УИНСТЭНЛИ Джерард

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

УИНСТЕНЛИ Джерард (1609— после 1652)
англ. утопист 17 в., идеолог крайне левого течения в англ. буржуазной революции, один из первых выразителей интересов экспроприированных народных масс. В обосновании своего социально-политического идеала не вполне освободился от теологии, но в осн. перешел на позиции рационализма и трактовал теорию естественного права в духе решительного отрицания частной собственности. Материалистически истолковывал вопросы этики и морали. Его осн. соч. “Закон свободы” (1652) проникнуто идеями “уравнительного коммунизма”, к-рый У. пытался претворить в жизнь мирными методами. Черты реально существовавшего тогда в Англии способа производства сочетаются у У. с коммунистическим принципом распределения путем прямого продуктообмена. Политический идеал У.— последовательно демократическая республика.

Источник: Философский энциклопедический словарь

УИНСТЭНЛИ Джерард

(1609 – ок. 1652) – англ. утопич. коммунист, теоретик и вождь диггеров. Был мелким торговцем в лондонском Сити, разорился во время революции и жил в деревне в графстве Суррей, где диггеры начали в 1649 практически осуществлять свою программу общего землепользования и совместной обработки пустующих земель. Революционный и антифеод. идеал диггеров, изложенный в ряде памфлетов, главным из к-рых был памфлет У. "Закон свободы..." (L., 1652, рус. пер. в его кн.: Избр. памфлеты, вступ. ст. В. П. Волгина, М.–Л., [1950]), сводился к установлению респ. строя мелких производителей, основанного на обобществлении земли и ее плодов, равенстве имущества, постоянной сменяемости выборных должностных лиц и подотчетности духовенства парламенту. Энгельс оценивал движение диггеров как самостоят. выступление "...того класса, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата" ("Анти-Дюринг", 1966, с. 13). Обоснование этих идей было дано У. в религ. форме, в к-рую, однако, облекалось близкое к материализму содержание. Известную роль в развитии стихийного материализма во взглядах У. и его единомышленников сыграл мистицизм как своеобразное средство "раскрепощения" от догматич. схоластики. Выводя необходимость справедливости и равенства из Библии, ссылаясь на библейскую легенду о грехопадении (к-рое заключалось в победе алчности над справедливостью в душе Адама) для объяснения возникновения собственности, У. в то же время считал Священное писание лишь собранием символич. историй, а источником познания религ. истины объявлял откровение, внутр. голос. Естеств. закон – это закон бога, но вместе с тем и закон природы. Познать законы бога можно только через законы природы, ибо творец наличествует только в видимых предметах и телах. Человек состоит из четырех сущностей – огня, воды, воздуха и земли, и после смерти происходит его разложение на эти части. У. отрицал схоластич. мудрость, призывал к наблюдению над природой. У. был убежден, что каждый человек может быть богат только трудом – своим или чужим. Богачи получают все из рук тружеников и пользуются плодами труда других людей. В лице У. нашла выражение материалистич. и рационалистич. линия англ. философии. Лит.: Стальный В., Утопия Д. У., "Историч. журн.", 1942, кн. 3–4; Джеймс М., Материалистич. понимание общества у современников англ. революции, в кн.: Xилл К., Англ. революция, пер. с англ., М., 1947; Холореншоу Г., Левеллеры и англ. революция, пер. с англ., М., 1947; Мортон ?., Возникновение социалистич. мысли в Англии, в сб.: История социалистич. учений, М., 1962, с. 38–39; Барг ?. ?., Социальная утопия У., там же; его же, Генезис идеологии истинных левеллеров, в сб.: История социалистич. учений, М., 1964; James M., Social problems and policy during the Puritan revolution 1640–1660, L., 1930. E. Вейцман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.