универсалии (относительно спора об универсалиях)

Найдено 1 определение
универсалии (относительно "спора об универсалиях")
общие понятия типа «человек», «белый», «равенство», «животное» и т.д. Обсуждение природы и статуса этих сущностей является сутью одной из главных философских (прежде всего, онтологических) проблем – так называемой «проблемы универсалий», проблемы соотношения общего и отдельного (единичного). Как таковая, эта проблема была поднята и теоретически рассмотрена уже в творчестве платона, аристотеля и их учеников. Хотя о предвосхищении ее можно говорить даже применительно к онтологии парменида («бытие и мышление совпадают, мысль о предмете есть сам предмет мысли»), который фактически утверждает, что, помыслив некоторую сущность (например, русалку), создав в акте интеллектуальной деятельности некоторое понятие о вещах (абстрактную мысль о соответствующем свойстве: «быть русалкой – это значит то-то и то-то», «быть равным – это значит быть таким-то и таким-то»), мы, таким образом, приписали этой мысли (= понятию) объективное существование (как предмета мысли, причем эта мысль необходимо подчиняется универсальным логическим принципам образования такого рода понятий). Русалки существуют в качестве понятия, в качестве объективно наличествующего бытия в нашей картине мира (представленной разумом, а не чувствами, см. Апории), ибо относительно этой картины объект и понятие об объекте – одно и то же. В этом мире нет единичного (ибо оно немыслимо), есть только общее, сущность, т.е. Соответствующие понятия. Концептуальное же осмысление самого факта наличия проблемы у., выделение ее моментов и аспектов принято возводить к неоплатонику порфирию, который, собственно, впервые и сформулировал ее в явной форме в виде трех вопросов во «введении к «категориям» аристотеля». 1. Существуют ли универсалии реально, вне человеческого ума, в самой действительности? 2. Если они существуют реально, то в каком качестве – самостоятельно вне вещей или в самих вещах? 3. Если они существуют реально и вне вещей, то телесны ли они или бестелесны? (здесь имеется в виду проблема существования «эйдетических», то есть как таковых нематериальных тел). По сути, порфирий представил здесь философское завещание античности (в области концептуального онтологического теоретизирования) средневековью – в качестве наиважнейшей, но нерешенной проблемы. «спор об универсалиях» был едва ли не главным явлением философской жизни периода схоластики. Тогда же и сформировались основные доктрины, касающиеся решения этой проблемы – реализм, номинализм, концептуализм (который многие считают разновидностью номинализма). Важную роль в осмыслении проблемы у. Сыграл и британский эмпиризм нового времени (от концептуалиста локка до крайних номиналистов беркли и юма).

Источник: Краткий философский глоссарий