В ЧЕМ МОЯ ВЕРА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

«В ЧЕМ МОЯ ВЕРА-»
главный религиозно-философский трактат Л. Н. Толстого. Написан в 1883—84; 1-е изд.: М., 1884; последнее изд.: «Исповедь; В чем моя вера?». Л., 1991. Сразу же после публикации в России был запрещен. Издавался за границей на французском, немецком и английском языках. В этом трактате, наиболее ярко отразившем нравственно-духовный переворот в мировоззрении Толстого, он изложил свое понимание христианства, роли церкви в жизни общества и учение о ненасилии. Идея ненасилия, считал Толстой, составляет главную ценность Евангелия. В Нагорной проповеди Христа непротивление злу насилием является не второстепенной, а основной заповедью. Обращаясь к греческому тексту Евангелия, наименее искаженному переписчиками. Толстой пришел к выводу, что выражение «Не судите и не судимы будете» следует понимать в его прямом значении—не подвергайте суду, т.е. не привлекайте к суду, не делайте насилия над личностью. Это значение потеряло свою актуальность вместе с прекращением гонений на первых христиан, и потому оно было утрачено и заменено другим — «не злословьте». Толстой выступал за восстановление истинного, по его мнению, смысла христианского учения, за утверждение идеи ненасилия в качестве абсолютной практической нормы, в связи с чем критиковал ложность, с его т. зр., церковного учения и деятельности государства, допускавших и оправдывавших насилие.
Учение Толстого о ненасилии имело огромный общественный резонанс и подверглось критике как в церковной среде, так и представителями самых разных общественных направлений.
Лит.: О религии Льва Толстого, сб. 2. M., 1912; Асмус В. Мировоззрение Толстого.—Избр. филос. труды, т. 1. M., 1969, с. 40— 101; Рачин И. Филос. искания Льва Толстого. М-, 1993; New Essays on Tolstoy. Cambr., 1978; Gustaffson A Leo Tolstoy: Resident and Stranger. A Study in Fiction and Teology. Princeton, 1986.
И. Рачин

Источник: Новая философская энциклопедия

В ЧЕМ МОЯ ВЕРА-
философско-религиозный трактат Л.Н.Толстого, в к-ром излагается его христианско-религиозное миропонимание и подвергается критике официально-церковное толкование учения Христа. Объектом анализа работы Толстого является христианское вероучение, включающее в себя практическое учение о жизни (этику) и объяснение сущности жизни (метафизику), органично связанные между собою. Толстой считает, что «разрыв» между этикой и метафизикой «начался с проповеди ап. Павла, не знавшего этического учения Христа, выраженного в Евангелии от Матфея, и проповедовавшего чуждую Христу метафизическо-кабалистическую теорию». Это обстоятельство, с т.з. Толстого, имело трагические последствия для европейской культуры, т.к. «учение о жизни людей (этика) эмансипировалось от церкви и утратило дух христианства». Свою главную задачу Толстой видит в том, чтобы интегрировать этику в христианское мировоззрение, что позволит человеку руководствоваться в своей жизни непосредственно христианскими заповедями. Восстановление этического пробела в современном христианстве связывается с возрождением истинной веры в сознании цивилизованного человечества, верящего в учение Христа по инерции, по привычке.
В то же время цивилизованное человечество «больше, чем когда-либо, нуждается в осознании религиозного учения Христа, в вере, которая прежде бессознательно вливалась в человечество». Согласно Толстому, вера не есть откровение, а разумное сознание смысла жизни; разум, открывающий истину Истина ведет к пониманию смысла блага, выраженного в идее единения человечества на основе мирного, любовного сосуществования людей: «Царство Бога на земле есть мир всех людей между собой, мир между людьми есть высшее доступное на земле благо людей». Высшая идея блага не умозрительный идеал, а определенная установка, побуждающая человека к деятельности, подразумевающая наличие главного этического закона и соответствующих ему норм и правил. Сущность этического учения наиболее адекватно выразилась в Нагорной проповеди.
В ней зафиксирован основной этический закон христианства - непротивление злу насилием (см. «Не противься злому»), к-рый органичен идее блага (любви) и исполнение к-рого способствует приближению к Богу. Согласно Толстому, непротивление злу имеет следующие основания: а) абсолютное соответствие целей и средств нравственной деятельности: «Не противься злому — значит не противься злому никогда, т.е. никогда не делай насилия, т.е. такого поступка, который всегда противоположен любви»; б) самоотречение как норма нравственной деятельности: «Движение к добру совершается не мучителями, а мучениками»; в) наличие соответствующего свода нравственных норм и правил, являющихся необходимым руководством в нравственной деятельности: «Не гневайся, не клянись, не прелюбодействуй, не противься злу, люби ближнего и врага своего». «В ч. м. в.?» предполагалось опубликовать в журнале «Русская мысль» отдельной книгой в 1884, но издание было запрещено как светской, так и духовной цензурой. Книга была признана «крайне вредной», подрывающей основы государственной и общественной жизни. «В ч. м. в.?» была опубликована в России лишь в 1906 в февральском выпуске журнала «Всемирный вестник». Лит.: Толстой Л.Н.
В чем моя вера? // Толстой Л.Н. Поли, собр. соч. в 90 т. Т. 23. М.: Худ. лит-ра, 1957; Гладков Б.М. Толкование Евангелия. М.: Столица, 1991. С. 222-234; Духовная трагедия Льва Толстого. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Изд-во «Отчий дом», 1995. ЕД.Мелешко

