(p. 24.1.1961) — спец. по религ. филос. и филос. антропологии. Р. в селе Загайново Троицкого р-на Алтайского края. Окончил Уральский гос. ун-т, филос. ф-т (1986), асп. кафедры истории рус. филос. МГУ. Работал асе, доц., в наст, вр. — проф. кафедры филос. Алтайского гос. аграрного ун-та, проф. кафедры религиоведения и теологии Алтайского гос. ун-та. Канд. дисс. — «Философские основания религиозного миросозерцания П. А. Флоренского» (1992). Докт. дисс. — «Конструирование субъектности в антропологии С. Н. Булгакова» (2002). Для творчества У. характерен интерес к проблеме человека в плане самосознания. Исследуя творч. Флоренского, он описывает динамику изменения сознания по мере усвоения идеи Бога: в познании происходит преодоление двойственности и телеологизма, оно осуществляется как манифестация смыслов, становится непосредственным, сущностным и символическим; в плане самоорганизации сознание становится трансцендентно ориентированным и мотивированным на самоизменение. У. разрабатывает феноменологию субъектности: конкретность экзистенциально-интеллектуальной среды создает содержание, отношение и смыслы человеческого Я. Исследуя антропологию Булгакова, У. определяет ее как «конструирование» активной и рецептивной субъектности — создание прескриптивного текста, где субъект хозяйства, религ., аксиол. и соц. действия, субъект именования, чуда, Церкви, образы Богоматери, Иоанна Предтечи и Иуды Искариота суть проекты-императивы должного и запретного построения индивидуальной субъектности. Оба типа субъектности характеризуются по таким параметрам как определенность, самосознание, экзист. практика и онтология. У. исследует такие параметры рассмотрения индивидуальной субъектности, как непосредственность, локальность, оформленность, выразительность, горизонт, граница, идентичность, аутентичность, и приходит к выводу, что они дают лишь внешнее, констатирующее знание о личности. Конкретно-личностное, организующее знание возникает в результате взаимодействия картины мира и образа Я, в силу этого становится возможной феноменология состояний (боль, отчаяние, радость, надежда и т. п.) и деятельностей (познание, творчество, труд, игра). По У, субъектность — не только рефлексивноонтическая данность, но и то, чем можно и необходимо управлять. На материале научного творч. У. описывает механизмы самоорганизации субъекта познания. Так, для того, чтобы дискурс стал управляемым, необходима темпорализация адресата дискурса (образа Другого). Интуицией, по его мнению, можно управлять, если сделать более развитым чувство целостности, увеличить меру полноты информац. поля на основе трансцендентальной рефлексии предметности и меру полноты смысла на основе трансцендентальной рефлексии смыслового поля.
Соч.: К будущему цельному мировоззрению. Религиозное миросозерцание П. А. Флоренского. Барнаул. 1999; Учение о субъекте в философии имени С. Н. Булгакова // Известия Алтайского гос. унта. 2001. № 4; Человек как субъект самоорганизации в творчестве // Вестник Алтайского гос. аграрного ун-та. 2005. Март. № 1 (17); Интуиция в научном творчестве // Там же. 2005. Июнь. № 12 (18); Воображение и фантазия в научном творчестве // Философские дескрипты. Вып. 4. Барнаул, 2005; Субъектная самоорганизация в научном дискурсе // Там же. Вып. 5. Барнаул, 2006.
УПРАВИТЕЛЕВ Александр Федорович
УПРАВИТЕЛЕВ Александр Федорович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009