главное этическое произведение Н.О.Лосского, изданное YMCA-Press в Париже в 1949. Этика как составная часть философской системы Лосского разрабатывалась им в 30-е гг., в Парижский период эмиграции. Первая попытка издать книгу в 1940 закончилась неудачно — помешала война. Основной вопрос этики Лосского (в духе критицизма И.Канта): как возможна мораль как единая, объективная, общезначимая система норм поведения и, соответственно, как возможна этика, обосновывающая такую нравственность и устанавливающая единство цели поведения всех существ на основе единой системы ценностей? Ответ на этот вопрос, по мысли Лосского, предполагает обоснование метафизических предпосылок достижения нравственного идеала и онтологических условий, содействующих или препятствующих его достижению. Т.о., с самого начала своего исследования Лосский провозглашает неразрывность этики и онтологии, блага и бытия. Первое основное условие абсолютной этики (или этики абсолютного добра) устанавливается аксиологией, к-рая призвана показать, что бытие имеет ценностный характер и что ценности объективны и общезначимы. Нравственность возможна только на основе интереса к этим ценностям. Абсолютные ценности - это ценности, к-рые безусловно оправданы сами в себе; они имеют характер добра с любой т.з., в любом отношении и для любого субъекта. Высшей ценностью — идеалом абсолютного нравственного совершенства — является абсолютная полнота бытия, достигшая своего осуществления в идее Всереальнейшей Сущности — Бога. Смысл нравственности — в стремлении к абсолютной полноте бытия, к осуществлению Царства Божьего. Кроме абсолютных ценностей существуют и ценности относительные, в к-рых добро необходимо связано со злом. Однако такие ценности возможны только в «психоматериальном царстве бытия», где люди в своей большей или меньшей эгоистической замкнутости в себе действуют относительно изолированно друг от друга.
В аксиологическом разделе своей этики Лосский опирается на «Этику» Н.Гартмана и «Формализм в этике...» М.Шелера. Второе условие абсолютной этики — свобода воли, предполагающая абсолютность нравственной ответственности. Определяя границы ответственности, Лосский различает свободу воли и свободу действия. Традиционная т.з. на этот предмет исходит из того, что абсолютной можно признать только свободу воли, тогда как свобода действия всегда относительна, ибо наталкивается на такие препятствия, преодоление к-рых не во власти человека. Отсюда делается вывод, что нравственная ценность поступка должна измеряться прежде всего его мотивом, а не его объективным содержанием. Чтобы обосновать абсолютность свободы, Лосский выделяет два ее типа: свободу материальную и свободу формальную. Положительная материальная свобода определяется степенью творческой мощи субъекта-деятеля. Свое полное выражение эта свобода получает только у членов Царства Божия. Их свобода воли есть вместе с тем и безграничная свобода действия, направленная на осуществление абсолютного добра.
В мире, где живут эгоистически обособленные друг от друга индивиды, уровень материальной свободы весьма низок, что ограничивает и свободу действия. Но здесь вполне сохраняется формальная свобода, суть к-рой Лосский усматривает в господстве действующего Я над своими желаниями, решениями и поступками. Не обладая полнотой творческой мощи, субъект сохраняет мощь, достаточную для свободного выбора любой из нравственных возможностей и для стремления осуществить свое решение; во всяком случае, человек может отказаться от пути зла и, по крайней мере, начать путь восхождения к добру, хотя бы в форме искреннего стремления вступить на него. Третье существенное условие нравственности имеет онтологическое значение: это особое стремление мира, в к-ром личность не замкнута в себе и находится в теснейшей связи со всеми существами всего мира. Это условие Лосский называет «единосущием субстанциальных деятелей», свободно творящих личностей. Именно это условие объясняет, согласно Лосскому, механизм бескорыстного поведения, мотив сострадания и любовь к ближнему. Критикуя учение А.Шопенгауэра о сострадании как отождествлении субъекта с другим лицом («Об основе морали», § 22) и следуя за В.С.Соловьевым («Оправдание добра», гл. 3), Лосский показывает, что смысл единосушия означает способность (не отождествляя себя с другим) иметь в своей душе страдание чужого Ты в подлиннике, интуитивно проникая в мир чужого бытия. На этой почве вырастает и деятельная помощь страдающему лицу без тени страдания самого человеколюбца.
В дополнение к трем основным условиям нравственности (абсолютности ценностей, свободе воли и единосущию субстанциальных деятелей) Лосский выдвигает еще и четвертое условие, позволяющее объяснить, как возможно развитие нравственной жизни существ, отпавших от Бога, от пути абсолютного добра. Это - угрызение совести, влекущее за собой раскаяние. Свое этическое учение Лосский называет «теономной этикой любви», противопоставляя его прежде всего различным видам позитивизма в этике (в особенности натуралистическому эволюционизму Г.Спенсера. См. «Основания этики»).
В отличие от релятивизма последнего теономная этика утверждает нравственный абсолютизм.
В этике позитивизма опыт создает ценности; в тсономной этике опыт опознает их. Основой такого опознания является аксиологическое чувство, эмоциональный интуитивизм, позволяющий различать объективное бытие ценностей с такой же достоверностью, как наличие цветов, звуков и т.п.
В тесной связи с аксиологическим опытом стоит и опыт нравственный, открывающий требования абсолютного идеала совершенства и включающий в себя голос совести. К этим двум видам опыта на высшей ступени нравственного развития присоединяется еще и религиозный опыт, в к-ром Бог открывается как высшая, абсолютная ценность. Эти три формы опыта и определяют нравственное поведение личности. Этическое учение Лосского было по достоинству оценено его современниками. Так, С.А.Левицкий отнес труд Лосского, наряду с «Этикой» Гартмана и «Двумя источниками морали и религии» А.Бергсона, к числу лучших систем этики, созданных в 20 в. Лит.: Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии [Гл. 11]. М.: Канон, 1996; Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. М.: Республика, 1991; Он же. Воспоминания: Жизнь и философский путь // Вопр. филос. 1991. N° 12; Шопенгауэр А. Об основе морали // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992; Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. В. Н. Назаров
УСЛОВИЯ АБСОЛЮТНОГО ДОБРА: ОСНОВЫ ЭТИКИ
УСЛОВИЯ АБСОЛЮТНОГО ДОБРА: ОСНОВЫ ЭТИКИ
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001