(р. 14.1.1955) — спец. в обл. теории познания, филос. и религ. антропологии, филос. культуры; д. филос. н., проф. Р. в Ленинграде. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1983) и асп. (1988) того же факультета. Более 20 лет преподавал в разл. вузах Санкт-Петербурга, а также за рубежом. Проф. (1996). С 2003 - зав. кафедрой филос. и культурол. Республиканского гуманит. ин-та СПбГУ Докт. дисс. — «Антиномический дискурс в европейской культурной традиции» (1995). Отв. ред. ж. «Фигуры Танатоса» (№ 1-7, 19932006) и «Парадигма» (№ 1-6, 2005-06). В своих филос. иссл. У. уделяет особое внимание взаимосвязи культурных универсалий рус. и европ. мысли. Специфика данных взаимосвязей прослеживается на разнообразном филос. и историко-культурном материале. На первом этапе иссл. (1988-95) делал акцент на взаимосвязи классич. и постклассич. эпистемологии с историей культуры. Этой проблеме посвящен ряд работ по теории познания, филос. музыки, отеч. и европ. ментальное™, теме смерти в дух. опыте человечества. В дальнейшем (1996-2000) круг интересов У. расширился до анализа гл. тенденций совр. историко-культурного процесса. Специфика совр. культур, ситуации оценивается с т. зр. взаимосвязи, существующей между совр. филос. культуры и филос. антропологией с миром «постхайдеггеровской» метафизики, для к-рой фундаментальные онтол. определения становятся недостаточными и должны быть дополнены определениями культурно-антропологическом плана. В этом смысле «ситуация постмодерна» конца XX — начала XXI в. оценивается не как «отказ от классики», а, наоборот, в качестве логич. и позитивного продолжения осн. тенденций европ. и мировой филос. В последних публикациях отстаивается тезис о том, что непредвзятый филос. взгляд на интеллектуальную историю человечества должен находить в богословии не ортодоксального противника, но союзника в вечном и продуктивном споре «благородных рыцарей» (И. Кант). У. является организатором ряда рос. и международных филос. конф. и конгрессов.
Соч.: Философия и музыка: Диалог противоположностей? СПб.; Тирасполь, 1993; Антиномичность как атрибут научного мышления. Владивосток, 1993; Дискурс антиномий и природа философской рефлексии. СПб., 1995; Бинарный архетип. СПб., 1996; Архитектоника исповедального слова. СПб., 1998; Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. (В соавт.). СПб., 2001; Идея поликультурного образования в русской традиции. (В соавт.). СПб., 2004; Человек в междисциплинарном пространстве культуры (опыт интерпретации философской традиции XX века) // Homo esperans: Международный научно-теоретический журнал. СПб.; Тбилиси; Батуми. 2006. № 2; Поэтика Петербурга. Памяти М. С. Кагана // Вопросы культурологии. М., 2006. № 7; Дитрих Бонхёффер и исповедальные тексты XX века. (В соавт.) // Мир философии — мир человека. М., 2007.
УВАРОВ Михаил Семенович
УВАРОВ Михаил Семенович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009