Универсализм

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Универсализм
это мировоззренческая установка на всемирность истории, схожесть культур.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Универсализм
один из богословских взглядов в христианстве, утверждающий, что в итоге все люди будут спасены; этот взгляд является противоположностью традиционной ортодоксальной позиции о том, что спасение обретут только те, кто совершит свое покаяние и поверит в Иисуса Христа.

Источник: Новые религиозные движения.

Универсализм
от лат. universalis — общий) — всесторонность, многосторонность, всеохватывающее значение; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и из него пытается объяснить, понять и вывести единичное (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Универсализм
та крупнейшая ветвь (или способ организации развивающейся философской мысли), в которой самодовлеющ примат единства организации, общего, универсального в трактовке природы и, в частности, природы вещей безотносительно к тому, на каких основаниях осуществляется разрешение соответствующих проблем - материалистических, идеалистических или дуалистических. "Линия универсализма" в истории европейской философской мысли представлена следующими именами: Платон, Сен-Симон, Вико, Шеллинг, Гегель, Маркс, Ленин.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

УНИВЕРСАЛИЗМ
(Universalismus) — всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого возвышающегося над всем целого объяснить, понять и вывести единичное (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель). Социологический универсализм, выступающий против индивидуализма, имеет место у Адама Мюллера и Отмара Шпанна.
W. Heinrich (Hg.). О. Spann zum 70.Geburtstag — die Ganzheit in Philos. u. Wiss., 1950; A. Rieber. Vom Positivismus zum U., 1971; K. Hammacher(Hg.). U. im Werk der Brüder Humboldt, 1976.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Универсализм
(лат. universalis – общий) – 1. В общем значении: убеждение в том, что существуют общие всеобъемлющие явления, нормы, законы, поступки, имеющие цель охватить все практические действия людей; понятия, имеющие всеобъемлющий характер. 2. В философии: доктрина, согласно которой бытие, понимаемое как целостность, имеет доминирующий характер над частями (например, Абсолютный Дух у Г. Гегеля). 3. В этике: утверждение о том, что существуют и имеют определяющее значение элементарные моральные нормы, или нормы права (например, категорический императив у И. Канта). 4. В социальной философии и социологии: взгляд, согласно которому признается приоритет государства, общества над личностью (Платон, Г. Гегель, теория и практика социализма)

