УТОПИЗМ

Найдено 1 определение
УТОПИЗМ
(Utopianism). Идея построения на земле совершенного, гармоничного и добродетельного общества имеет долгую историю. Некрые из христиан считали это возможным, но лишь на уровне микрокосма. Маленькие группы, вдохновлявшиеся подобным идеалом, исходили из убеждения, что Дух Святой, в сотрудничестве с героически настроенными христианами, может создать на земле общество, подобное грядущему Царству. Такие общины всегда ориентированы эсхатологично. Действительно, Дух дает этим людям особую благодать, края позволяет им забыть самих себя и поделиться с ближними не только материальным, но и духовным достоянием. Эти общины, отмеченные реальным присутствием Духа, всегда харизматичны и зачастую апокалиптически настроены. Они убеждены, что полученные ими дары Духа предвещают скорое пришествие Христа и установление надмирного Царства Небесного или "тысячелетнего". Христианская утопическая община постоянно пребывает в молитве и в радости, ощущая, что в ней, и только в ней, обитает Бог.
Эпоха раннего христианства и Средние века. Высшей формой христианского утопизма было монашество. В монастырях присутствовали многие благодатные дары  бедность, сокрушение, послушание, покой. Уровень харизматической активности монахов с течением веков менялся, но роль настоятеля всегда чем-то напоминала роль пророка. Всегда находились такие монахи, как Иоахим Флорский (Сицилия, XIIв.), крый ожидал скорого наступления эпохи, когда весь мир станет единой монашеской общиной. Монастыри были окном в Царство Небесное и готовили приход этого Царства. Католические монастыри поддерживали контакт с церковными властями, и это позволило монастырским утопическим общинам просуществовать многие века. Впрочем, многие утопические группы впадали в крайний апокалиптизм, что приводило их к конфликту с Церковью и распаду.
Реформация. Отцы Реформации скептически относились к возможности излияния Духа на отдельного верующего или целую общину. Они постоянно говорили о человеческих грехах,и даже их мольбы к Христу не были отмечены особым оптимизмом. Не одобряя никакой харизматики, вожди Реформации не только закрыли монастыри, но и положили конец деятельности любых утопических групп.
Анабаптисты, напротив, были склонны к почти монашеской духовности. Особенно это касается гуттеритов, чьи семейные общины в Моравии были чем-то вроде протестантских монастырей (такие общины и по сей день существуют в Сев. Америке).
Со временем кальвинизм перенял у анабаптистов стремление к дисциплинированной жизни, и особенно ярко это проявилось в английском пуританстве. Пуритане стремились к святости и совершенству, но не находили сочувствия у государственной Протестантской церкви. При К-ром веле левое крыло пуританского движения обратилось к утопизму. Квакеры были самыми умеренными  они лишь полагали, что обычные церковные таинства и обряды уже не нужны тем, кто принял Духа Святого во всей полноте. Были еще и "примитивисты", убежденные, что наступление эры Духа отменило частную собственность, и апокалиптически настроенные проповедники "пятого Царства", и просто аморалисты, трактовавшие эру Духа как век сексуальной вседозволенности. Как пригодился бы в такой ситуации протестантский папа, способный издавать грозные энциклики! Конечно же, такое поведение утопистов не способствовало созданию утопизму хорошей репутации в английском обществе. И всетаки человеческое стремление обрести рай уже на земле не могло полностью угаснуть.
Новое время. Утопические тенденции в кон. XVIII и в XIX в. были обусловлены многими причинами. XVIII в. был веком оптимизма. Деятели Просвещения говорили о человеческом совершенстве, а Дж. Уэсли создал учение о совершенной любви и пытался реабилитировать идею морального совершенства, характерную для дореформационной эпохи. Последователи его верили, что в искупленных и освященных христианах зло полностью искореняется. Секта "трясунов" и община, возникшая в Онайде, представляли собой лишь верхушку разветвленного утопического движения.
"Трясуны" известны своей экзотичностью. Для них были характерны отсутствие института брака, открытое исповедание грехов, совместное владение имуществом, пацифизм, равенство полов и "священный" коллективный труд. Их утопизм был харизматичен (особое значение придавалось ритуальному танцу). Энн Ли, основавшая движение, была подлинным пророком, и многие современники считали ее женским воплощением Бога. В Онайде (шт. НьюЙорк) Дж.Х. Нойесом была создана община выпускников Андоверской семинари. Нойес, вдохновлявшийся успехами движения за христианское возрождение и христианского социального реформизма, основал общину, в крой любовь и свобода проявлялись даже в сексуальной сфере. Со временем проявлениям такого рода был положен конец, но утопизм был скомпрометирован надолго.
Среди немногочисленных христианских утопических групп первой пол. XX в. следует выделить брудерхофскую общину, края много заимствовала у гуттеритов. Затем, в обстановке социального оживления кон. 1960х и нач. 1970х гг., возникло "Движение Иисуса", а также другие движения, проповедовавшие общинную жизнь. Некрые из таких групп имели много общего с ранним христианским утопизмом. Многое заимствуя у некрых разновидностей пятидесятников, они провозглашали конец времен и считали себя авангардом преображающегося человечества. Подобные общины в большинстве своем быстро сошли со сцены.
Однако основной тезис утопического христианства попрежнему актуален: Бог реально присутствует на земле, и мы должны дать Ему гораздо большую свободу действий!
I.S. RENNIE (пер. А. Г.) Библиография: L. Bouyer et al.,A History of Christian Spirituality, 3 vols.; N. Cohn, The Pursuit of the Millennium: E. L. Tuveson, Millennium and Utopia; W. Cross, The BurnedOver District; D. Hayden, Seven American Utopias; B. Zablocki, The Joyful Community; C. Wiesbrod, The Boundaries of Utopia.
См. также: Совершенство, Перфекционизм; Общество друзей.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
325.76 кб

