УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Утопический социализм
донаучный этап развития учения об об-ве, основанном на общности имуществ, обязательном для всех труде и равном распределении продуктов. Термин «утопия» (от греч., буквально означает «место, к-рого нет») как обозначение идеального об-ва впервые употребил Т. Мор (так назвал он вымышленный остров, на к-ром было создано идеальное об-во). В дальнейшем этот, термин стал применяться при характеристике вымышленных, а главное — неосуществимых общественных порядков. Критикуя существующий строй, основанный на частной собственности, изображая картины идеального будущего строя, пытаясь теоретически обосновать необходимость общественной собственности, социалисты-утописты высказали немало гениальных идей и догадок. Именно поэтому У. с. наряду с англ. политэкономией и нем. классической философией является одним из идейных источников научного социализма. Осуждение частной собственности и восхваление общности имущества можно найти уже у некоторых писателей древней Греции и Рима, у средневековых «еретиков», в программах некоторых крестьянских восстаний эпохи феодализма и у крестьянских идеологов, что явилось естественной реакцией на неравенство и эксплуатацию человека человеком в антагонистических об-вах. По мере возникновения и развития капитализма и формирования более или менее развитых предшественников пролетариата У. с. приобретает все больше черт исторического реализма, усложняется как теория, разветвляется, образуя различные школы и направления. Систематическое развитие У. с. начинается в период зарождения капитализма, в эпоху Возрождения и Реформации (Гуска в Чехии, Мюнцер в Германии, Мор в Англии, Кампанелла в Италии и др.). Дальнейшее развитие он получил в период буржуазных революций в Европе, являясь в это время идеологией предшественников пролетариата (Мелъе, Мабли, Морелли, бабувизм во Франции, Лилл-берн, Уинстенли в Англии). Наибольшего развития У. с. достиг в период бурного развития капитализма, когда иллюзии идеологов буржуазных революций рассеялись, а противоречия капиталистического об-ва становились все более очевидными (Сен-Симон и Фурье во Франции, Оуэн в Англии). Ни одному представителю У. с. не удалось, однако, стать на материалистические позиции в понимании истории и открыть действительную силу социалистического преобразования об-ва. Даже Сен-Симон, наиболее близко подошедший к правильному пониманию роли собственности и классов в закономерном прогрессивном развитии истории, утверждал, что основой общественного развития является прогресс научных знаний, морали и религии. К этому добавлялось непонимание реальных путей преобразования существующих общественных отношений, отказ от революции, наивная вера в то, что при помощи пропаганды идей социализма можно изменить существующие порядки. Только развитие производительных сил, делающее неизбежным переворот в способе производства, появление промышленного пролетариата, достаточно вышколенного и организованного ходом развития самого капиталистического общества, по словам Маркса, создает историческую возможность превращения социализма из утопии в науку. К. Маркс и Ф. Энгельс превратили эту возможность в действительность, научно доказав неизбежность перехода к коммунизму, открыв силу, способную осуществить этот переход, — пролетариат, создав учение о социалистической революции и диктатуре пролетариата как орудии претворения в жизнь социалистических идеалов. Марксизм критически переработал и вобрал в себя все ценное в учениях У. с. С возникновением марксизма У. с. все больше превращается в фактор, тормозящий рабочее и социалистическое движение. В отдельных странах У. с, сливаясь с революционно-демократической идеологией, уже после возникновения марксизма играл прогрессивную роль (рус. революционеры-демократы, народники 70-х гг. 19 в. и др.).

Источник: Философский словарь. 1963

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
(греч. и — нет, topos— место, т. е. место, к-рого нет) — направление в общественной мысли, объединяющее учения, к-рые выдвигают идеал социального строя, где осуществлено полное социальное равенство всех людей, где отсутствует эксплуатация человека человеком, но к-рые, однако, не дают знания реальных путей достижения этого общества. Предыстория У. с. уходит в далекое прошлое человечества. Тяга к имущественному равенству и социальной справедливости, мечтания об обществе без подневольного труда и нищеты отличают идеологию многих народных движений. В условиях феодализма эта народно-утопическая идеология равенства достигает вершины в учении вождя Крестьянской войны в Германии Мюнцера, выступившего с осуждением частной собственности, за общность имущества и обязательность труда для всех. Создателем первой литературной утопии, т. е. сказания о никогда не существовавшем, нигде не существующем, но желанном, прямо-таки идиллическом обществе, был английский мыслитель 16 в. Т. Мор. По мере развития капиталистических отношений подобные утопии создают мыслители и других стран (Кампанелла, Морелли и др.). Однако эти ранние, неразвитые социальные мечтания еще не были социалистическими учениями в собственном смысле слова. Несмотря на резко критический, обличительный пафос этих утопий в отношении частной собственности, картины нового общества выступают в них как фантазии, сказки, создания воображения. Эти утопии отличает, как правило, дух уравнительности, они во многом обращены назад — к «золотому веку», якобы имевшему место в прошлом, к идеализируемым патриархальным отношениям первобытного общества. Социалистические теории в собственном смысле слова родились в эпоху буржуазных революций в Европе (Уинстенли в Англии, Бабёф во Франции). Они явились выражением чувства неудовлетворенности результатами буржуазных революций, возникшего у широких народных масс, они теоретически оформляли их требования довести политическо-правовое равенство до социального равенства, прежде всего в отношении к собственности. У. с. не был голым отрицанием капиталистических порядков и идеологии, их освящающей, призывом вернуться назад, к «золотому веку»; он представлял собой форму критики капиталистической цивилизации, непоследовательного, негуманного характера буржуазно-демократических преобразований и вместе с тем содержал твердую убежденность в том, что новый строй возможен лишь на основе достижений капитализма: высокоразвитого производства, демократических свобод, науки и т. д. Классическую разработку идей У. с. дали выдающиеся мыслители нач. 19 в. Сен-Симон, Фурье и Оуэн. Хотя они резко выступали против революции и предлагали установить новый общественный строй путем мирной пропаганды идей социализма, вместе с тем они выдвинули ряд важных положений, послуживших исходным теоретическим материалом для научного коммунизма. Это положения об историческом прогрессе, о превращении труда в коммунистическом обществе в первую потребность человека, о трудовом вое питании, плановости хозяйства, о преодолении противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней и др. На идеи У. с. накладывают отпечаток особенности развития той или иной страны. Так, в сравнительно слаборазвитых странах Восточной Европы и Азии, где сильны были пережитки феодализма, социалистические учения оказались слитыми с мелкобуржуазной, главным образом крестьянской, революционностью, выступали как крестьянский социализм (в России 19 в. — народничество). В современных условиях У. с., как форма революционного демократизма, составляет отличительную особенность идеологии многих антиимпериалистических движений в странах, освобождающихся от колониального ига и выступающих за некапиталистический путь развития. Существенное отличие У. с. от марксистского научного социализма (коммунизма) состоит в том, что У. с. не смог обосновать необходимости движения человечества к коммунизму, опираясь на законы общественного развития. Из-за неразвитости рабочего движения утопические социалисты смотрели на пролетариат как на угнетаемый, страдающий класс и не смогли увидеть в активном политическом революционном движении рабочего класса единственную силу, для к-рой уничтожение капиталистических порядков составляет прямую жизненную необходимость. У. с. «не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (Ленин).

