УНИВЕРСУМ
- лат. мировое целое, мир (космос), Вселенная.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Универсум
(лат. universum – весь вообще) – целостность, целостный, охватывающий все мир.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
УНИВЕРСУМ
(Universum; лат.) — единая Вселенная; мир как астрономический целостный космос.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Универсум
от лат. universum, summa rerum) — единая Вселенная; «мир как целое» или «все сущее».
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Универсум
вся объективная реальность во времени и пространстве; в зависимости от трактовок реальности может не совпадать с понятиями «Мир» и «Вселенная».
Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
Универсум
от лат. «единая Вселенная»), понятие, обозначающее объективную реальность, мир в целом, отождествляемое либо с видимой частью Вселенной, либо с ее духовной сущностью.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
УНИВЕРСУМ
вся единая Вселенная, включающая все ее части: первообразующие (онтологические) принципы, космос, природу, человека и т.д., находящихся в неразрывной связи и взаимообусловленности.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
Универсум
(от лат. universalis – всеобщее) – мир в бесконечности его действительности и возможностей.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (Философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 7-8.
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
Универсум
в узком смысле совершенная область предметов, т. е. предметов необходимых и достаточных для формирования представлений о ее локальной полноте и целостности; в широком смысле - синоним вселенной, различные космогонические модели которых стали появляться с созданием А. Эйнштейном общей и специальной теории относительности. С этого времени различают понятия вселенной в качестве теоретического конструкта, модели (обозначают со строчной буквы) и понятие единой и единственной объективно реальной физической Вселенной, тождественной Метагалактике (с прописной буквы).
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
УНИВЕРСУМ
совокупность всего, что существует. В религиозной философии термин универсум обозначает собой весь комплекс творения (мир и человека). В более широком смысле понятие охватывает собой физический мир — объект науки: комплекс отношений между феноменами, то есть комплекс законов, структурирующих мир. В этом смысле теория относительности дает нам законы познания универсума. Понятие мира уже, чем понятие универсума; оно уже предполагает некоторую специфику: физический, биологический, моральный или человеческий мир (говорят даже о «мире» птиц, «мире» рыб и т.д.); универсум же предполагает общую совокупность всех миров. См. Мир.
Источник: Философский словарь
УНИВЕРСУМ
от лат.-единая Вселенная) – понятие, обозначающее объективную реальность, мир в целом и отождествляемое либо с видимой частью Вселенной, либо с ее духовной сущностью. Качества универсума относились к Богу и его воплощениям. В философской мысли 20 в. это понятие употребляют в основном в описании системы объектов, к которым относятся высказывания какой-либо теории. В религиозной философии термин универсум обозначает собой весь комплекс творения (мир и человека). В более широком смысле понятие охватывает собой физический мир – объект науки: комплекс отношений между феноменами, то есть комплекс законов, структурирующих мир. В этом смысле теория относительности дает нам законы познания универсума. Понятие мира уже, чем понятие универсума; оно уже предполагает некоторую специфику: физический, биологический, моральный или человеческий мир (говорят даже о «мире» птиц, «мире» рыб и т.д.); универсум же предполагает общую совокупность всех.миров.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
УНИВЕРСУМ