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

В ЧЕМ МОЯ ВЕРА-
главный религиозно-философский трактат Толстого. Написан в 1883-1884 гг. Впервые опубликован в России отдельным изданием в 1884 г. тиражом 50 экз. и тут же был запрещен. Несколько раз выходил за границей на нем., англ. языках. В этом произв. Толстой изложил свое понимание христианства, роли церкви в жизни об-ва, учение о ненасилии. Если в его работе "Царство Божие внутри вас" дается анализ различных форм насилия государства над личностью, то здесь рассматриваются метафизические и нравственно-религиозные истоки ненасилия. К идее ненасилия, пишет Толстой, он пришел в результате своего рода озарения, поняв, что это закон, заложенный в природу самим Богом. Люди же до сих пор живут по другому закону: "око за око, зуб за зуб", поддерживаемому всей системой государственных и общественных учреждений, повседневной моралью, официальной религией, искусством. Истинность идеи ненасилия Толстой обосновывает с помощью Евангелия. Обращаясь к греческому, наименее искаженному переписчиками тексту Евангелия, он приходит к выводу, что выражение "Не судите и не судимы будете" имеет два значения: 1) не злословьте; 2) не подвергайте суду, т. е. не привлекайте к суду, не делайте насилия над личностью. По мнению Толстого, первое значение возобладало в христианстве где-то в V в., а второе было утрачено, когда прекратились гонения на первых христиан. Злом нельзя пресечь зла, считает Толстой. "Как огонь не тушит огня, так зло не может потушить зла. Только добро, встречая зло и не заражаясь им, побеждает зло". Для него это не отвлеченная идея, а закон нравственной жизни людей, более непреложный, чем закон Галилея. Главный вывод, сделанный Толстым из нового прочтения Евангелия: Христос учит не доктрине, а новому образу жизни, т. е. жизни без насилия и вражды. Как же практически реализовать закон ненасилия в жизни? Предвидя многочисленные возражения, Толстой призывает к соблюдению заповедей Христа, среди к-рых он выделяет пять осн.: 1) Не враждуй с людьми, чтобы избежать зла; 2) Не оставляй свою жену, чтобы не было повода для прелюбодеяния; 3) Не присягай никогда никому ни в чем; всякая присяга вымогается от людей для зла; 4) Не противься злому, будь терпелив и милостив к обижающим тебя; 5) Люби людей вражеского народа, как своих; отсюда патриотизм есть отступление от закона Христа. Для исполнения этих заповедей Толстой предлагает людям заключить своего рода общественный договор, к-рый сделает всех счастливыми. "Стоит людям поверить учению Христа и исполнять его, и мир будет на земле, и мир не такой, какой устраивается людьми, временный, случайный, но мир общий, ненарушимый, вечный". Ненасилие должно стать образом жизни, к-рый люди призваны реализовать для себя на практике. Идея ненасилия нужна Толстому и для того, чтобы показать ложность церковного учения и ложь деятельности государства по отношению к людям, к-рая состоит как в допущении насилия, так и в оправдании его. Но она имеет и метафизическую основу: по церковному учению и по идеологическим стереотипам государства "благо достигается чем-то внешним" (т. е. через рай, новые технологии и т. п.). Между тем, считает Толстой, не нужно ждать помощи ни с небес, ни с земли. Надо самим перестать губить себя и перейти к новому образу жизни, при