УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД
две взаимосвязанные стороны человеческой, деятельности. В отличие от инстинктивных действий животных человек строит свою практическую деятельность сознательно, в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. В первобытном об-ве У. и ф. т. выступали в непосредственном единстве. Однако при низком уровне производительных сил возможность и необходимость их развития могли осуществляться только на основе разделения труда, самым глубоким выражением к-рого является отделение У. т. от Ф. т. С возникновением частной собственности, классов и государства У. т. становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть Ф. т. падает на долю угнетенных масс. Т. обр., возникает противоположность У. и ф. т. В разных общественно-экономических формациях эта противоположность носит различный характер. В рабовладельческом об-ве, где всякий труд считался уделом рабов, эксплуататоры даже часть функции У. т. старались переложить на них, готовя из них управляющих, врачей, артистов. В феодальном об-ве противоположность У. и ф. т. в осн. совпадает с классовым и маскируется сословным делением. Крестьянство обречено на Ф. т. как низшее сословие, “черная кость”, а У. т.— это удел “благородных сословий” — дворянства и духовенства. В капиталистической формации У. т. становится профессиональным видом деятельности особой социальной группы людей — интеллигенции, используемой капиталом в качестве средства господства над Ф. т. Деление буржуазного об-ва на работников У. и ф. т. и его осн. классовое деление не совпадают, поскольку значительная часть интеллигенции входит в число наемных работников и сближается по своему положению с рабочим классом и крестьянством. В условиях научно-технической революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе, выступая фактически как рабочие в “белых воротничках”. В то же время появление новой сложной технологии требует формирования и нового рабочего, сочетающего в своей деятельности У. и ф. т. При социализме идет процесс формирования новой интеллигенции, хотя еще остаются существенные различия между- работниками по характеру труда, уровню культурно-технического развития. Вместе с тем создаются условия, способствующие сближению У. и ф. т., повышению образовательного уровня, духовному развитию трудящихся. Однако окончательное преодоление этих различий будет возможно лишь на основе освобождения человека от тяжелого и монотонного Ф. т., автоматизации производства, передачи машине алгоритмизируемых функций У. т. и развития в труде творческих начал. Оно не будет означать ликвидации специфики различных видов деятельности, но сможет положить конец пожизненному прикреплению различных индивидов лишь к одному профессиональному виду деятельности. Оба вида труда станут элементами целостной деятельности всесторонне развитого человека, для к-рого участие в делах об-ва является первой жизненной потребностью.

Источник: Философский энциклопедический словарь

УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД
различные виды деятельности человека. С первых шагов развития общества труд оказывается единым процессом, включающим мыслительную деятельность, связанную с отражением объективного мира, и физическую работу по преобразованию материальных объектов. Однако в рамках исторически развившегося разделения труда физическая и умственная деятельность стали уделом различных общественных групп. Зачатки такого разделения труда возникают в первобытном обществе: наиболее выносливые и сильные (как правило, молодые люди) берут на себя работу, требующую большой затраты физических сил, наиболее опытные (обычно пожилые) организуют социальную жизнь племени, руководят выполнением работ и т. п. С возникновением классов разделение труда теряет свой первоначальный естественный характер. Умственный труд превращается в привилегию господствующего класса. Тем самым различие У. и ф. т. выступает как социальная противоположность. С развитием классово-антагонистического общества значительная часть господствующего класса превращается в паразитический слой, а умственный труд становится делом особого слоя людей, к-рые обслуживают господствующий класс и потребности производства, но происходят из разных социальных слоев (Интеллигенция). В условиях развитого капиталистического производства интеллигенция становится многочисленной. Ее социальное положение при капитализме двойственно: с одной стороны, труд интеллигента служит извлечению максимума прибыли. С другой стороны, интеллигенция, став многочисленной, также подвергается капиталистической эксплуатации. В связи с механизацией умственного труда (вычислительная техника и т. п.) над значительной ее частью, так же как и над пролетариатом, нависает угроза безработицы. Таким образом, ход общественного развития противопоставляет интеллигенцию капиталу и делает ее интересы в массе своей тождественными интересам пролетариата. С совершением социалистической революции социальная противоположность У. и ф. т. исчезает, поскольку развитие производства, результаты духовной деятельности людей служат теперь всему обществу. Однако существенные различия У. и ф. т., разделение общества на социальные слои в зависимости от того, занимается человек умственной или физической деятельностью, сохраняются. Их существование определяется степенью развитости производства, мерой осуществления коммунистического Способа распределения, уровнем культурного развития общества. Эти различия преодолеваются по мере изменения характера труда, вызванного развитием производства, превращением науки в непосредственную производительную силу. Автоматизация производства, внедрение передовой технологии и т. д. призваны освободить человека от физического перенапряжения, однообразия в труде, создать условия для развития в самом процессе труда всех его способностей. Преодоление существенных различий между У. и ф. т. связано также со стиранием граней между классами, с преодолением существенных различий между городом и деревней. В коммунистическом обществе все виды труда будут проявлениями целостной деятельности всесторонне развитого человека, труд превратится в жизненную потребность, поскольку его процесс станет «игрой физических и интеллектуальных сил» человека (Маркс).