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

УНИВЕРСАЛИЗМ

(от лат. universalis - всеобщий) - 1) Вера в то, что в конце времен все души будут освобождены от наказания за грехи и спасены; в западноевропейском христианстве XVIII-XIX вв. появлялись сторонники универсализма такого рода, становившиеся оппонентами кальвинизма и наследниками идей апокатастасиса (Дж.Релли, Дж.Мейхью, Ч.Чонси и др.). 2) Внецерковный универсализм ХХ в. пошел по пути отрицания божественности Иисуса Христа и создания единой мировой религии как основы для всеобщей морали и культуры, для примирения существующих традиций и для созидания братства всего человечества; это направление универсализма по существу ничем не отличается от унитарианства. 3) В протестантской неоортодоксии ХХ в. универсалистские идеи приобрели иное звучание: все предъизбраны Богом ко спасению, поэтому наказание грешников имеет целью их очищение от греха и его последствий ради финального восстановления для будущей жизни; даже те, кто в земной жизни был далек от Христа, получит после смерти шанс принять Его и спастись (т.н. "Евангелие ада"). 4) Иногда об универсализме христианства говорят в смысле его вселенскости: будучи истинной религией, оно возвышается над всеми цивилизациями и культурами и не может не быть универсальным.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Универсализм
(Universalism). Так называют веру в то, что по достижении полноты времен все души освободятся от грехов и страданий и вернутся к Богу. Эта доктрина, известная как учение об "апокатастасисе", противоречит тому, что говорится в Библии о вечном наказании, и основана на ошибочном толковании Деян 3:21; Рим 5:1819; Еф 1:10; 1 Кор 15:22 и других текстов. Вера во всеобщее спасение столь же стара, как и само христианство, и ассоциируется, в частности, с ранними гностиками. Однако первые тексты, ясно проповедующие такую веру, принадлежат греческим отцам Церкви, прежде всего Клименту Александрийскому и его ученику Оригену, а также Григорию Нисскому. Особо распространены были взгляды Оригена, полагавшего, что в конце концов даже дьявол будет спасен. Многие христиане послеапостольских времен верили во всеобщее спасение, хотя это мнение активно осуждал Августин. Наконец, на Пятом Вселенском соборе в 553 г. учение Оригена было объявлено еретическим.
На протяжении Средних веков в Зап. Европе данных взглядов не разделял почти никто, если не считать ирландского мыслителя Иоанна Скота Эриугену и некрых менее известных мистиков. Лютер и Кальвин, следуя Августину, отвергли идею всеобщего спасения. Возродили ее радикальные представители Реформации, прежде всего анабаптисты. В XVI в. в Юж. Германии такие взгляды разделял Ганс Денк; к-ром е того, их распространял Ганс Хут. Впрочем, роль Денка в анабаптистском движении часто преувеличивают. Меннониты и гуттериты, напр., в большинстве своем отвергли веру в "восстановление всего сущего".
Американский универсализм развился из радикального немецкого пиетизма и английского движения за евангельское возрождение. Немецкий пиетизм сформировался под сильным влиянием знаменитого мистика Я.Беме. И.В. Петерсон (16491727), Э.К. Хохман (16 701721) и некрые другие радикальные пиетисты разделяли веру Беме в " восстановление всего сущего ", и эта доктрина стала одной из отличительных черт радикального пиетизма. В заокеанские колонии ее принесли врач Дж. Дебенвиль (170393) и, отчасти, немецкие " братьябаптисты ". Дебенвиль, хорошо знакомый с Хохманом, считается отцом американского универсализма. Он был независимым проповедником, не принадлежащим ни к одной из конфессий (и сам не основывал новой церкви). Для Дебенвиля, как и для большинства радикальных пиетистов, универсализм был важной, но не главной доктриной.
Учение, в к-ром универсализм занял центральное место, возникло среди английских кальвинистов. В XVII в. в пуританской среде появилось несколько сект, проповедовавших всеобщее спасение (самая известная из них  это секта "филадельфийцев", крую основала Джейн Лид). Однако организованное универсалистское движение возникло лишь веком позже, когда Дж. Релли порвал с течением Уэсли и Уайтфилда. В своей книге "Единение" (Union, 1759) Релли осудил кальвинизм и провозгласил, что все души состоят в союзе с Христом и что крестная смерть Христова принесла спасение всем людям, а не только избранным. К Релли примкнул Дж. Мюррей, методистский проповедник, изгнанный из своей общины за универсалистские взгляды. Универсализм Мюррея, признававшего, что все души разделяют первородный грех, основывался на его вере в Христа как в Главу всечеловеческой семьи. Мюррей утверждал, что подобно тому, как все люди причастны греху Адама, так все люди обрели спасение через смерть Христа. Мюррей прибыл в Новую Англию в 1770 г., а в 1779 г. основал в Глостере (шт. Массачусетс) первую универсалистскую общину. Через несколько лет был проведен первый всеобщий съезд нового движения. Организованный универсализм стал по преимуществу американским феноменом.
Идея универсализма распространялась не только благодаря Мюррею. Проповедниками универсализма были, в частности, либеральные конгрегационалисты Дж. Мэйхью и Ч. Чонси. Чонси, автор книги "Спасение всех людей " (Salvation of All Men, 1784), решительно отвергал концепцию "ограниченного искупления ". В1781 г. бывший баптист Э. Уинчестер основал универсалистскую общину в Филадельфии. В книге "Диалоги о всеобщем восстановлении" (Dialogues on the Universal Restoration, 1788), написанной с арминианских позиций, Уинчестер доказывает, что наказание будет отмеряться за каждый грех в отдельности, но в результате все души обретут вечное счастье.
