род. 18 июня 1841, Джолиет - ум. 18 апр. 1913, Вашингтон) - амер. социолог, основоположник психологизма в социологии, один из основателей палеоботаники, первый президент Амер. социологической ассоциации (1906-1908). В противоположность биологизму Г. Спенсера полагал, что социальная эволюция проявляется активно и направляется гл. о. психологическими силами и волей. Из психологических сил выделял желание, выражающее природные импульсы - удовлетворение голода и стремление к продолжению рода. Именно эти желания толкают человека к преобразованию окружающей среды. Интеллект человека, по Уорду, есть главное его достояние, которое позволяет ему (в т. ч. в коллективных действиях) заменить стихийное проявление слепых эволюционных сил, господствующих в животном мире, осознанным прогрессом. Осн. труды: "Glimpses of the cosmos", v. 1-6, 1913 - 1918; "L. F. Ward. Selections from his works", 1963; "Dynamic sociology", v. 1 - 2, 1968; "Pure sociology", 1970; "Applied sociology", 1974; на рус. яз. - "Психические факторы цивилизации", М., 1897; "Очерки социологии", М., 1901.
УОРД ЛЕСТЕР
Источник: Философский энциклопедический словарь
18.6.1841, Джолиет, шт. Иллинойс, - 18.4.1913, Вашингтон), амер. социолог, один из основоположников психологизма в социологии; геолог, палеонтолог, один из основателей палеоботаники. Первый президент Амер. социологич. ассоциации (190608).
Социологич. концепция У. сложилась под влиянием Конта и Спенсера. Но в противоположность биологизму Спенсера У. считал, что социальная эволюция имеет активный характер, направляется психологич. силами и гл. обр. волей. Первонач. социальной силой является желание, выражающее природные импульсы. Осн. желаний два - удовлетворение голода и стремление к продолжению рода. Они определяют поведение человека, толкают его к переделке естеств. окружения. Гл. движущей силой историч. развития У. считал интеллект, уникальное обладание к-рым позволяет человеку и человеч. коллективам заменить действие слепых эволюц. сил, господствующих в животном мире, осознанным, «теллическим» прогрессом. Классы, гос-во и системы права возникают, по У., из борьбы рас. Расыпобедители и расыпобежденные не могут ассимилироваться благодаря вражде, ненависти и презрению, что приводит к кастовому строю. В образовании и развитии каст - причина возникновения классов, являющихся модернизованными кастами.
Общественно-политич. взгляды У. двойственны. С одной стороны, он выступал защитником равенства рас, классов и полов, высказывал симпатии пролетариату, резко выступал против религии, утверждая, что она всего лишь проявление «группового чувства сохранения перед новым и своеобразным» и ее функции сводятся к препятствию науке и прогрессу. С другой стороны, У. враждебно относился к марксизму и выдвинул идею социократии - «науч. контроля социальных сил посредством коллективного разума общества», представляющей собой попытку преобразовать капиталистич. общество в общество всеобщего благоденствия с помощью всеобщего и обязат. образования.
Источник: Советский философский словарь
Ward), (18 июня 1841 – 18 апр. 1913) – амер. социолог, "отец" амер. буржуазной социологии, геолог, палеонтолог, один из основателей палеоботаники. С 80-х гг. 19 в. занялся социологией, проф. социологии в ун-те Брауна (1906–13); первый президент Амер. социологич. об-ва (1906–08). Социологич. концепция У., сложившаяся под влиянием Конта и Спенсера, является составной частью его монистич. космич. философии, к-рая сформировалась под влиянием идей Шопенгауэра и Гегеля. В основе его философии лежит идеалистич. принцип, согласно к-рому Вселенная развивается в силу энергии и творч. синтеза, создающего гармонично связанные физические, биологические, психологические и социальные явления в эволюц. последовательности. У. – один из основоположников психологизма в социологии. По У., социальная эволюция, в противоположность мнению Спенсера, в отличие от биологической, носит активный характер, направляется психологич. силами и гл. обр. волей. Ей присуща целесообразность, устремление по линии наименьшего сопротивления. Гл. движущей силой историч. развития является интеллект, уникальное обладание к-рым позволяет человеку и человеч. коллективам заменить действие слепых эволюц. сил, господствующих в низшем животном мире, осознанным "теллическим" прогрессом. Первоначальной социальной силой является желание, выражающее природные импульсы, к-рые когда-то не были удовлетворены. Осн. желаний два – удовлетворение голода и стремление к воспроизводству. Желания определяют поведение человека, толкают его к общению, к переделке естеств. окружения. В основе прогрессивного развития общества лежат социогенетич. силы (те же психические), но уже в контексте взаимоотношений людей и человеческих коллективов, к-рые делятся на три группы – моральные, эстетические и интеллектуальные. Гл. роль играют интеллектуальные силы (в отличие от физич. сил они основываются не на желаниях и чувствованиях, а на интеллекте), подчиненные желанию знать. Интеллектуальные силы являются источником мыслей, идей, открытий и изобретений. При анализе социальных институтов (в частности, классов) У. придерживался идей Гумпловича и Ратценхофера. Он считал, что классы, гос-во и системы права возникают из борьбы рас, к-рая последовательно создает более высокие социальные структуры путем социальной синергии. Благодаря вражде, ненависти и презрению расы-победители и расы-побежденные не могут ассимилироваться, что приводит к кастовому строю. В образовании и развитии каст – причина возникновения классов, являющихся модернизованными кастами. У. отстаивал положение о неизбежности войн и их пользе как средстве социального прогресса. Общественно-политич. взгляды У. двойственны. С одной стороны, он выступал защитником равенства рас, классов и полов, высказывал симпатии пролетариату, резко выступал против религии, утверждая, что она представляет собой проявление "группового чувства сохранения перед новым и своеобразным" и ее функция сводится к препятствию науке и прогрессу. С другой стороны, он враждебно относился к марксизму и выдвинул идею социократии – "научного контроля социальных сил посредством коллективного разума общества", – представляющей собой попытку преобразовать капиталистич. общество в общество всеобщего благоденствия с помощью всеобщего и обязат. образования. Соч.: Textbook of sociology, ?. Y., 1905 (совм. с J. Dealey); Applied sociology, Boston, [1906]; Glimpses of the cosmos, v. 1–6, N. Y., 1912–18; Dynamic sociology, v. 1–2, N. Y., 1924; Pure sociology, 2 ed., ?. Y., 1925; The Ward-Ross correspondence, [s.l.], 1946; в рус. пер. – Психич. факторы цивилизации, М., 1897; Очерки социологии, М., 1901. И. Добронравов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
В.И. Овчаренко
Источник: Новейший философский словарь