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание объективных законов обществ. развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия соч. Т. Мора «Утопия» (1516). «...Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 46).
Зародышевой формой идей У. с. у всех народов была легенда о прошлом «золотом веке», рисовавшая в идеализиров. виде общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. Большое значение для становления У. с. имело социальное учение раннего христианства, проповедовавшее общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал общинного патриархального строя с потребительским коммунизмом в быту. Однако христианство направило утопическую мысль в русло религиозной утопии.
В ср. века идейной оболочкой борьбы трудовых низов против эксплуатации стали хилиастические упования (см. Хилиазм) религ. еретич. сект, к-рые объявляли источником гнета и социального неравенства отступничество церкви и господствующих классов от идеалов первоначального христианства.
В идеях У. с. 16 в. содержались уже первые элементы критики нарождавшегося бурж. общества и сознание того, что осуществление гуманистич. идеалов требует подлинно человечного, коммунистич. общества. В коммунистич. утопиях Мора и Кампанеллы У. с. сделал важнейший шаг вперед от идеи общности потребления к идее обществ. собственности и организации хоз. жизни общества как единого целого, к признанию важнейшей роли гос. власти в утверждении основ разумного обществ. строя.
Франц. У. с. эпохи Просвещения на основе требований разума и «естеств. права» критиковал бурж. общество и утверждал необходимость коммунистич. общества как единственно рационального и отвечающего равному праву всех людей на свободу и пользование жизненными благами. Этот вариант «золотого века» получил обоснование в коммунистич. трактатах 18 в. Материалистич. и атеистич. «Завещание» франц. утопич. коммуниста Мелье призывало крестьян к революц. ниспровержению феодализма и к переустройству общества. В сер. 18 в. Мабли и Морелли выступили с рационалистич. проектами коммунистич. общества, осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей и права на труд.
В эгалитарной идеологии «социализма равенства» мелких тружениковхозяйчиков, в мелкобурж. построениях Руссо и его последователей обозначилась струя рабочего эгалитаризма, питавшаяся иллюзиями тех прослоек сел. и гор. предпролетариата, к-рые еще уповали на возможность уничтожения эксплуататорской системы наемного труда посредством уравнит. передела земли.
Великая франц. революция принесла с собой революционизирование идей У. с. Идеологи массовых эгалитаристских движений переходили к требованию всеобщего уравнит. передела земли и подходили также к программе уравнит. ограничения торг. и пром. собственности, всеобщего ограничения собственнич. прав и подчинения их интересам и строгому контролю общества («Социальный кружок», «бешеные», левые якобинцы).
Решающий перелом в развитии коммунистич. идей осуществил Г. Бабеф, выработавший программу «Заговора во имя равенства» с практич. задачей свершения коммунистич. революции и впервые обосновывавший необходимость революц. диктатуры. Бабувизм строил идеал коммунистич. общества как аграрного и ремесленного, с мелким произ-вом на основе ручного труда и проповедовал полную уравнительность и всеобщий аскетизм.
К важнейшему историч. рубежу в развитии У. с. подошли в нач. 19 в. великие социалистыутописты СенСимон, Фурье и Оуэн. Они создали новое направление критикоутолич. социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию произ-ва, противоположность частнособственнич. интересов интересам общества, преобладание паразитич. элементов над производительными, фальшь разглагольствований о «правах человека» без обеспечения ему права на труд, моральное разложение господств. классов и растлевающее воздействие капитализма на личность.
Критикоутопич. социализм в своих произвольных историч. конструкциях утверждал вместе с тем понимание закономерности смены форм собственности и основанных на них форм произ-ва в постулат. развитии человечества; он видел первоочередную задачу обществ. преобразования в создании крупного обществ. произ-ва, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представление о всеобщем аскетизме и уравнительности при социалистич. строе, критикоутопич. социализм выдвинул социалистич. принцип распределения по способностям и изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеч. потребностей и расцвет личности.
Высказав ряд гениальных догадок и зародышевых концепций материалистич. историзма, СенСимон, Фурье, Оуэн и их ученики все же не сходили с почвы идеалистич. мировоззрения. Они считали конечной движущей силой обществ.-историч. развития смену религ. и нравств. идей общества, не понимали решающей историч. роли классовой борьбы и видели в пролетариате лишь страдающий класс. Для укрепления сотрудничества пролетариата и буржуазии критикоутопич. социализм возрождал религ. идеи. «Значение критически-утопического социализма и коммунизма - писали К. Маркс и Ф. Энгельс - стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты» (Соч., т. 4, с. 456). Подобными сектами стали сенсимонизм (Б. П. Анфантен, С. А. Базар и др.), фурьеризм (В. Консидеран) и оуэнизм.