Хотя Дебенвиль, Мюррей и Уинчестер давали универсализму разные теологические обоснования, все они отрицали вечные муки в аду. Однако во всех остальных отношениях универсализм XVIII в. был очень разнородным. Винчестерское исповедание (принято в Винчестере, шт. НьюХемпшир, в 1803 г.) представляет собою весьма расплывчатый текст. Доктринальные позиции формулировались и позднее, в 1899 и 1935гг.
В нач. XIX в. ведущим универсалистским теологом был X. Баллу, также бывший баптист. В своем труде "Трактат об искуплении" (Treatise on the Atonement, 1805) он дал "моральную" трактовку жертвы Христа, отличавшуюся от "юридической" (или "заместительной") концепции Релли и Мюррея. По мнению Баллу, Христос страдал во имя всех людей, но не вместо них. Смерть Христа демонстрирует неугасимую Божью любовь, края имеет целью освобождение человеческой души от греха. Другая идея Баллу, крую его оппоненты называли " учением смерти и славы ", состоит в том, что смерть приводит невозрожденную душу к покаянию. Своим рационализмом, неверием в чудеса, Троицу и божественную природу Христа Баллу приблизил универсализм к унитарианству. Ортодоксальные христиане, шокированные этой теологией, отрицавшей ад, сочли, что она ведет к безнравственности.
В XIX в. универсализм обретает черты, характерные для американских деноминаций. Движение распространяется на Среднем Западе и в Новой Англии. В приграничных и сельских районах универсализм принимает более евангельский облик. Возникает универсалистская периодика, появляются региональные ассоциации и ассоциации на уровне штатов. Основными учебными центрами становятся Колледж Тафтса (осн. в 1852 г.) и Теологическая школа в Медфорде, шт. Массачусетс (осн. в 1869 г.). В 1831 г., после спора о загробном наказании, от движения отделилась радикальная фракция, однако в 1841 г. она прекратила свое существование. Универсалисты, в большинстве своем, уделяли все меньше внимания доктрине об "апокатастасисе".
В XX в. универсализм, окончательно превратившийся в либеральную религию, развивался прежде всего благодаря усилиям теолога К.Скиннера. Была создана такая концепция универсализма, края отвергла божественную природу Иисуса и поставила себе задачей поиски "универсальной основы" всех религий и точек соприкосновения с религиями Востока и верованиями американских индейцев. Универсалисты часто говорят о человеческом достоинстве и братстве всех людей, о терпимости и необходимости разумно обосновывать моральный выбор. Они всегда были близки к унитариям, и в 1961 г. была создана единая Унитарноуниверсалистская ассоциация, насчитывающая в наши дни 70 500 членов (до четырехсот общин).
Однако во всеобщее спасение верили и многие люди, не принадлежавшие к унитарноуниверсалистской традиции. В XX в. универсализм (учение об "апокатастасисе") разрабатывал, в частности, неоортодоксальный швейцарский теолог К.Барт. Хотя Барт не говорил прямо о всеобщем спасении, многие страницы его капитальной "Церковной догматики " посвящены описанию неизбежного и всеобъемлющего торжества Божьей благодати. Барт склонялся к универсализму, развивая свое учение о двойном предопределении. Поскольку Христос представляет всех людей, в Нем соединяются оправдание и осуждение. Люди не делятся на спасенных и осужденных  каким бы грешником ни был человек, избрание Христово в конечном счете дарует оправдание. По мнению других неоортодоксальных теологов, посылаемое Богом наказание  скрытая форма Божьей любви, ведущей к очищению и спасению.
Универсалистские взгляды разделяют и некрые из консервативных протестантов. Говорят, к примеру, о некоем "благовествовании в аду", к-рое дает шанс тем, кто не имел возможности исповедовать Христа в своей земной жизни. Другой взгляд представлен Н. Пантом, автором книги "Безусловная Благая весть" (Unconditional Good News, 1980). Если кальвинистская традиция настаивает на том, что осуждены все, к-ром е тех, кого Библия причисляет к избранным, то Пант, сформулировавший концепцию "библейского универсализма" , утверждает, что во Христе спасены все, к-ром е тех, кого Библия ясно называет погибшими. Универсализм, существующий в различных формах, сохраняет привлекательность для современного религиозного сознани  как либерального, так и консервативного.
D. В. Eller (пер. А. Г.) Библиография: J.H. Allen and R. Eddy .History of the Unitarians and the Universalists in the United States; H. Ballou, Ancient History of Universalism; A. D. Bell, The Life and Times of Dr. George DeBenneville, 17031793; R. Eddy, Universalism inAmerica, a History, 2vols.;T. Engelder, "The Hades Gospel" and "The Argument in Support of the Hades Gospel", CTM 16:293300,37496; R.E. Miller, The Larger Hope; W. O. Pachull, Mysticism and Early South GermanAustrian Anabaptist Movement, 15251531; C. R. Skinner and A.S. Cole, Hells Ramparts Fell: The Life of John Murray; C. R. Skinner, A Religion for Greatness and The Social Implications of Universalism; T. Whittmorc, The Modern History> of Universalism; G.H. Williams,.4wenca>! Universalism.
См. также: Апокатастасис; унитарианство.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
435.51 кб