лат. universum, summa rerum) – филос. термин, к-рым обозначают "мир как целое" или "все сущее": "посредством пространства универсум содержит меня и поглощает меня как точку, посредством мысли я поглощаю его" (Pascal В., Les Pens?es, v. l, P., [1948], p. 60). Однако слова "мир" и "У. " не всегда являются синонимами: термин "У. " чаще употребляется для обозначения "множества всех миров", к-рому, в свою очередь, дают различные толкования. Напр., в эпикурейской и родственных ей филос. системах У. – собират. понятие логически не тождественных, но онтологически равноправных миров, т.е. таких, к-рым в равной мере приписывается существование в пространстве и времени, или, иными словами, к-рым приписывается одна о н т о л о г и ч е с к а я модальность – действительность. Др. толкование У. основывается на г н о с е о л о г и ч е с к о м понимании модальности "возможность" (см. Модальность), к-рая приписывается мыслимым a priori мирам, так что У. – "множество всех миров" – рассматривается как "множество всех возможных миров", или в др. терминологии – как множество всех логически возможных, т.е. мыслимых непротиворечивым образом (см. Непротиворечивость), фактов или связей вещей, без указания на онтологическую реализацию к.-л. из этих возможностей, но часто с оговоркой, что осуществима только одна из них. Логико-гносеологическое толкование У. восходит к Лейбницу (см. его "Essais de th?odic?e sur la bont? de Dieu", 1710, 1, § 8). От филос. понятия У. следует отличать логическое понятие У., или у н и в е р с у м рассуждени я ("мир рассматриваемых вещей") – понятие, характеризующее область тех предметов, к-рые изучаются в рамках данной науч. теории с помощью средств этой теории и к к-рым относятся предложения этой теории. Хотя области изучаемых предметов (У. рассуждения) могут быть различны в зависимости от допускаемых средств и задач исследования, тем не менее всегда – во избежание парадоксов – они должны быть ограничены так, чтобы принимаемый У. не совпадал с областью всех вообще мыслимых объектов ("всего мыслимого"), т.е., по существу, с философским "всеобъемлющим" У. О логич. понятии У. см. также Область предметов, Тождество. М. Новоселов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
УНИВЕРСУМ
лат. Universum, summa rerum), филос. термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и в пространстве. В зависимости от того, что подразумевается под «всей реальностью», понятия «мир» и «У.» могут не совпадать. Напр., атомисты говорили об У. как множестве пребывающих и разрушающихся миров, возникающих из движения материи, полагая это множество миров неисчислимым; Платон отождествлял У. с видимым миром, отрицая суждение атомистов о множественности миров (см. Соч., т. 3, ч. 1, М., 1971, с. 497-98). В новое время, начиная с Лейбница, утвердился взгляд на У. как на «множество всех возможных миров», из к-рых только один - наш мир - реален, а остальные мыслимы как логически возможные, т. е. непротиворечивым образом представляющие возможные факты или связи вещей. Именно с этим толкованием У. связано понятие об «описаниях состояния» (как возможных мирах) в логич. семантике и модальной логике. Мысль об У. как связном «единстве многого» порождала многочисл. филос. попытки систематики У.- исчерпывающего мысленного отображения этого единства в форме того или иного учения о мире как целом, построенного на основе общей системы принципов. Однако такая задача остается «...на все времена делом невозможным» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 36) не только в силу бесконечности У. и соответственно неисчерпаемости познания, но и в силу неоднородности У.- его составленности из миров с разными законами и разной качеств. природы (будь то мир звездного неба, мир обществ. отношений или мир элементарных частиц). В совр. науч. мышлении понятие У. все чаще приобретает смысл фиксированной системы (или систем) объектов, к к-рым относятся утверждения (высказывания) к.-л. теории. Именно поэтому говорят об универсуме рассуждения - логич. абстракции, выражающей мир мыслимых объектов, единство многого, поскольку типы изучаемых в к.-л. теории объектов могут быть различны в зависимости от допускаемых средств и задач исследования. Эта логич. абстракция только отчасти обобщает филос. идею У. К элементам У. рассуждения прежде всего относят индивиды, т. е. элементарные объекты изучаемой области, а, кроме того, если требуется, все их виды и роды (множества индивидов). Напр., натуральные числа, их отношения и числовые функции (абстракции разных порядков) могут составлять единый У. рассуждения. Такое широкое понимание У. вместе с утверждением, что всякое множество является элементом нек-рого У., приводит к утверждению о бесконечности множеств объектов. Др. аспект анализа идей, связанных с У., - различение стандартного и нестандартного, конструктивного и неконструктивного У., а также онтологич. и гносеологич. У. рассуждения (отнесение последнего непосредственно к теории, а первого - к возможным моделям этой теории).
