УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Найдено 1 определение
УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
всевозможные действия (от матем. вычисления или поиска наиболее короткого маршрута по городу до выбора наиболее адекватного обстоятельствам поведения), когда эти действия производятся в уме, без опоры на внешние средства или слышимую речь. У. д. могут быть наглядными и понятийными, эмоциональными и познавательными и т.д., их отличит. признак составляет то и только то, что они выполняются во внутр. поле сознания. Второй обязательный (но уже не отличительный) признак У. д. заключается в том, что субъект отличает то, что находится или происходит во внутр. поле сознания, от всего, что существует вне сознания. Процесс формировани я У. д. можно схематически представить в виде пяти осн. этапов. Первый – это образование "ориентировочной основы действия", в к-рую входят структура объекта или ситуации (задачи) и план возможного действия (решения задачи). В дальнейшем этот сложный образ вместе с идеальными действиями по его применению становится "ориентировочной частью" нового действия, психологич. механизмом управления им. Второй этап – формирование самого действия, к-рое сначала (именно поскольку оно новое) начинается с внешней материальной формы; ее разновидностью является материализованная форма – действие с моделями, чертежами или письм. знаками. После достаточного освоения эта форма действия переносится в умств. план, но не прямо (это невозможно), а через посредство еще одной, речевой формы действия. В свою очередь речевое действие предполагает выделение существ. звена – схемы предметной ситуации и самого действия. Только эту схему можно однозначно выразить речью и затем перенести – вместе с проблемной ситуацией (задачей) и действием – в самостоятельный речевой план (третий этап процесса), строящийся по нормам обществ. сознания и невозможный при его отсутствии (у животных, у человека в условиях патологии). Речевой план тоже сначала является внешним; внутренним он становится лишь в результате преобразования громкой, обращенной к др. человеку речи. Т.о., между планом материального (материализованного) действия и умств. планом располагаются отражающий "ручную практику" план восприятия с его более или менее явственной схематизацией и план речи как обществ. сознания. В начале переноса в умств. план в нем полностью воспроизводится предыдущая громкоречевая форма действия. Какой бы она ни представлялась субъекту, на самом деле эта первая форма собственно У. д. является поэтому не чем иным, как "внешней речью про себя" (четвертый этап процесса). Но затем освоение действия в умств. плане ведет к сокращению его обременительной и к этому времени уже стереотипной собственно речевой стороны. В конце концов от речевого действия "в сознании" сохраняются только его речевые значения, но без прежней их членораздельности, к-рой они обязаны именно своей речевой основе. Из "внешней речи про себя" действие переходит в собственно "внутреннюю речь", к-рая и составляет последний, пятый этап формирования У. д. Тогда оно начинает представляться в самонаблюдении как неопредел. переживание некоего процесса, текущего автоматически, направленного на задачу, сопровождаемого чувствами уверенности, сомнений, ошибочности и т.д. ("согласования-рассогласования" фактич. исполнения с образцом), но в самом течении не связанного с к.-л. сенсорными образами. Все это совпадает с психологич. характеристикой мысли, какой она прежде описывалась, и позволяет сделать заключение, что в итоге этих превращений предметное действие получает форму мысли, становится мыслью об этом предметном действии. Объективно оно становится мыслью уже на уровне громкой речи, когда принимает форму суждения. Но тогда речевая оболочка представляется еще настолько внешней, что выступает лишь как сообщение о действии. Когда же сама речь переводится на положение того, что только "имеется в виду", тогда предметное действие уже и субъективно представляется "чистой мыслью". Теперь, управляя формированием У. д., человек знает, что это лишь "явление", и знает, какое земное содержание скрывается за его кулисами. Т.о., поэтапное формирование У. д. раскрывает механизм возникновения конкретного психич. процесса. Этот механизм становится развернутой схемой объяснения многих психологич. явлений. Действие всегда направлено на определ. свойства объектов, и при каждом его применении наличие или отсутствие этих свойств устанавливается в постоянном порядке. Внешний стереотип этих свойств как "раздражителей" ведет к образованию динамич. стереотипа, к-рый, встречая в дальнейшем характерное сочетание своих раздражителей, сразу дает картину объекта со всеми этими его свойствами. Так возникают новые образы, чувственные и отвлеченные. У нек-рых действий их исполнит. часть остается во внешнем поле: у физич. действий – в поле вещей, у перцептивных – в поле восприятия. Ориентировочная же часть этих действий может проходить или обычную эволюцию У. д. или, минуя речь, оставаться идеальным "движением внимания" в поле восприятия. Можно сказать, что уже в наст. время разные виды познават. деятельности получают объяснение из разных задач и условий формирования идеальных, в частности У. д. Таким же путем можно подойти и к др. формам психич. деятельности, а также к анализу способностей и черт характера. В этом смысле формирование У. д. выступает не только как один из объектов психологич. исследования, но и как метод изучения др. психологич. процессов. Этапы, проходимые при формировании действий и понятий, не исчезают, а становятся скрытым основанием каждой новой формы. Происходит наслаивание последоват. форм действия и, т.о., за каждым "явлением" оказывается "сущность", к-рая не предсуществует, но образуется и, сложившись, действует как специфич. механизм "явления". В этом процессе "явление" получает объяснение и функцион. оправдание, т.к. выясняется, что оно образует наиболее совершенную и экономную форму психологич. управления поведением. Т.о., учение о формировании У. д. позволяет преодолеть понимание психич. явлений как лишенных собств. сущности эпифеноменов, истинные механизмы к-рых приходилось искать за пределами психологии, в порождающих физиологич. процессах или в логико-математических отношениях отраженных вещей. П. Гальперин. Москва. Принципиальное значение процесса формирования У. д. было подчеркнуто Л. С. Выготским в учении о высших специфически общественных психич. функциях. Выготский указал, что последние образуются путем "врастания" речевых форм общения людей во внутр. план индивидуального сознания и превращения их через промежуточную форму "общения с самим собой" в собственно человеческие формы психич. деятельности. По мысли Выготского, в высших психич. функциях речь служит таким же орудием, как материальные орудия в процессе труда. В 30-е гг. в работах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и Л. И. Божович эти взгляды получили дальнейшее развитие: на первый план была выдвинута идея деятельности, позволившая углубить представления о механизме У. д. Большое влияние на развитие концепции У. д. оказало выдвинутое И. П. Павловым положение о психике как ориентировке по отношению к исполнит. формам поведения. В трудах Запорожца, Д. Б. Эльконина и П. Я. Гальперина оно было расширено – ориентировочная деятельность стала раскрываться как функцион. характеристика психического. На этой основе была построена теория У. д., впервые изложенная Гальпериным ("Изв. АПН РСФСР", 1953, т. 45). В рамках этой теории поэтапное формирование У. д. рассматривается как осн. средство формирования и развития мышления. Лит.: Гальперин П. Я., Развитие исследований по формированию У. д., в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; его же, Психология мышления и учение о поэтапном формировании У. д., в кн.: Исследования мышления в сов. психологии, М., 1966; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960, гл. 4; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1965, с. 497–525. Н. Алексеев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
572.18 кб