к-ром слово не будет расходиться с делом. Это единство слова и дела Толстой предлагает соблюдать в двух осн. областях: в нравственно-религиозной - здесь люди должны вернуться к правильно понятому христианству с его принципом "возлюби ближнего своего, как самого себя"; в труде на благо всех - здесь люди обязаны трудиться, помня о благах, созданных для них предыдущими поколениями, и думая о том, что они создадут для последующих поколений. Следование принципам, провозглашенным Христом, возможно только на добровольной основе, с помощью убеждения в необходимости его как единственного пути к спасению от зла и насилия в об-ве. В этом произв. ярче всего выражен нравственно-духовный переворот в мировоззрении Толстого. От эстетического восприятия человека и об-ва, характерного для начального этапа творчества, он переходит к нравственно-религиозному и общественно-политическому осмыслению истории и человеческой жизни. Этот переворот включал два момента: смелую и беспощадную критику официальных религиозных ценностей и государственной идеологии, а также различение ложного и истинного учения о мире и человеке. Ложное учение о мире, защищаемое церковью и государством, состоит, по мнению Толстого, в следующем: признавай церковное учение и государственную идеологию, уважай начальников и правителей и не разрушай ни церковную, ни государственную власть, имей собственность и трудись в поте лица для ее умножения, участвуй во зле и насилии государства и церкви - в войнах, преследовании инакомыслящих, налогообложении и т. п. С т. зр. Толстого, девять десятых страданий людей происходит из-за этого ложного учения о мирских ценностях. В погоне за собственностью и красивой жизнью люди взваливают на себя непосильное бремя и умирают, так и не узнав счастья. Истинное учение о мире, сформулированное Толстым, утверждает иного рода ценности: надо жить по учению Христа, без собственности и смиренной жизнью; не следует руководствоваться принципом, что наша жизнь может быть обеспечена борьбой с др. людьми; нужно отказаться от ложных потребностей и не губить свою жизнь; труд - не заслуга жизни человека и не бремя, а условие жизни, поэтому трудящийся человек достоин пропитания - для продолжения жизни; учение Христа необходимо для людей, оно не зовет к лишениям и страданиям, а избавляет от них. Между тем православная церковь, по мнению Толстого, перетолковала учение Христа т. обр., что из него не вытекало никаких требований для жизни и оно не мешало людям жить прежней неистинной жизнью. Не успевая за изменяющимся и стремящимся ко злу миром, церковь стала объяснять не настоящую жизнь, а прошлую. Произошла подмена истинной, Христовой, веры ложной, к-рая включает в себя: 1) веру в объяснение веры (т. е. в церковь); 2) веру в самую веру (т. е. в государство). Теперь же, считает Толстой, настало время для не искаженного церковью христианского учения о мире. Суть его - в привнесении любви и ненасилия в жизнь людей через веру в подлинное учение Христа, с помощью к-рого и достижимо избавление мира от ложных идеалов и насилия. Учение Толстого о ненасилии, изложенное в этом произв., имело большой общественный резонанс. Его критиковали церковные иерархи, политические деятели разных общественных направлений, представители интеллигенции.

Источник: Русская философия: словарь