Украшение
Украшение (cosmos)
Последний эстетической категорией у Платона из числа тех, которые вскрывают ту или иную сторону прекрасного, является категория украшения. Здесь мы уже подходим к учению о прекрасном. Особенно ценен в этом отношении диалог «Гиппий больший», где как раз рассматриваются разные вещи и предметы, которые трактуются как красивые, но пока еще не представляют подлинной красоты. В этом смысле красивым может быть что угодно— женщина, то или иное место на земле или на небе, оружие, драгоценные металлы, отдельные цвета и звуки и т. д. Это не есть красота, но скорее украшение. Лавровые венки украшают победителей, пестрая одежда— участников празднества, кованые изделия и прочие украшения — лошадей, постройки украшают разные местности, приношения и шествия украшают праздники, слова украшают речь, а речь украшает человека, добродетель украшает душу человека, Эрос украшает богов и людей, разум — человеческую жизнь, художники из отдельных частей создают красивую картину.
Таким образом, с понятием украшения мы переходим от частичных проявлений прекрасного к прекрасному самому по себе. У Платона на эту тему имеется множество текстов, однако понятие красоты и ее градаций — тема другого исследования.
Источник: Эстетическая терминология Платона