УНЫНИЕ

Найдено 1 определение
УНЫНИЕ
состояние глубокой безнадежности, вызванное неудачами, страданиями, общим разочарованием в цели и смысле жизни. У. как своеобразный паралич духовной силы индивида связано с «обесцениванием» всех жизненных ценностей, в т.ч. и ценностей моральных. Хотя христианский термин, обозначающий У. применялся как один из синонимов стоической апатии, комплекс характерных признаков У. скорее, противостоит ей. Независимость мудрецастоика от потерь, связанных с внешними, чувственными благами, предполагает способность противиться различным типам скорби, понимавшейся как один из четырех основных пороков. Такие виды стоической скорби, как «тревога, заставляющая чувствовать себя не на своем месте», «безысходность — скорбь от размышлений неотвязных и напряженных», «смятение скорбь, бередящая и не дающая видеть все, что есть», представляют собой описания психологических реакций, связанных с У.
В античном понимании У. является изменой разуму и самому себе, в христианском изменой Богу, чем и предопределено то, что в христианстве У. рассматривается как один из пороков.
В православной святоотеческой схеме основных греховных помыслов У. является полным развертыванием такого греховного состояния, как печаль. И печаль, и У являются концентрированным выражением абсолютной привязанности к миру. Они напрямую связаны с неудовлетворенностью страстных желаний или с таким их удовлетворением, к-рое не вызывает ожидаемой полноты удовольствия. Т.о., душа уже должна быть подвержена другим страстям, чтобы погрузиться в печаль или впасть в греховное У Печаль, как горестное или желчное «грызенис сердца», делает человека неспособным к религиозному сосредоточению и к кроткому отношению к своим братьям. Если печаль окончательно перешла в У. то слабость души превращается в ее «изнеможение» - полное бездействие в религиозно-нравственном отношении. Однако далеко не все отцы Церкви считали, подобно Немесию, «всякую печаль — злом по своей природе». Ведь и осознание порочности собственной жизни, созерцание грехов ближних, совмещаясь с желанием обрести совершенство, вызывают «чувство худости» существования человека, к-рое психологически может быть описано как печаль. Такая «печаль ума» есть драгоценное Божие даяние» (Исаак Сирин).
В католическом списке основных пороков, предложенном Григорием Великим, печаль и У. соединены в один порок, за к-рым осталось наименование печали (tristitia). Позднее моменты, характерные для более ранних трактовок У. и печали, составили один из полюсов схоластического понимания (см. Лень). У. в отличие от лени, трактовалась как важнейший духовный порок. По Фоме Аквинскому, оно связано с нежеланием видеть, что именно духовное благо составляет истинное счастье человека. Если разум санкционирует отвращение к духовному благу, то У. превращается в смертный грех. Одновременно к У. может привести и правильное понимание того, что есть зло, если скорбь о нем будет неумеренной.
В рамках схоластики существовала и более мягкая оценка У. связанная с его трактовкой как скорее душевного, чем духовного заболевания. Р.Бэкон, опираясь на теорию гуморов (четырех жизненных соков, определяющих темперамент человека,) видел в У. лишь выражение внешней меланхолии, лечить к-рую можно не только трудом и молитвой, но также диетой, прогулками или музыкой.
В новоевропейской мысли проблемы, напрямую связанные со средневековой концепцией У. систематически разработаны С.Кьеркегором в контексте анализа понятия «отчаяние» (трактат «Болезнь к смерти»). Отчаяние возникает либо в результате попытки индивида отказаться от своего Я либо как итог тщетного стремления утвердить его вне той божественной силы, к-рая это Я полагает. Однако Кьеркегор придает отчаянию диалектический оттенок, усматривая в нем не только порок или даже основной грех, но и своеобразную веху на пути к спасению. Если отчаяние, взятое само по себе, во всех его видах гибельно и смертельно, то способность к отчаянию, заложенная в человеческой природе, спасительна и служит знаком «величия нашей духовности».
В этом смысле экзистенциальное отчаяние содержит в себе в качестве элемента не только У., но и его своеобразное преодоление. Лит.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль. 1986; Зарин СМ. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М.: Православный паломник, 1996; Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. М: Республика, 1993.С. 251-351; Bloomfield M.W. The Seven Deadly Sins. An Introduction of a Religious Concept with Special Reference to Medieval English Literature. Michigan: State College Press, 1952; Weniel S. The Sin of Sloth: Acedia in Medieval Thought and Literature. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1967. А.В.Прокофьев

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001