(Warfield, Benjamin Breckenridge, 18511921). Последний из ведущих консервативных теологов, отстаивавших кальвинистскую ортодоксию на теологической кафедре Принстонской семинарии. Получил образование в Принстонском колледже и Принстонской семинарии, затем путешествовал по Европе. Преподавал НЗ в Западной семинарии г. Элджин (Пенсильвания). В 1877 г. получил должность профессора моральной и полемической теологии в Принстоне, сменив на этом месте А. А. Ходжа. Уорфилд написал огромное количество статей, обзоров, монографий, опубликованных как в широкой прессе, так и в специальных научных изданиях. Труды его отличаются точностью, охватывают широкий круг проблем и прочно опираются на научную литературу. Уорфилд один из крупнейших академических теологов на рубеже веков; его наследие попрежнему актуально среди консервативных протестантских теологов, крым особенно близок подход Уорфилда к Св. Писанию.
Подобно своим предшественникам в Принстоне, А. Александеру, Ч. Ходжу и А. А. Ходжу, Уорфилд исповедовал строгий кальвинизм. В многочисленных статьях о Кальвине, августинианской теологии и Вестминстерском исповедании он попутно анализировал историю теологии и отстаивал соответствующие теологические взгляды. Он противопоставлял кальвинизм либерализму, на крый возлагал вину за разрушение усилий Божьих по спасению человека и подрыв авторитета Божьего, явленного в откровении. Уорфилд вдохновлял духовный энтузиазм фундаменталистов, но в то же время он понимал, что, тяготея к антиинтеллектуализму, фундаменталисты теряют возможность обратиться к богатейшим теологическим источникам. Особенно критически Уорфилд относился к сторонникам религиозного опыта как откровения будь то рационалистическое благочестие А. Ритчля и А. К. МакГифферта, перфекционизм "Высшей жизни", Кезуикское движение или же упор на особые духовные дары, как в современном пятидесятничестве. Подобные воззрения он рассматривал как попытку подменить полноту Св. Писания субъективной религиозностью. В последние годы жизни Уорфилд чувствовал себя все более одиноким: разделяя с модернистами приверженность к ученым теологическим исследованиям, он в то же время отвергал их выводы; разделяя с фундаменталистами веру в сверхъестественное, он ставил под сомнение их методы.
Сегодня Уорфилд наиболее известен тем, как осторожно и взвешенно он пытался отстоять концепцию безошибочности Библии. В 1881г. вместе с А. А. Ходжем он написал знаменитое эссе "Богодухновенность" (Inspiration), где заново и очень тщательно сформулировал традиционное протестантское учение об абсолютной безошибочности и истинности Св. Писания. Впоследствии, в многочисленных статьях и рецензиях, Уорфилд выявлял содержащиеся в самой Библии свидетельства ее богодухновенности, тем самым возражая всем тем, кто отвергал ее безошибочность. Эти библейские исследования сделали Уорфилда настоящим путеводителем для консервативных евангеликов XX в., даже тех, кто не разделял его кальвинистских убеждений (он категорически отрицал любые предположения о " свободе воле"), эсхатологических воззрений (он всегда рассматривал милленаризм и диспенсационализм как заблуждения) и взглядов на науку (он верил, что эволюционная теория не противоречит безошибочности рассказа о сотворении мира).
М.А. NoLL(nep. Ю.Т.) Библиография: The Works of Benjamin В. Warfield, 10vols.;J.E. Meeter.ed., Selected Shorter Writings ofBenjamin B. Warfield, 2 vols.; J. E. Meeterand R. Nicole,/! Bibliography of Benjamin Breckinridge Warfield 18511921; M. A. Noll, ed., The Princeton Theology 18121921; J. H. Gerstner, "Warfields Case for Biblical Inerrancy", in Gods Inerrant Word, ed. J. W. Montgomery.
См. также: Старая принстонская теология; Ходж, Арчибальд Александер; Ходж, Чарльз.