Уровни научного знания (эмпирический и теоретический)
Уровни научного знания (эмпирический и теоретический)
этапы научного исследования, которые различаются по определённым основаниям: 1) гносеологической направленности (на эмпирическом уровне – на изучение явлений и поверхностных связей между ними, а на теоретическом уровне – на раскрытие причин и существенных связей между явлениями); 2) характеру научных результатов (на эмпирическом уровне – факт и совокупность эмпирических обобщений, на теоретическом уровне знания фиксируются в форме законов, принципов и теорий); 3) методам (на эмпирическом этапе – наблюдение, эксперимент, индукция, а на теоретическом – анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и т. п.); 4) соотношении чувственного и рационального моментов в методах и формах познания, которые применяются на каждом этапе. Эмпирическое исследование, хотя и сориентировано на познание и фиксацию явлений, но постоянно прорывается на уровень сущности, а теоретическое исследование ищет подтверждение правильности своих результатов в эмпирии. Эксперимент всегда теоретически подкреплён, а любая абстрактная теория имеет эмпирическую интерпретацию.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016