УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
это компоненты внешних систем деятельности, которые включены в  познавательную деятельность, обслуживающий персонал, транспортные средства, статистические работники,  управленцы, производственные полигоны, специалисты по информатике, заказчики, финансовые органы и т.д.  Они  определяют,  обрамляют,  обеспечивают,  используют  познавательную деятельность, не будучи ни субъектами, ни объектами, ни средствами, ни результатами, ни средой данного познавательного процесса.

Источник: Философия науки и техники: словарь

УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
один из компонентов (наряду с объектами познания и исследователями) исходного познавательного отношения в естествознании. На уровне наблюдений и эксперимента под условиями познания понимается фон исследуемых вещей и процессов (состояние атмосферы, вакуума, различные поля и т. п.), который опосредованно взаимодействует с объектами познания, а также средства исследования этих объектов — системы референций и измерительные инструменты и приборы, сконструированные исследователями на основе определенных предпосылок. На теоретическом уровне под условиями познания подразумевается «язык наблюдений», функционирующий в данной теоретической системе (теории, модели научной дисциплины), а также наличный научный фон и средства развертывания и интерпретации теорий. В условия познания включаются исходные знания, необходимые для построения теорий, наглядные образы и модели, проверенные опытом базисные тео фундаментальные теории (напр., классическая механика, специальная теория относительности и т. д.), эвристические принципы и другие средства регуляции научной деятельности, категории и фундаментальные понятия, известные к данному времени пути и средства формирования понятий и теорий и т. д. Следовательно, условия познания представляют собой опосредующее звено во взаимосвязи объекта познания и исследователя, ибо процесс познания определяется не только объектом познания, но также и наличными материальными и духовными средствами познания исследователя и всей предыдущей познавательной деятельностью человечества. Исследователь познает и преобразует природу с помощью наблюдательных, экспериментальных и теоретических средств в соответствии с потребностями общества. Он является носителем созидательных целей, решает определенные проблемы, вопросы и задачи, обладает «внутренним опытом» как осознанным синтезом всей предыдущей познавательной деятельности человеческого общества, способностью наблюдать, экспериментировать и теоретически обобщать данные наблюдений и эксперимента.
П. И. Дышлевый

Источник: Новая философская энциклопедия

условия познания
УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ — обычно под условиями имеют в виду некоторую совокупность предметов, явлений, свойств и отношений, определяющих возможность реализации каких-то природных процессов или осуществления актов человеческой деятельности. Поскольку любые объекты и явления действительности существуют и проявляются лишь в сложной системе всевозможных связей и отношений, постольку их взаимное влияние позволяет рассматривать (в зависимости от конкретного ситуационного контекста) некоторое подмножество таких связей в качестве условий, обеспечивающих проявление др. Сочетание прямых и побочных воздействий задает границы возможностей, что влияет на оценку одних условий как «необходимых», а др. как «случайных».         В практике научного исследования комплекс У п. включает в себя кроме природных компонентов (таких, напр., как возможность непосредственного контакта с изучаемым объектом или состояние окружающей среды, влияющее на характер проведения соответствующих познавательных процедур) созданные людьми технические средства (в частности, приборы), а также предварительные знания, имеющиеся у ученого. Поскольку исследовательская деятельность осуществляется на разных уровнях, постольку необходимо иметь в виду и такие виды У п., как целевая установка ученого, владение им специальным набором языковых средств, с помощью которых формируется дисциплинарное знание, нормы и критерии, регулирующие поведение исследователя в целом.         Немаловажное значение имеет и так называемый «социокультурный фон», на котором разворачивается познавательный процесс. В современной методологии науки традиционное представление классического естествознания об абсолютной автономности познания, его независимости от др. форм культуры уже не является господствующим. А потому характер мировоззрения эпохи, всевозможные социальные потребности, как и само отношение общества к науке (на разных этапах оно может кардинально меняться, переходя от преклонения перед ней к ее почти полному отрицанию), — все это также определяет условия, в которых существуют и действуют ученые. Таким образом, У. п. являются формой непосредственной связи человека и тех фрагментов действительности, которые выступают в роли объекта исследования.         См. Социальная обусловленность знания.         С.С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
133.95 кб

Свобода познания как условие возникновения научной рациональности

Заикин Александр Александрович
В статье рассматривается проблема свободы познания как условие возникновения научной рациональности.
Читать PDF
298.54 кб

Категория сущности у Аристотеля: условия ее бытийствования и познания

Денисова Татьяна Юрьевна
Предметом статьи является вопрос о категории сущности, специфике ее познания и условиях достижения полноты осуществленности сущего в трактатах Аристотеля «Физика», «Метафизика», «Категории», «О душе».
Читать PDF
679.17 кб

Анализ реального познания как условие снятия спора конструктивистов и реалистов

Розин В.М.
В статье обсуждается спор конструктивистов и реалистов, который в настоящее время в определенной степени потерял свою актуальность.
Читать PDF
203.81 кб

Гражданская война в России как объект исторического познания в условиях фундаментальных общественных

Бухараева Жанна Владимировна
На основе процедуры case-study рассматривается развитие современной отечественной историографии гражданской войны 1918-1920 годов, устанавливается характер её взаимосвязи с фундаментальными общественными переменами в российском об
Читать PDF
566.53 кб

Нарушение социального познания у больных шизофренией как условие снижения уровня их социального функ

Руденко Светлана Львовна, Рычкова Ольга Валентиновна
Статья содержит обоснование выбора предмета исследования с опорой на труды зарубежных и отечественных ученых. Освещены результаты настоящего исследования.
Читать PDF
265.38 кб

«Там и тогда», где «Здесь и сейчас»: о некоторых аспектах современного научного познания в условиях

Сапожникова Н. В.
Автором анализируются специфические особенности онтогносеологической и общегуманитарной проекций современной цивилизации в условиях мирового экзистенциального катарсиса начала третьего тысячелетия.