Учение Маркса: универсализм и глобализм

Кантор Карл Моисеевич
Читать PDF
137.46 кб

Толерантность и универсализм

Васюков Владимир Леонидович
Понятие толерантности заслуживает гораздо более пристального внимания и глубокого анализа, чем тот, который мы можем встретить в современной литературе, посвященной данному вопросу.
Читать PDF
233.22 кб

Универсализм как парадигма философии: прошлое и перспектива

Гарпушкин В. Е.
Читать PDF
213.56 кб

Светский и христианский универсализм в эпоху глобализации

О. Стефано Каприо
Понятие «всеединство» проходит красной нитью через всю современную историю русской философии, то есть через всю русскую философию как таковую, начиная с первых интуиций славянофильства и вплоть до его богословского использования в
Читать PDF
619.97 кб

96. 04. 034. Рорти Р. Моральный универсализм и эконо-мический выбор. Rorty R. Unversalisme moral et

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
91.81 кб

Универсализм в философии и политике: прошлое и перспектива

Гарпушкин Вячеслав Ефимович
Читать PDF
384.25 кб

Россия и транскультурный универсализм (об идеях М. К. Мамардашвили и М. Н. Эпштейна)

Акопов Сергей Владимирович
Статья посвящена анализу идейно-символической составляющей политической философии М.К. Мамардашвили и М.Н. Эпштейна.
Читать PDF
299.01 кб

Постнеклассический универсализм и сетевой человек

Данилова Вера Софроновна, Кожевников Николай Николаевич
Постнеклассический современный универсализм рассматривается в контексте развивающей культуры. Исследуются перспективы развития «сетевого человека».
Читать PDF
82.93 кб

98. 04. 002. Рубцов А. Универсализм без берегов и с берегами: идеологическая прагматика новейшего пр

Андреева И. С.
Читать PDF
467.50 кб

Постмарксистский универсализм в контексте проблем глобализации

Белянская Лариса Владимировна
В статье рассматривается постмарксистский принцип универсализма в контексте основных проблем глобализации. Анализируется идея конструирования социальной идентичности в современном глобальном обществе.
Читать PDF
168.61 кб

Мягкий универсализм как путь преодоления репрессий в языке

Смирнов Никита Игоревич
Рассматривается проблема преодоления репрессий, вызываемых теориями или философскими системами, претендующими науниверсалъностъ. На примере идей Ж.-Ф. Лиотара и Р. Рорти анализируются способы преодоления универсализма.
Читать PDF
271.28 кб

Понятия свободы: универсализм и культурная партикулярность

Плотников Николай Сергеевич
В тексте обозначаются контуры проблемы исторической экспликации понятия «свобода».
Читать PDF
383.02 кб

БРАЙАН БЭРРИ: ЛИБЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛИЗМ ПРОТИВ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА И НАЦИОНАЛИЗМА

Хомяков Максим Борисович
В статье обсуждается спор мультикультуралистов с Б. Бэрри и его защитниками, который сводится к спору универсализма и партикуляризма (или, по терминологии Бэрри, релятивизма).
Читать PDF
238.06 кб

О некоторых дискуссионных вопросах концептуализации и типологического сравнения культурных универсал

Бернюкевич Татьяна Владимировна
В статье говорится о различных концепциях универсалий культуры в современной отечественной философии. Обосновывается актуальность ряда вопросов сравнительной философии.
Читать PDF
870.56 кб

Универсализация процедуры понимания как условие достижения толерантности в научном сообществе

Дука О.Г.

Похожие термины:

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ

    комплекс методологических установок, который лежит в основе концепций технологического детерминизма , а также непосредственно определяет повседневное сознание. Экономическая теория рассматрив
  • УНИВЕРСАЛИЗМ КРИТИЧЕСКИЙ

    (critical universalism). Мировоззрение, которое исходит из универсальных, всечеловеческих ценностей и поэтому критически относится к идеям расово-этнической, классовой, гендерной, сексуальной и всякой друг
  • Универсализм культуры

    мировоззренческая установка на сближение культур, их синтез. Представители этой концепции, несмотря на многообразие культур, полагают, что существует единая линия общечеловеческой культуры.
  • Универсализация культуры

    выступает как процесс взаимовлияния культур, формирование необходимых для этого культурных норм, ценностей общих для большинства культур различных стран мира.
  • УНИВЕРСАЛИИ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    рассматриваются в тесной связи с вопросом о «смысле» (манан) как обосновании свойств вещи и происходящих с ней изменений, о том, каков этот «смысл» и как он связан со «смыслами» других вещей, с вопр
  • Универсалии цивилизации

    - круг понятий, в к-рых определены итоги технологич. деятельности; ее продукты со вт. пол. 19 в. стали восприниматься как энтропийный негатив культуры. В отличие от универсалий культуры, У.ц. присущ лж
  • УНИВЕРСАЛИИ

    общие понятия.
  • ИНДИВИДЫ-УНИВЕРСАЛИИ

    (individuals-universals). Соединение в одном термине личного имени и общего концепта. Язык гуманитарных наук делится на два типа знаков: общие термины, обозначающие универсалии, и имена собственные, обознача
  • УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭТИКА

    см. Этика и экология.
  • Универсалии эволюционные

    в построениях Парсонса - десять свойств иди процессов, последовательно возникающих в ходе развития и усложнения любых обществ, систем, независимо от их культурной специфики и разнообразия внешни
  • УНИВЕРСАЛИИ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    обозначались преимущественно двумя терминами: «jati» — «род», «класс» и «samanya» — «общее». Ранние примеры рассмотрения универсалий в философских контекстах (а также в лингвистических) зафиксирован
  • УНИВЕРСАЛИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    УНИВЕРСАЛИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — имеют два основных значениях: 1) объектное, связанное с определением вещи, и 2) субъектное, связанное со способностью суждения, вырабатывающего критер
  • Универсалии культуры

    наиболее общие понятия, выступающие как мировоззренческие категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной культуры оценивает, о
  • КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ

    фундаментальные решения ключевых жизненных проблем, которые в той или иной форме обнаруживаются во всех человеческих культурах.
  • Универсальная жизнь

    теософское движение. Движение Universelles Leben зародилось в Германии; основателем этой группы был Габриэль Витек (Gabriele Witek, 1933), выступавший как пророк Божий. Это одна из групп теософского направления, ро
  • УНИВЕРСАЛЬНЫЙ

    (universal; лат.) — всеобщий, всеохватывающий, относящийся к универсуму.
  • МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ

    базовые положения человеческого миропонимания, общепринятые категории восприятия мира, характеризующие культуру и влияющие на формирование картины мира. Мировоззренческие универсалии культур
  • универсалии (относительно спора об универсалиях)

    общие понятия типа «человек», «белый», «равенство», «животное» и т.д. Обсуждение природы и статуса этих сущностей является сутью одной из главных философских (прежде всего, онтологических) проблем
  • Проблема универсалий в средневековой философии

    Какие бы проблемы ни обсуждались в средневековой схоластике, они так или иначе были связаны с вопросом о месте и роли универсалий в структуре бытия и в процессе познания. "История средневековой фи
  • Спор о природе универсалий

    Ансельм Кентерберийский является одним из наиболее ярких представителей реализма. Реализм, наряду с концептуализмом и номинализмом, входит в число трех основных течений средневековой мысли, сфо