араб ал-Ишарат ва-т-танбихат) — одно из последних произведений Ибн Саны, в котором он полностью отказался от жанра комментирования Аристотеля Состоит из четырех частей «Логика», «Физика», < Метафизика», «Суфизм» В разделе логики определяется ее цель как орудия, ограждающего мысль от ошибок при по пучении нового знания, рассматриваются темы понятия, высказывания, определения, описания, суждения, силлогизма Далее излагается понимание проблем бытия (вуджуд), его ступеней, творения, отмечается, что сущее (мавджуд) — это не только чувственное тело, но и не воспринимаемое чувствами (умопостигаемая сущность) Благодаря нетелесной субстанции, душе, человек может приблизиться к постижению Первого (ал-аввая), но поскольку Первое «не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия, ни границы», постижение его есть лишь возможность указать на него через непосредственное усмотрение его разумной субстанцией (ирфан) В этом сочинении Ибн Сина вновь возвращается к аргументу «парящего человека», к которому он обратился в «Книге о душе» и которым иллюстрировал непосредственное познание самости (зат) Представив себя свободным от тела, даже «сбросив свою кожу, ты остаешься все равно самим собой» Подробнее, чем в других сочинениях, здесь анализируется мистическое знание, а также таинства чудес, для объяснения которых необходимо «раскрыть причину всего этого, исходя из законов природы» Русский перевод M Диноршоева,Н.Рахматуллаева и Т. Мардонова — В кн. Ибн Ста. Избр философские произведения 1980.
E А Фролова