Опыт изучения формирования умственных действий

Гальперин Петр Яковлевич
Публикуется текст доклада П.Я. Гальперина на Всесоюзном совещании по психологии, проходившем в Академии педагогических наук РСФСР в 1953 г.
Читать PDF
740.69 кб

Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий

Шабельников Виталий Константинович
Метод планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина предполагает раскрытие внутренней структуры действий, скрытой от прямого наблюдения, но существующей как объективная реальность.
Читать PDF
145.03 кб

Младший школьный возраст: развитие умственного действия систематизации

Купцова Наталья Вадимовна
В статье на основе эмпирического исследования изучается связь между возрастом младшего школьника и успешностью решения им задач на систематизацию многоугольных геометрических фигур.
Читать PDF
97.43 кб

Формирование умственных действий - путь к познанию самоорганизующихся функциональных систем

Шабельников Виталий Константинович
Проблема основ субъектности людей изначально противопоставила психологию «естественным наукам».
Читать PDF
4.25 мб

Психолого-педагогические условия развития умственных действий планирования и прогнозирования у будущ

Ионова Мария Сергеевна
Данная работа посвящена проблеме развития умственных действий планирования и прогнозирования в профессиональном мышлении будущих психологов.
Читать PDF
170.82 кб

Диалектические умственные действия при разном уровне культурной конгруэнтности детей старшего дошкол

Мустафин Т.Р.
Изучение развития мышления в онтогенезе относится к приоритетному направлению современной детской психологии и имеет достаточно обширную предысторию в психологической науке.
Читать PDF
305.71 кб

Диалектические умственные действия при разном уровне культурной конгруэнтности детей старшего дошкол

Мустафин Тимур Равилевич
В статье рассказывается о проведенном автором исследовании, посвященном выявлению того, как культурная конгруэнтность ребенка связана с его когнитивным развитием, частью которого является и диалектическое мышление.
Читать PDF
513.12 кб

Эффективность актуализации умственных действий и воспроизведения их семантического содержания в зави

Маланов Сергей Владимирович, Хабибрахманова Лилия Хафизовна
В статье рассматривается зависимость эффективности организации умственных действий и последующего воспроизведения их семантического содержания от порядка следования членов предложения в составе русскоязычного высказывания (предлож
Читать PDF
21.09 мб

Особенности практических занятий по теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и

Поскребышева Наталия Николаевна
В статье рассматривается специфика практических занятий по теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.
Читать PDF
201.24 кб

Психологический анализ ошибочных умственных действий при оценке социально значимых ситуаций представ

Столярова В.А.
В статье представлены варианты типичных ошибок умственных действий в ходе извлечения социогуманитарного предметного содержания ситуаций социальной значимости современной студенческой молодежью.
Читать PDF
10.66 мб

Педагогическая интерпретация теории формирования умственных действий применительно к освоению начина

Кузнецова Ольга Николаевна
Эффективность формирования навыков во многом зависит от корректного понимания учащимися целей и способов выполнения заданных действий.