Источник: Советский философский словарь
УНИВЕРСУМ
единая всеобъемлющая Вселенная. Понятие универсума выработано философией, для обозначения вечно сохраняющейся в своих изменениях и потому бесконечно возрождающейся множественности начал, состояний и форм виртуального бытия. Атрибуты вечности и бесконечности Универсума становятся мыслимыми для человека благодаря изначально присущей ему способности преобразования вещей природы в предметы культуры и познания на этой основе реальных превращений бытия. Стремление осмыслить этот стихийно формирующийся опыт сопричастности к невообразимо большому и непонятному миру вынуждало человека воссоздавать его в мифологическом воображении, фиксировать в устной речи и передавать из уст в уста, от поколения к поколению мифы о том, откуда вышел род человеческий и как произошли все вещи и явления окружающего мира. И не только в древности, но и поныне, в минуты поэтического вдохновения, в ситуациях душевного порыва и наивысшего напряжения своих творческих сил человек всегда, хотя бы на мгновение, непосредственно ощущает свою связь с Универсумом, соприкасаясь с его вечностью и бесконечностью. Именно так появляются бессмертные образы, великие творения и памятные акты человеческого гения. Религия подхватывает этот опыт мифопоэтическош приобщения к универсуму, наполняя его духовным содержанием и создавая на его основе предельно обобщенные образы, концентрирующие в себе идеи вечности и бесконечности, непостижимые для человека, но дарующие или придающие его жизни необходимую внутреннюю силу (веру). Наука в своем стремлении осмыслить феномен Универсума пошла по другому – строго познавательному пути. Научный опыт свидетельствует, что на любых уровнях организации Вселенной ее целостная картина складывается из титанического противоборства мировых сил Космического порядка и Хаотической неупорядоченности, спонтанной стихийности Начал бытия и возрождающейся в их взаимодействии прекраснейшей Гармонии. На основе соединения опыта мифопоэтического, религиозного и научного постижения действительности философия вырабатывает свой способ понимания универсума и свои понятия – так называемые универсалии – для осмысления своего отношения к целостности универсума. Смысл универсалий состоит в наименовании некоторого предельного минимума всеобщих понятий (так называемых категорий), формализованное назначение которых заключается в стремлении понять место человека в целостной картине Универсума, а содержательный смысл – в сохранении их исторически изменяющегося отношения друг к другу. В разные исторические эпохи в качестве Универсума рассматривались категории «Природа», «Дух», «Единое», «Материя», «Форма форм», «Бог», «Человек», «Мир» и др. Основной гносеологической проблемой в дискуссиях о природе и сущности универсалий было их понимание в качестве либо объективно существующей реальности, либо словесного знака («имени»), либо умственного конструкта («концепта»), соединяющего реальность с именем. Стремление понять структуру универсума через связь составляющих его целостность универсалий всегда была одной из главных забот философии, религии и науки, а реальный интерес к теме универсума то обострялся до предела, напр. в эпоху Средневековья, то затухал почти до полного исчезновения.
В настоящее время значимость проблемы Универсума и его Универсалий теоретически возрождается в связи с необходимостью отказа от антропоцентрического взгляда на место человека в Универсуме и заменой его на культурологическое понимание человека. В онтологической картине Универсума с его предельно абстрактным минимумом универсалий («Бытие – сущее – существование – небытие») феномен человека есть всего лишь «сущее» (единичность как таковая), исторически ограниченное планетарным уровнем бытия Вселенной. Напротив, последовательное теоретическое переосмысление феномена Культуры и понимание ее в качестве особой универсалии впервые позволяет связать в единую картину минимум категорий предельной значимости и в этом мировоззренческом контексте понять место человека в Универсуме и смысл его индивидуальной жизни. В. И. Плотников
Источник: История философии науки и техники.