Идеи критикоутопич. социализма были восприняты последующими течениями У. с., внутри к-рого усилилась дифференциация бурж. и пролет. направлений. Во Франции в 30-40-х гг. 19 в. наряду с эпигонским сенсимонизмом и фурьеризмом сформировались многочисл. родственные течения бурж. и мелкобурж. социализма. Эти школы реакц. и консервативного У. с. подвергли критике капитализм и выдвинули утопич. проекты восстановления докапиталистич. форм х-ва либо объединения мелких хозяев против крупного капитала. Защищая с мелкобурж. позиций рабочий класс и пропагандируя как средство постепенного мирного переустройства создание производит. ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан, П. Леру, К. Пеккер) либо ассоциаций «справедливого» эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, Прудон), они получили отклик в мелкобурж. прослойках рабочего класса. В недрах революц. тайных орг-ций 30-40-х гг. 19 в. кристаллизовались учения необабувистского коммунизма, возродившего идеи глобального коммунистич. переустройства общества посредством революц. переворота и революц. диктатуры (Т. Дезами, Л. О. Бланки, В. Вейтлинг и др.). Большую популярность в рабочей среде приобрела также пропаганда Кабе мирного коммунистич. переустройства общества. Теоретики утопич. коммунизма 30-40-х гг. сформулировали важнейший принцип коммунистич. распределения: «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Высшего развития материалистич. тенденции У. с. достигли в России, в воззрениях Герцена и Чернышевского.
У. с. стремился построить совершенную социальную систему, исходя из отвлеченных принципов разума, справедливости, свободы, равенства и братства, «...вместо того, чтобы источником науки делать критическое познание исторического движения, движения, которое само создает материальные условия освобождения» (Маркс К., там же т. 16, с. 27).
Революц. переворот в социалистич. и коммунистич. идеях был осуществлен К. Марксом и Ф. Энгельсом (см. Марксизм-ленинизм, Научный коммунизм). Марксизм превратил социализм из утопии в науку, доказав, что социализм есть не осуществление абстрактных принципов справедливости и разума, а закономерный результат историч. развития общества и классовой борьбы пролетариата, объединяющего вокруг себя всех трудящихся. У. с. как великое достижение обществ. мысли явился одним из важнейших идейных источников науч. коммунизма.
После возникновения науч. коммунизма У. с. потерял свое прежнее историч. значение. Однако процесс последующего формирования рабочего класса и втягивания новых его слоев в революц. движение сопровождался возрождением в новых формах идеологии У. с. и повторением ее иллюзий и ошибок. Совр. идеологи буржуазии нередко выступают с прямой апологетикой домарксовского У. с., стремясь подорвать притягательную силу марксизма-ленинизма и повернуть развитие социализма от науки к утопии. В совр. эпоху в развивающихся странах возникают идеи, в к-рых эклектически сочетаются элементы науч. социализма, У. с., национализма и религ. верований. Во мн. случаях эти построения отражают революц. настроения масс и передовой интеллигенции, стремление их к решит. борьбе с империализмом, к некапиталистич. пути развития. Подобный У. с. способен воспринимать идеи науч. коммунизма и развиваться по пути сближения с ним и постепенного перехода на его позиции. См. также Утопия.

Источник: Советский философский словарь

Утопический социализм
греч. u — нет, topos — место, т. е. место, которого нет) — совокупность социальных учений, в которых в еще незрелой форме выразилось стремление к установлению нового типа общества, где отсутствуют эксплуатация человека человеком и все иные формы социального неравенства. У. с. возник как отражение противоречий капитализма. «Когда было свергнуто крепостничество и на свет божий явилось «свободное» капиталистическое общество, — сразу обнаружилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся. Различные социалистические учения немедленно стали возникать, как отражение этого гнета и протест против него» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 46). Будучи первой формой отрицания капиталистических порядков во имя высшего общественного строя. строя социального равенства, У. с. (и в этом его существенное отличие от научного коммунизма) так и не смог теоретически, экономически обосновать закономерность движения человечества к этому новому обществу, не видел в активном политическом революционном движении рабочего класса той силы, для которой уничтожение капиталистических порядков составляет прямую жизненную необходимость и вместе с тем великую всемирно-историческую миссию. У. с. «не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т, 23, с. 46). Предыстория У. с. уходит в далекое прошлое. Тяга к имущественному равенству и социальной справедливости, мечтания об обществе без подневольного труда и нищеты отличают идеологию многих народных движений в докапиталистических формациях. Элементы подобных утопических мечтаний наличествуют, например, в раннем христианстве, в народных социально-религиозных учениях, ересях, в произведениях устного народного творчества. Своей вершины в феодальной Западной Европе эта народно-утопическая антиэксплуататорская идеология достигает в учении вождя Крестьянской войны в Германии XVI в. Мюнцера, мечтавшего об установлении «царства божьего на земле», под которым понималось общество без классовых различий, частной собственности, без чуждой, обособленной государственной власти. Пафос такой идеологии — в революционном отрицании существующего; положительные же требования ее носили обыкновенно чрезвычайно смутный, примитивный характер, были в значительной степени обращены назад, к строю патриархального равенства. Осуждение строя, основанного на частной собственности, проповедь социального равенства находят свое отражение и в гуманистической просветительской литературе XVI—XVIII вв. Создателем первой литературной утопии, т. е. сказания о никогда и нигде не существовавшем, но желанном обществе, был Мор. Видя основную причину социальной несправедливости в частной собственности, он нарисовал подробную картину коммунистического социального строя, основанного на коллективной собственности на средства производства. Подобные утопии создают и другие мыслители и писатели той эпохи (Кампанелла, Морелли и др.). Однако эти утопии еще не являются собственно социалистическими учениями (хотя их, так же как и народные мечтания о равенстве в духе уравнительного коммунизма, зачастую относят к социализму в широком смысле слова). Резко, критически относясь к строю частной собственности, авторы утопий, как правило, лишь наивно противопоставляли эксплуататорским порядкам фантастические, созданные воображением картины нового общества. Утопии во многом обращены назад: они либо воспевают «золотой век», якобы имевший место в прошлом, либо идеализируют патриархальные отношения первобытного типа (группы самодовлеющих крестьянских общин Мелье). Эти утопии обычно отличаются крайним примитивизмом и духом уравнительности. Создатели их, как правило, сами не уверены в осуществлении своих предначертаний. У. с. как теоретическое учение родился в эпоху буржуазных революций, когда народными массами было выдвинуто требование перехода от политического, гражданского равенства к равенству социальному, прежде всего равенству в отношении к собственности. У. с. выступил как логическое развитие и критическое преодоление буржуазно-демократической революционности; он признавал не только положительные результаты буржуазных революций, но и их ограниченность. Впервые в истории мировой мысли о социализме как о практически возможном результате преобразования существующего общества заговорили в эпоху английской революции XVII в. Уинстэнли и в эпоху Великой французской революции XVIII в. Бабеф. Идеальное общество Уинстэнли — это не представляющаяся несбыточной даже самому его творцу красивая мечта, а строй, который может быть осуществлен реально, здесь, на этой грешной земле. Уинстэнли — реформатор, предлагающий конституцию «общества равных», поскольку происшедшая революция к нему не привела. Он стремится представить его как естественное следствие существующих экономических, социальных и политических процессов, как конечную цель этой революции, ее возможный результат. Бабеф еще ярче выразил требования плебейских масс, участвовавших в революционном процессе, но не удовлетворенных его результатами. Бабувизм — это не столько апология насилия, сколько стремление «углубить» революцию, превратить ее в «счастье для всех». Именно в этом «углублении революции», конкретизирующемся в системе предлагаемых практических мер, Бабеф и видел путь к новому, подлинно справедливому обществу. Разумеется, у основоположников У. с. были свои слабые стороны. Так, у Уинстэнли основой производства является земледелие, производство и потребление носят семейный характер. Черты уравнительности, строгой регламентации, утилитарного отношения к искусству отличают бабувизм. Но это не отменяет главного: создание нового общества мыслится на основе существующего, с использованием достижений предшествующего исторического процесса. Конструктивная критика капитализма и буржуазной революции, т. е. позитивная антибуржуазность, — эта черта объединяет всех представителей У. с. независимо от того, к какой школе или направлению они принадлежат. В этом отношении великие социалисты начала XIX в. Сен-Симон, Фурье, Оуэн, резко отличающиеся от Бабефа в трактовке путей к социализму, выступают как его прямые наследники и продолжатели. Патриархами социализма Сен-Симона и Фурье делает именно признание ограниченного, но естественного характера совершившейся буржуазной революции — этого, по словам Сен-Симона, «ужасного, но благотворного по своим результатам кризиса» — и резкая, но конструктивная критика капитализма с точки зрения идеала такого общества, где не будет разделения на трудящихся и эксплуататоров, с точки зрения ассоциации, где всех будет объединять общий интерес. Хотя три великих социалиста начала XIX в. предлагают меры по предотвращению политических революций и преобразованию общества бескровным образом, ненасильственными средствами, в целом они выступают за «социальную революцию», т. е. за коренное преобразование социально-экономического строя, и выдвигают ряд важнейших идей, послуживших исходным материалом для научного коммунизма Маркса и Энгельса. Это положения о закономерности и противоречивости общественного процесса, историческом прогрессе, труде как первой потребности человека, трудовом воспитании, коллективности и плановости хозяйства, машинной промышленности как основе технического базиса нового строя, преодолении противоположности между работниками умственного и физического труда, между городом и деревней и др. У социалистов-утопистов последующих поколений обнаруживается стремление не только убедить правящие классы в необходимости социальных реформ, но и примером собственной деятельности указать путь к новому обществу («Икария» Кабе и др.) либо найти непосредственное основание будущего строя в самой действительности. Это приводит как к разным видам социального реформизма (прудонизм, луиблановщина и т. д.), так и к абсолютизации отдельных форм революционного движения (бланкизм, бакунизм). Поскольку У. с. возникает как последовательное развитие и критическое преодоление буржуазно-демократической мысли, постольку в ходе и после каждой буржуазной революции его идеи дают обычно новую вспышку. В вопросе о формах установления нового общества, в оценке революционного насилия и т. п. утопические социалисты делятся на сторонников мирного и сторонников насильственного пути. Отношение к различным формам управления, государства подразделяет социалистов-утопистов на сторонников строгой централизации, государственности, с одной стороны, и федералистов, даже анархистов — с другой. В философии утопические социалисты принадлежали к самым различным школам (материалистов и атеистов, идеалистов и сторонников религии). При этом для ранних форм У. с. характерно в общем стремление использовать религию, последующие же поколения социалистов опираются на рациональное знание — философию (философский социализм), экономические учения (Оуэн, Сисмонди, прудонизм, в России — особенно Чернышевский). В зависимости от социально-экономических условий У. с. в той или иной стране имел свои особенности. В сравнительно слаборазвитых странах Восточной Европы и Азии, а в XX в. также Латинской Америки и Африки утопически-социалистические учения сливаются с мелкобуржуазной, главным образом крестьянской, революционностью. Так, в России XIX в. У. с. развивался преимущественно в форме крестьянского, народнического социализма (Герцен, Лавров), хотя одновременно имела место и тенденция к У. с. ненароднического характера (Писарев). В современных условиях У. с. как форма революционного демократизма составляет отличительную черту идеологии многих антиимпериалистических движений.

Источник: Научный коммунизм. Словарь

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
предшествующие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ. развития и его движущих сил. "...Первоначальный социализм был у т о п и ч е с к и м социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту о б щ е с т в е н н у ю с и л у, которая способна стать творцом нового общества" (Ленин В. И., Соч., т. 19, с. 7). Понятие "У. с. " берет начало от "Утопии" – соч. Т. Мора, посвященного описанию идеального общества, в к-ром отсутствует эксплуатация трудящихся и все люди равно пользуются плодами общего труда. У. с. отличало от др. социальных утопий и эгалитарных теорий понимание связи между бедствиями социального неравенства и существованием частной собственности на средства произ-ва, идея обществ. собственности на средства произ-ва и распределения и демократич. самоуправления народа. Социалистич. идеалы неизбежно были связаны с У. с., с критикой классово-эксплуататорского общества, идеей коренных социальных изменений. Политич. немощь и идейная слабость эксплуатируемых классов, отразившиеся в У. с., определили его мировоззренч. основу – субъективно-идеалистич., волюнтаристич. и моралистич., подчас религ. и мессианистские воззрения на человеч. общество. Тем не менее У. с. не было свойственно смирение перед божьей волей: обществ. устройство он считал зависящим от воли людей, что и определило поиски У. с. эффективной обществ. теории. У. с. не был лишь созданием мыслителей-одиночек, как это часто изображает бурж. и реформистская социология и историография, поскольку социалистич. мечтания и соответствующие им обществ. идеалы выражали многовековые освободит. устремления трудящихся масс. Само противопоставление отд. мыслителей и масс является в этом плане ложным: несомненна важная роль интеллигенции в теоретич. разработке идей У. с., в придании сознательной и развитой формы смутным чаяниям эксплуатируемых масс – "умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 33, с. 147). У. с. заключал в себе противоречивые тенденции: теории его использовались не только прогрессивными, но и реакц. течениями, как, напр., феодальный социализм, нек-рые направления мелкобурж. социализма, казарменный коммунизм и т.д. У. с. как совокупность идей и течений донауч. социализма включает в себя как утопич. коммунизм, так и У. с. в узком смысле слова. Разветвление это осуществилось в конце 18 в., в период перехода утопич. социалистич. мысли в годы франц. революции и после нее от умозрит. конструкций к сфере практич. деятельности. Переходный период на пути к коммунизму У. с. превращал из промежуточного звена в конечную цель обществ. преобразования. Если утопич. коммунизм во всех своих проектах и теориях требовал общности имуществ и "фактич. равенства" между людьми, то У. с. выдвигал компромиссные проекты, сохранявшие в обществ. произ-ве элементы частной собственности, неравенство распределения и т.п. Почти все течения У. с. стремились возвыситься над борьбой классов и организовать классовое сотрудничество пролетариата и буржуазии, искали поддержки у господств. классов и рассчитывали проложить путь новому обществу лишь силой пропаганды и примера. Цельные концепции такого У. с. дали в нач. 19 в. Сен-Симон и Фурье; затем эти идеи перешли в системы эпигонов У. с. 30–40-х гг. 19 в., от к-рых были вынуждены отмежеваться Маркс и Энгельс. История У. с. У всех народов зарождение мечтаний, содержавших проблески социалистич. мысли, было связано с появлением частной собственности, разделением общества на классы и возникновением эксплуататорского общества. Следы подобных мечтаний встречаются на разных ступенях развития классовой борьбы народов Азии и Сев. Африки, Индии и Китая. В Европе важнейшие элементы У. с. сложились в антич. Греции и Риме: легенда о "золотом веке" (общинно-родовых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности) и ее многочисл. рационалистич. переработки утопистами прошлого; дискуссии древнегреч. мыслителей вокруг проблем имуществ. неравенства и "естественного состояния" общества, полисной демократии и "распределительной справедливости"; легендарные уравнит. реформы в Спарте и платоновская утопия кастового рабовладельч. коммунизма, сочетавшаяся с критикой частной собственности, а также критика этой утопии Аристотелем. Еще более значит. влияние на У. с. оказало социальное учение раннего христианства, содержавшаяся в нем проповедь общечеловеч. равенства, братства и потребит. коммунизма. Воздействие этих идей сказывалось на различных течениях У. с. вплоть до христианского социализма 19 в. Однако в целом, проникаясь все более идеей примирения с земным злом, компенсации социальной несправедливости в потустороннем мире, христианство направило утопич. мысль в русло религ. утопии, затормозив тем самым развитие У. с. и поисков лучшего обществ. строя. В период европ. феодализма социально-утопич. мотивы развивались в ересях вальденсов, катаров, беггардов, апостольских братьев, лоллардов, таборитов, анабаптистов и др. сект, а также в произведениях фольклора. В них источником социального неравенства и гнета объявлялось отступничество церкви и господств. классов от принципов и идеалов первонач. христианства, выдвигались требования уничтожения феод. эксплуатации и сословного неравенства и воскрешались идеалы евангельского строя, составленного из небольших самоуправляющихся общин с аскетич. уравнительностью в быту и коммунизмом потребления. Попытки нек-рых ср.-век. еретич. сект осуществить этот идеал спорадически сопровождались совместным производством. Но даже когда сектантский еретич. коммунизм влился в поток крестьянских антифеод. революц. восстаний позднего средневековья, он оказался неспособным выдвинуть опред. программу осуществления своего патриархального общинного идеала. Характерны в этом отношении пример Мюнцера, а также руководимой анабаптистами Мюнстерской коммуны 1535: еретич. средневек. коммунизм не мог освободиться от религ.