Утопизм и бытие: опыт реконструкции факторов взаимовлияния

Гаврилов Евгений Олегович
Исследуются онтологические, антропологические и экзистенциальные основания утопии, ее соотношение с другими формами духовной активности, влияние утопических интенций на социальное развитие, корреляция утопии с важнейшими характери
Читать PDF
369.10 кб

Милленаризм и утопизм: хилиастическая идея приобщения к вечности

Кузнецов Олег Валентинович
Читать PDF
135.82 кб

Сказочный и социальный утопизм как отчужденное отношение к действительности

Цигвинцева Г. Л.
В статье анализируются различные формы утопизма, свойственные менталитету россиян вследствие их стремления к совершенным экономическим, политическим, социальным формам общественной жизни.
Читать PDF
209.84 кб

Утопия, утопизм, утопическое сознание основные смыслы

Смирнова Юлия Дмитриевна
Статья посвящена анализу понятий утопии, утопизма, утопического сознания, широко используемых в научной литературе, но не имеющих однозначных общепринятых определений.
Читать PDF
265.96 кб

Владимир Соловьёв: религиозный утопизм и его критики

Димитрова Н. И.
Читать PDF
213.88 кб

Утопизм и марксизм: к проблеме соотношения

Мартынов Дмитрий Евгеньевич
Статья посвящена проблеме соотношения утопического и научного социализма в контексте тенденций современного обществоведения. Марксизм создавался в середине XIX в.
Читать PDF
196.26 кб

Утопизм и либерализм: основания критики и опыт апологии

Мартынов Дмитрий Евгеньевич
В статье рассматривается оппозиция утопических и либерально-демократических теорий общественного развития. Данная оппозиция имеет структурный характер.
Читать PDF
135.21 кб

Утопизм технологической симуляция ментальных сфер человека в коммуникативном пространстве

Соломин Олег Олегович
В статье исследуется группа возражений, высказанных в отношении применимости тестов Алана Тьюринга в качестве средства, позволяющего определить, обладает ли машина сознанием.
Читать PDF
712.33 кб

Утопизм в сознании русской интеллигенции XIX - начала XX века

Веремчук Алла Сергеевна, Сорокин Геннадий Вениаминович
Исследуются утопические проекты идеального общества, сформулированные различными направлениями русской интеллигенции на рубеже XIX-XX вв.
Читать PDF
537.51 кб

Утопизм в современных представлениях о мире: концепция ноосферы

Фесенкова Лидия Васильевна
Концепция ноосферы составляет часть наших представлений о мире. Сформированное в первой половины ХХ века оно вписалось в мировоззрение современного общества.
Читать PDF
248.88 кб

Природа, сущность и основные признаки утопизма

Бакулов В. Д.
Читать PDF
757.18 кб

Критика утопизма в русской философии (на примере творчества П. И. Новгородцева)

Кравец Надежда Дмитриевна
В статье анализируются идеи русского мыслителя П.И. Новгородцева, посвященные критике утопизма. Выявляются особенности подхода П.И.
Читать PDF
311.38 кб

Отечественные традиции критики социального утопизма

Шестакова Ирина Сергеевна
В данной статье рассматриваются некоторые отечественные традиции анализа социального утопизма и утопического сознания.The article examines some national traditions of social utopism and utopian consciousness analysis.
Читать PDF
0.00 байт

Онтологические основы консерватизма и утопизма

Григоров Евгений Валентинович
В статье анализируется антитеза «консерватизм – утопизм», определяются онтологические корни этих явлений.
Читать PDF
181.18 кб

Преемственность античной философской мысли и тюркского средневекового утопизма о политическом устрой

Маликов Гайрат Рустамович, Волкова Любовь Михайловна
В статье исследуется проблема заимствования тюркскими средневековыми просветителями античной философской мысли о политическом устройстве государства.

Похожие термины:

  • УТОПИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

    особый тип сознания, возникший на основе особого понимания и применения утопических идей и поисков. Социальный утопизм и утопия имеют общие корни: незавершенность истории, неприемлемость существ
  • ПРЕЗУМПЦИЯ УТОПИЗМА

    априорное требование, накладываемое на авторов, носителей, сторонников любого социального плана, проекта, прогноза, решения, реформы и т. д. в сложном динамичном обществе, главным образом вышедшем