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Умственный и физический труд 
исторически сложившиеся виды человеческой деятельности. Возникшее на определенной ступени развития общества общественное разделение труда находит свое выражение и завершение в разделении У. и ф. т., т. е. в обособлении социальных групп, за каждой из которых закреплен лишь один из этих видов труда. «Разделение труда становится действительным разделением, — пишет Маркс, — лишь с того момента, когда появляется разделение материального и духовного труда» (т. 3, с. 30). В противоположность буржуазной идеологии, выводящей различия между социальными группами, занятыми У. и ф. т., из врожденных — духовных или биологических — различий (различное устройство мозга, различная телесная организация), Маркс при объяснении факта разделения У. и ф. т. исходит из потребностей общественного производства. Если на первой стадии существования человеческого общества нет разрыва между духовной деятельностью и ее материальным осуществлением и производство идей, сознания непосредственно вплетено в материальную деятельность, то последующее развитие общества приводит к отделению духовной деятельности от собственно материального производства как к необходимому условию повышения производительности труда, т. е. развития самого производства. «Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяются умственный и физический труд. Впоследствии они разъединяются и доходят до враждебной противоположности» (Маркс К., Энгельс Ф.Соч., т. 23, с. 516). В классово антагонистическом обществе разделение У. и ф. т. выступает как социальная противоположность, поскольку умственный труд становится, как правило, привилегией господствующих классов. Эта противоположность углубляется в условиях капитализма, для которого характерны паразитизм верхушки господствующего класса и возникновение многочисленной социальной группы людей, занятой умственным трудом (см. Интеллигенция). Обслуживая потребности капиталистического производства, труд этой группы людей становится средством эксплуатации людей физического труда, хотя и сам он является объектом эксплуатации со стороны господствующего класса. Антагонизм У. и ф. т. отрицательно сказывается на развитии индивида. Как пишет Маркс, пролетарий в своем труде не утверждает, а отрицает себя, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух. В условиях господства частной собственности односторонне развивается не только работник физического, но и работник умственного труда. Ограничение последнего узким кругом профессиональных занятий приводит к тому, что он, так же как и рабочий, по существу, утрачивает представление о содержании и конечном результате своей деятельности. Развертывание научно-технической революции, механизация и автоматизация производства ведут к изменению характера труда, предусматривают овладение рабочим научными знаниями, в его деятельности возрастает доля умственного труда. Однако интенсификация, а следовательно, эксплуатация труда в капиталистическом обществе усиливаются. Хотя капиталист в большей степени, чем прежде, заинтересован в интеллектуальном развитии работника, оно интересует его не само по себе, а лишь в той мере, в какой это позволяет ему получать прибыль. Процесс интеллектуализации развивает у работника только те способности, посредством которых он включается в процесс производства. Таким образом, хотя современный уровень развития производительных сил создает условия для сближения работников У. и ф. т., противоположность между ними уничтожается только тогда, когда ликвидируется частная собственность, а результаты как материальной, так и духовной деятельности людей ставятся на службу интересам всего общества. Показав историческую неизбежность разделения У. и ф. т., Маркс раскрыл также историческую неизбежность его уничтожения и необходимость этого процесса для дальнейшего развития производства, когда становится невыгодным использование человека в качестве субъекта одностороннего — умственного или физического — труда, исполнение им однообразных машинных функций, в чем его может заменить гораздо более производительная в данном отношении машина. Путь к этому открывает социалистическая революция. Ликвидируя противоположность между работниками У. и ф. т., т. е. уничтожая частную собственность как условие эксплуатации рабочих, в том числе и на основе присвоения капиталистами результатов деятельности работников умственного труда, социализм не устраняет еще существенных различий между ними, как и различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией. Вместе с тем научно-технический прогресс в условиях социализма имеет ту специфику, что здесь нет никаких препятствий как для его развертывания, так и для его воздействия на развитие творческих способностей человека, на характер труда. Совершенствование общественных отношений также будет способствовать устранению социальных различий между носителями различных видов деятельности. В коммунистическом обществе перестанут существовать классы и различные социальные группы, занимающиеся физическим и умственным трудом, так как человек перестает быть непосредственным агентом производства. Труд становится единой творческой деятельностью, формирующей гармонически развитую личность (см. Всестороннее развитие личности, Труд коммунистический).

Источник: Научный коммунизм. Словарь