-мистич. оков. В идеях У. с. Возрождения заключались уже первые элементы самокритики нарождающегося бурж. общества, сознание того, что осуществление гуманистич. идеалов требует подлинно человечного, коммунистич. общества. В коммунистич. утопиях Т. Мора и Кампанеллы У. с. переходил от общности имущества в виде общности потребления к идее обществ. производства и к представлению об организации хозяйств. жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой общины, не нуждающейся в гос-ве, – к идеалу крупного политич. образования в виде города и федерации городов, к признанию за гос-вом гл. роли в утверждении основ разумного обществ. строя, в руководстве его х-вом и культурой. Тем не менее и после того в У. с. в течение неск. веков властвовали принципы уравнит. распределения, связанные с недостаточным развитием бурж. способа произ-ва. Поэтому не получили распространения высказанные Т. Мором догадки о возможности изобилия при общности благ, о гармонич. сочетании личных интересов с интересами общества без ущерба для свободы личности. Доказывая, что коммунистич. идеал может быть создан самим человеком, и отвергая представления хилиазма, утопич. коммунизм эпохи Возрождения не находил обществ.-политич. сил, к-рые могли бы стать опорой этого идеала: осуществление коммунистич. идеала утописты предоставляли мудрости того или иного завоевателя или правителя, просвещенного монарха или интеллектуальной олигархии. Антифеод. эгалитарные и коммунистич.-демократич. идеи эпохи раннего капитализма в целом были облечены еще в религ. оболочку, хотя и содержали рационалистич. и материалистич. элементы, к-рые достигли наибольшей силы у Уинстэнли. Дальнейшее развитие идей У. с. происходило в 17 в. во Франции на основе картезианского рационализма и борьбы против абсолютизма. Умозрит. социальные утопии конца 17 – нач. 18 вв. излагались гл. обр. в форме романов-путешествий, в к-рых общность имущества у "добродетельных" дикарей противопоставлялась сословному и имуществ. неравенству европ. общества (Г. де Фуаньи, Верас д´Алле, Гедевиль и др.). В 18 в. с идеями революционного ниспровержения феод. гнета и эксплуатации, программой материализма и атеизма выступил Ж. Мелье, возродивший проекты общинного патриархального коммунизма. Разрабатываются цельные системы утопич. коммунизма на основе философии Просвещения, в к-рой выявилась "...социалистическая тенденция материализма..." (Маркс К., там же, т. 2, с. 146): если человек и его идеи есть продукт среды, чувств. мира и опыта, то, чтобы изменить человека и его жизнь, необходимо изменить среду, гос-во и его законы и построить разумное человеч. общество. Исходным пунктом коммунистич. трактатов 18 в. служила просветит. теория общности "естественной природы" и равенства "естественных прав" всех людей. На этой основе Морелли и Мабли обосновали коммунизм с т. зр. теории естественного права. У. с. 18 в. еще не проводил четкой грани между коммунистич. и эгалитарными идеями "социализма равенства мелких хозяев". Отд. реформаторы-утописты сочетали их в полукоммунистич., полууравнительных теориях. У. с. эпохи Просвещения выдвинул идеи права на труд и обязанности труда для всех членов общества; осн. его идеей была идея социальной справедливости в распределении средств и продуктов производства, обеспечению к-рой должно было служить превращение осн. средства производства – земли – в общедоступную или общую собственность и обществ. распределение плодов индивидуального труда. В годы Великой французской революции происходило политизирование и революциони-зирование этих идей морального социализма, смыкавшихся с борьбой плебейских низов города и деревни: от требования ограничения права собственности и обеспечения равенства пользования осн. благами жизни сторонники эгалитарных утопич. идей переходили к требованиям "аграрного закона", всеобщего уравнит. передела земли, ограничения собственнич. прав, подчинения их верховным интересам общества и его контролю ("социальный кружок", "бешеные"). Опыт якобин. диктатуры свидетельствовал о возможности гос. регулирования распределения и экономики. С др. стороны, обострение классовых противоречий в процессе революции нашло отражение в дальнейшем развитии идей утопич. коммунизма от наивных проектов первых лет революции о мирном законодат. введении общинного коммунизма во Франции к планам коммунистич. преобразования всей страны с помощью санкюлотской революц. диктатуры (Буассель). Решающий перелом был осуществлен здесь Бабефом и бабувистской программой "Заговора равных", выдвинувшей практич. задачу свершения коммунистич. революции и впервые обосновавшей идеи революц. диктатуры для коммунистич. преобразования общества и необходимости переходного периода к нему. Однако бабувизм не отошел от теоретич. естественного права. Представляя надежды и устремления доиндустриального пролетариата, бабувизм строил идеал коммунистич. общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, и в проектах распределения проповедовал грубую уравнительность, всеобщий аскетизм, негативное отношение к людям умств. труда. Критико-утопич. социализм нач. 19 в. с особой силой выразил разочарование в ходе историч. развития, наступившее после завершения франц. революции. Противоречия нового обществ. строя делали его объектом разносторонней социальной критики. В силу незрелости рабочего класса эту критику и теоретич. рассмотрение опыта прошедших десятилетий осуществляли передовые интеллигенты бурж. общества, из среды к-рых вышли великие утописты Сен-Симон, Фурье и Оуэн – "основатели социализма", по словам Энгельса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 194), впервые развившие самостоят. теорию У. с., противостоящую бурж. обществ. мысли. В поисках социальной науки, к-рая заменила бы обанкротившуюся революц. метафизику "естественного права", они создали классич. системы У. с., косвенно выражавшие стремление пролетариата к преобразованию общества. Критико-утопич. социализм дал проницат. критику противоречий капитализма и выдвинул задачу построения нового обществ. строя. Признав значение уровня развития произ-ва и форм собственности в развитии человечества, критико-утопич. социализм в вопросе о преобразовании общества гл. внимание уделил производств.