универсум
УНИВЕРСУМ (лат. universum) — мир в целом, все сущее, взятое в единстве. «У» как философская категория по объему совпадает с астрономическими понятиями «космос» и «Вселенная», но отличается от них по содержанию. Понятия «космос» и «Вселенная» описывают физические характеристики мира в целом. «У» — гносеологическое понятие. Оно близко по смыслу к понятию «универсум рассуждения», обозначающему просто предмет любого исследования. У — это синтез всех универсумов рассуждения. В результате этого синтеза возникает универсум философского рассуждения — область, в которой приобретают смысл философские проблемы. Напр., метеорологи стремятся отличить случайные погодные явления от необходимых. Это конкретно-научная проблема, она относится лишь к конечной части У Распространив же вопрос о соотношении необходимости и случайности на У, мы получаем одну из классических философских проблем. Философия использует для описания У два типа понятий — предельно широкие и предельно общие. Первые охватывают У в целом или одну из его основных частей своим содержанием: «У», «объективная реальность», «субъективная реальность», «социум» и т.д.; объемы таких понятий состоят из единственного объекта. Предельно общие понятия («объект», «предмет», «признак» и т.д.) охватывают либо У в целом, либо его основные части своим объемом. Описание У, с одной стороны, в предельно широких, а с др., в предельно общих понятиях не является самоцелью для философии. Это лишь первая из двух теоретических предпосылок для ответа на основной для нее вопрос о месте человека в У и, следовательно, о его назначении, о смысле его жизни. Второй такой предпосылкой является постижение «У» внутри человека — его сознания. Сформулировать вопросы, относящиеся к У, часто может и непрофессионал; предложить ответ на них способен, как правило, лишь философ, а вот демонстративно обосновать эти ответы не способен никто. Напр., вопрос, существуют ли в У свободные причины, т.е. ничем не детерминированные начала причинных рядов, чрезвычайно важен и для этики, обсуждающей проблему свободы воли, и для квантовой механики, говорящей, напр., о свободе воли электрона. Чтобы демонстративно обосновать два логически возможных ответа на него — утвердительный или отрицательный, — необходимо перебрать все бесконечное множество причинных рядов. Ум, способный сделать это, называют «демоном Лапласа». Человек же со своими конечными познавательными возможностями способен лишь укрепить или ослабить веру в один из этих ответов. Отсюда следует, что ответ на любой философский вопрос — это предмет философской веры, а не демонстративного доказательства. «У» — это понятие, возникающее в результате особого познавательного процесса — предельного перехода; в данном случае — предельного синтеза всех универсумов рассуждения. Он выступает в паре с противоположным предельным переходом — предельным анализом, — расчленением У на части, на части этих частей и т.д. В ходе этого мыслительного процесса мы чисто умозрительно получаем представление о частях, которые уже не содержат частей — демокритовых атомах. Совокупность таких первоэлементов У называют первоматерией или просто материей. Итак, «У» и «материя» — это философские категории, возникающие как предельные продукты двух противоположных познавательных процессов — синтеза и анализа. Вторая категория, которую нужно подсоединить к «У» наряду с «материей», чтобы понять его природу, — «форма». Она обозначает то, что образует сверхцелое, У, из сверхэлементарного — его первоэлементов. Но с помощью категорий «материя» и «форма» можно мысленно синтезировать лишь статическую картину У Чтобы «оживить» ее, вводят четвертую категорию — «движение». Представление субъекта об У. существенно зависит от ответа на вопрос, существует ли мир за границами его сознания. Для солипсиста У совпадает с содержанием его собственного сознания. Для Дж. Беркли он дополняется сознаниями др. людей и сознанием Бога. Для реалиста (материалиста или объективного идеалиста), он включает и реальность, находящуюся вне его сознания, т.е. объективную реальность. Но единства в понимании У нет и среди реалистов. Для материалиста У — это все сущее, включая и его собственное сознание. За границами У нет ничего. Для теолога У, мир в целом, — это творение Бога, который предшествовал У во времени, создал его из ничего по Слову и продолжает существовать вне его, определяя все происходящие в нем процессы. Понятие «У» является членом «с е м ь и» близких е м у по смыслу категорий: «бытие», «мир», «сущее», «реальность», «единое» и «абсолют». Между ними существует тонкое, но принципиальное различие и по содержанию, и по роли в философском исследовании. Напр., У единствен, в то время как говорят о множестве миров, о возможных мирах, о лучшем из возможных миров и т.д. Ярче всего отличие «У.» от перечисленных категорий выступает, когда они рассматриваются в единстве с их противопонятиями; напр., «бытие» с «небытием», «единое» — с «многим», «реальность» с «иллюзией» и т.д. Г.Д. Левин
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки