появляются реакционно-романтич. черты. "Кольцо Нибелунгов" проникнуто глубоким пессимизмом. В интерпретации нар. мифов В. отошел от историч. правды. Отсюда – суровая критика Вагнера Марксом и Энгельсом (см. Соч., т. 16, ч. 1, 1937, с. 22–23, прим.). Вместе с тем образ героя Зигфрида – освободителя людей от власти золота, сохранил черты антикапиталистического замысла 40-х гг. Ложные воззрения, сложившиеся у В. в последнее тридцатилетие его жизни, не раз были использованы реакц. силами для односторонне-тенденциозной интерпретации его творчества и для пропаганды герм. шовинизма. Лучшее в муз. и теоретич. наследии В. вошло в сокровищницу нем. и мировой культуры. Соч.: Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 1–10, Lpz., 1871–83; 6 Aufl., Bd 1–16, Lpz., 1912–14; соч. в рус. пер. – Моя жизнь. Мемуары, т. 1–4, [СПБ], 1911–12; Избранные статьи, М., 1935. Лит.: Гачев Д., Вагнер и Фейербах, "Сов. музыка", 1934, No 7; Лиштанберже ?., Рихард Вагнер как поэт и мыслитель, М., 1905; Dinger ?., Richard Wagners geistige Entwicklung; L?ck R., Richard Wagner und L?dwig Feuerbach, Breslau, 1905; ?oos P., Richard Wagner als Estethiker, В., 1906; M?ller G. H., Richard Wagner in der Mai-Revolution 1849, Dresden, 1919; Frommel G., Der Geist der Antike bei R. Wagner, В., 1933. К. Розеншильд. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.