-экономич. сфере и выдвинул на первый план проблему крупного обществ. производства, планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представления об уравнительности и всеобщем аскетизме при социалистич. и коммунистич. строе, критико-утопич. социализм выдвинул принцип социалистич. распределения "по способностям", изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеч. потребностей, безграничный рост производит. сил и расцвет личности. Маркс и Энгельс отмечали и др. "...зародыши гениальных идей..." (там же), разбросанные в теориях великих утопистов, – их догадки об уничтожении противоположности между физич. и умств. трудом, между городом и деревней, об осуществлении планирования произ-ва, превращения гос-ва из органа управления людьми в орган управления произ-вом и др. Своими достижениями критико-утопич. социализм был во многом обязан влиянию материализма и сенсуализма 18 в., к-рых У. с. вместе с тем подверг критике; исход Франц. революции свидетельствовал, как казалось великим утопистам, о несостоятельности революц. действий масс, об определяющей роли избранного меньшинства и волевых решений отд. личностей. Объясняя обществ. явления воздействием духовного мира, У. с. сохранял идейные связи с рационализмом 18 в. В то же время в У. с. проникали и религ. идеи ("новое христианство" Сен-Симона, пантеистич. метафизика и мистич. объяснение природы человеч. страстей и влечений у Фурье, "новый моральный мир", перевоспитывающий людей с помощью рациональной "социалистической" религии у Оуэна). Великие социалисты-утописты, подобно просветителям 18 в., хотели "...сразу же освободить все человечество, а не какой-либо определенный общественный класс в первую очередь" (там же, с. 191). В развитии У. с. пролет. направление переплеталось с буржуазным и мелкобуржуазным, приспосабливаясь к идее сотрудничества пролетариата и буржуазии для полюбовного решения социального вопроса; критико-утопич. социализм допускал в новом обществе элементы частной собственности и социального неравенства. В дальнейшем в У. с. произошло внутр. расслоение, отделившее от утопич. коммунизма бурж.-компромиссное социалистич. реформаторство. "Значение критически-утопического социализма и коммунизма, – писали Маркс и Энгельс, – стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты" (там же, т. 4, с. 456). Подобными сектами стали сен-симонизм (Анфантен, Базар, Консидеран и др.), фурьеризм и оуэнизм. Предпринятые в 20–40-х гг. 19 в. опыты создания на амер. почве и в Англии оуэнистских коммунистич. колоний, равно как и более многочисл. опыты фурьеристских ассоциаций – фаланг – в США (около 40, наиб. известная – Брук-Фарм, 1841–46) после временных успехов неизменно заканчивались неудачей, к-рая в дальнейшем постигла и "икарийские" колонии Кабе. Гл. причиной этих неудач была несостоятельность самой идеи создания социалистич. и коммунистич. ассоциации внутри капиталистич. общества. Ломка старых производств. и обществ. отношений порождала в 30–40-е гг. 19 в. разнородные направления критики противоречий капитализма и различные представления об обществ. идеале. В У. с. появляются как реакц. и консервативные течения ("феодальный", бурж. и мелкобурж. У. с), так и революционные. Пропагандируемые У. с. идеи ассоциированного труда и права на труд находили все больший отклик у передовых рабочих, выражая их еще незрелые представления о послебурж. обществ. строе. Мелкобурж. У. с., защищая рабочий класс с мелкобурж. точки зрения, разрабатывал различные проекты производит. ассоциаций (Бюше, Л. Блан, К. Пеккер, Леру и др.) либо ассоциаций эквивалентного товарообмена (Грей, Прудон) и рассматривал их как осн. средство борьбы против крупного капитала и переустройства общества мирным путем на основе экономич. сотрудничества классов. Не понимая объективных экономич. закономерностей капиталистич. способа произ-ва, У. с. ограничивался моральным осуждением несправедливости капиталистич. эксплуатации и распределения продуктов труда. Утопия "социализма равенства мелких хозяев", приобретая новую почву в росте неравенства в бурж. обществе, делала "распределительную справедливость" мерилом всех экономич. отношений. Такая социалистич. идеология, стремившаяся осуществить перестройку бурж. общества в мелкобурж. духе, обусловливала влияние У. с. на демократич. мысль, присутствие "социалистического компонента" в идеологиях и программах многих европ. буржуазно-демократич. движений 19 в. По словам Ленина, в сущности "...это был вовсе не социализм, а прекраснодушная фраза, доброе мечтание, в которое облекала свою тогдашнюю революционность буржуазная демократия, а равно невысвободившийся из-под ее влияния пролетариат" (Соч., т. 18, с. 10). Революц. сторона идей справедливости развивалась в теориях пролет. У. с., напр. в произв. англ. социалистов-рикардианцев (Томпсон, Брей и др.). Объявив прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом и капиталом, они для устранения этой несправедливости выдвинули экономически несостоят. требование получения рабочими "полного продукта их труда". Подобное приложение морали к политич. экономии было формально ложным выводом, но, как подчеркивал Ф. Энгельс, "...чт? неверно в формально-экономическом смысле, может быть верно во всемирно-историческом смысле" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 184; ср. В. И. Ленин, Соч., т. 18, с. 329). Если в Англии этот пролет. У. с. косвенно оплодотворил чартистское движение, во Франции и Германии он сближался с революц. политич. мыслью передовых групп рабочего класса, провозглашавших необходимость коренного переустройства всего общества на началах "общности имуществ". В недрах революц. тайных обществ 30–40-х гг. кристаллизовались учения необабувистского коммунизма, возродившего идею немедленного глобального коммунистич. переустройства общества посредством революц. переворота и революц. диктатуры, вводящей последоват. "общность имуществ" (Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки, А. Лаппонере и др.). Использование теоретиками коммунизма 30–40-х гг. нек-рых концепций критико-утопич. социализма позволило им сделать важный шаг от уравнит. принципов к коммунистич. принципу "от каждого по способности, каждому по потребности". В произведениях Дезами и Вейтлинга революц. утопич. коммунизм достиг своей вершины. При этом Дезами сделал попытку развить коммунистич. учение на базе механистич. материализма 18 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд , т. 2, с. 146). Утопич. коммунизм этого периода нередко ссылался на традиции евангельского коммунизма (Эскирос, Кабе, Лаотьер, Вейтлинг) и подчас выливался в борьбу конкурирующих сект, окутанных мистич. покровом, ибо "...всякая секта религиозна" (Маркс К., там же, т. 32, с. 475; см. Ф. Энгельс, там же, т. 22, с. 478). Своего высшего развития материалистич. тенденции У. с. достигли в воззрениях Герцена и Чернышевского. У. с. и науч. коммунизм. Объединяющей чертой всех направлений У. с. 1-й пол. 19 в. были поиски социальной науки, с помощью к-рой можно было бы найти априорные формулы для "..."решения социального вопроса", вместо того, чтобы источником науки делать критическое познание исторического движения, движения, которое само создает материальные условия освобожде- н и я" (Маркс К., там же, т. 16, с. 27). Только марксизм, создавший теорию науч. коммунизма (см. также Коммунизм), понял социализм не как осуществление абстрактных принципов свободы, справедливости или разума, а как закономерный результат общественно-историч. развития и классовой борьбы. В отличие от всех течений и направлений У. с., науч. коммунизм обосновал положение о том, что только присвоение средств произ-ва обществом, т.е. национализация средств произ-ва и обмена и подчинение их ассоциированному рабочему классу в лице его гос-ва, ведет к действительному социалистич. преобразованию общества. "Таким образом, – подчеркивал Энгельс, – здесь впервые сформулировано положение, которым современный рабочий социализм резко отличается как от всех разновидностей феодального, буржуазного, мелкобуржуазного и т.д. социализма, так и от туманной "общности имущества", выдвигавшейся утопическим и стихийным рабочим коммунизмом" (там же, т. 22, с. 532). Преодоленный в марксистском науч. коммунизме, У. с. вместе с тем явился одним из важнейших его идейных источников. После сформирования науч. коммунизма У. с. в целом утратил прежнее значение. Социалистич. утопии в дальнейшем были отмечены преим. печатью отрицания всестороннего историч. прогресса форм обществ. жизни (утопии Беллами, У. Морриса, Уэллса и др.). Критика У. с. и борьба за преодоление его влияния продолжались на протяжении всего дальнейшего развития рабочего движения, т.к. формирование пролетариата, втягивание новых его слоев в революц. движение нередко сопровождалось возрождением в новых формах идеологии У. с. и "...повторениями старых ошибок, временным возвратом к устарелым взглядам..." (Ленин В. И., Соч., т. 16, с. 318). Ленин демонстрировал это на примере оппортунистич. течений в социалистич. партиях 2-го Интернационала и прозорливо указал на то, что условия зрелого и перезрелого капитализма – дальнейшее разорение и "утеснение" мелкой буржуазии и одновременное нарождение новых средних слоев населения капиталистич. стран – неизбежно приводят к возрождению разнообразных мелкобурж. идей и учений У. с. Вследствие этого идеи домарксовского социализма появляются нередко и после Маркса. См. также ст. Социализм. Источн.: Волгин В. П. [сост.], Предшественники совр. социализма в отрывках из их произведений, ч. 1, М.–Л., 1928; Волков Г. Н., Сидоров М. И., Хрестоматия по науч. коммунизму, ч. 1, М., 966; Les pr?curseurs fian?ais du socialisme, textes reunis et pr?sent?s par M. Leroy, P., 1948; Krauss W., Reise nach Utopia, В., 1964; Il socialismo prima di Marx, a cura di Gien. Mario Bravo, Roma, 1966. Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 20–60, 132–51; т. 3, С. 70–78, 455–535; т. 4, с. 448–57; т. 19, с. 185–230; т. 21, с. 214–32; т. 24, с. 10–24; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 5, с. 340–44, 347–58; т. 9, с. 407–15; т. 18, с. 9–15, 326–30; т. 19, с. 3–8; т. 20. с. 167–188; Луи П., История социализма во Франции, пер. с франц., М., 1906; Mеринг Ф., История герм. социал-демократии, пер. с нем., 2 изд., М.–П., 1923; Бер М., История социализма в Англии, пер. с нем., ч. 1, М.–П., 1923; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, 4 изд., т. 1–2, М.–Л., 1924–25; Волгин В. П., История социалистич. идей, ч. 1–2, М.–Л., 1928–31; его же, Очерки по истории социализма, 4 изд., М.–Л., 1935; его же, Развитие обществ. мысли во Франции в 18 в., М., 1958; его же, Французский утопич. коммунизм, М., 1960; Розенберг Д., История политич. экономии, ч. 3, М., 1936, с. 97–265; Из истории социально-политич. идей. Сб. ст., М., 1955; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Плеханов Г. В., Утопич. социализм 19 в., М., 1958; Лабриола ?., Очерки материалистич. понимания истории, М., 1960, с. 109–12, 124–42; История социалистич. учений. Сб. ст., [т.] 1–2, М., 1962–64; Кан С. Б., История социалистических идей, М., 1967; Hertzler J. О., The history of Utopian thought, ?. ?., 1926; Mannheim К., Ideologie und Utopie, 3 Aufl., Fr./M., 1952: Cole G. D.H., A history of socialist thought, v. 1–2, L., 1953–54; Ramm Th., Die gro?en Sozialisten als Rechts- und Sozialphilosophen, Bd 1, Stuttg., 1955; Duveau G., Sociologie de l´utopie, P., 1961; Sime?ka M., Kriza utopizmu, Brat., 1967. Библ.: Stammhammer J., Bibliographie des Socialismus und Communismus, Bd 1, Jena, 1893; Falke R., Versuch einer Bibliographie der Utopien, "Romanistisches Jahrbuch", 1953–54, Bd 6. H. Застенкер. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.