Уиклиф, Джон

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

УИКЛИФ Джон
между 1320 и 1984) - англ. богослов, идеолог бюргерской ереси, оказавший влияние на подготовку Реформации. Требовал секуляризации церк. земельной собственности, выступал за то, чтобы главой англ. церкви был король, отрицал культ святых, нек-рые таинства и обряды. Его идеи были подхвачены лоллардами; после подавления крестьян, восстания Уота Тай-лера (1381) У. был осужден англ. церковью, а в 1415 Констанцский вселен, собор постановил сжечь его прах и произведения.

Источник: Атеистический словарь

УИКЛИФ Джон
(Wycliffe, 1320 - 1384) - представитель «бюргерской ереси» в Англии, проф. Оксф. ун-та, д-р богословия. Как философ У. склонялся к объективному идеализму Платона и к идеалистич. учению ср.-даек. «реалистов». Но его деятельность как религ. идеолога имела исторически прогрессивное значение. У. оспаривал принцип непогрешимости пап, считал что главой церкви должен быть не папа, а король, отвергал культ «святые», торговлю индульгенциями, не признавал догмата «пресуществления» хлеба и вина в тело и кровь Христа в таинстве причащения. У. выдвинул также революционное для того времени требование отказа церкви от земельной собственности, что отвечало интересам всех слоев англ. общества, кроме духовенства. У. пользовался поддержкой Оксф. ун-та и королевской власти, ограждавших ого от суда епископов до тех пор, пока ого учение не было подхвачено представителями крестьянско-плебейской ереси - лоллардами. После подавления крестьянского восстания Уота Тайлера (1381) собор англ. епископов осудил учение У. как еретическое. Позже Констанцский вселенский собор (1415) постановил предать сожжению сочинения и останки У. Учение У. оказало влияние на Гуса, Лютера и на подготовку реформации в Англии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Уиклиф, Джон

(ок. 1320 – 3 дек. 1384) – англ. реформатор. Учился и преподавал в Оксфорде, с 1361 – приходский священник. Проповедуя возврат к "простоте апостольской церкви", У. решительно восставал против монастырского землевладения и роскоши духовенства. По У., в гражд. делах церковь подчинена светской власти, поэтому гос-во вправе лишить церковь ее владений и не платить церк. налогов. Высшим авторитетом для верующего является Священное писание. Руководствуясь этой мыслью, У. принял участие в переводе Библии на англ. язык, рационалистически толковал церк. таинства, выступал против почитания святых, икон и т.п. Энгельс назвал У. среди др. типичных представителей ср.-век. бюргерских ересей (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 362, 363). Учение У. не выходило за рамки требований церк. реформы. Гораздо более радикальными были выступления против феод. строя последователей У. из числа т.н. бедных священников, или доллардов. Учение У. рано получило распространение в Чехии и оказало сильное влияние на Гуса. В философии У. был сторонником реализма скотистов. Соч.: Summa de ente, ?xf., 1930; Select English works, v. 1–3, Oxf., 1869–71; English works hitherto unprinted, L., 1902. Лит.: Арсеньев И., От Карла Великого до Реформации, т. 1–2, М., 1909; Lechler G., J. von Wiclif und die Vorgeschichte der Beformation, Bd 1–2, Lpz., 1873; Workman H. В., J. Wiclif, v. 1–2, Oxf., 1926; Оdlo?il?k O., Wycliffe´s influence upon Central and Eastern Europe, "The Slavonic Review", 1928–29, v. 7, p. 634–48; Thomson S. H., The order of writing of Wyclif´s philosophical works, в сб.: ?eskou Minulosti, Praha, 1929, p. 146–66. В. Зубов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Уиклиф, Джон

ок. 1320—3 декабря 1384) — английский теолог, философ, реформатор церкви. Образование получил в Королевском колледже Оксфорда. С 1357 по 1360 — регент факультета искусств, а с 1361 становится викарием в Филингхейме, близ Оксфорда. С 1372 — доктор теологии. Последние годы жизни был настоятелем в Лестершире. В 1382 осужден собором английских епископов. В 1415 Констанцский собор объявил Уиклифа еретиком и постановил сжечь его останки, что и было осуществлено в 1428. Уиклиф известен прежде всего своей общественно-политической деятельностью, к которой он обратился в 1374, когда был назначен одним из членов комиссии, проводившей переговоры в Брюгге с представителями Римской курии о праве папы назначать кандидатов на церковные должности в Англии и об уплате церковных налогов. Переговоры не привели к реальным результатам, однако благодаря резким и ярким выступлениям Уиклифа событие имело общественный резонанс. Свои взгляды на церковь Уиклиф последовательно изложил в двух сочинениях — «О божественной власти» (De domini divino) и «О светской власти» (De civili dominio): с первородным грехом человек потерял право на владение чем-либо на земле; властью (как, впрочем, и богатством) человека наделяет Бог, и только праведники имеют законное право на обладание ею; у человека нет другого закона и другого права, кроме любви к ближнему. Церковь, по мнению Уиклифа, погрязла в грехе и роскоши, ее следует вернуть к евангелической бедности; заставить же ее сделать это должен король, справедливо получивший власть от Бога. В 1377 папа Григорий XI отправил в Англию 5 булл с осуждением некоторых положений из сочинений Уиклифа. В Оксфорде вызвало раздражение вмешательство папы в дела университета: профессора не нашли ничего еретического в сочинениях. В его нападках на церковь прослеживается сильное влияние предестинационализма (см. Предопределение), позволявшего ему верить в незримую церковь избранных, предопределенных ко спасению Уиклиф испытал сильное влияние августинианства, по-видимому, через Григория из Римини и Томаса Брадвардина Он подверг критике католическую догму о транссубстанциации универсальные понятия, считал он, имеют реальное существование, и, счедовательно, исчезновению субстанции хлеба и вина должно означать исчезновение их бытия Следствием философского платонического реализма Уиклифа является также его утверждение о реальном присутствии в бестелесной форме, развиваемое им в сочинении «Диалоги» Он был организатором первого полного перевода Библии на английский язык (1380—81) Взгляды Уиклифа были восприняты лоллардами — священниками, проповедовавшими евангельск^то бедность и равенство, они также оказали влияние на Я. Гуса и Иеронима Пражского, что позволяет считать Уиклифа одним из предтеч Реформации
Лит.: Workman И В John Wyciif a Study of the English Medieval Church, 2 v, 1926 Siacey J John Wyclifand Reform, 1964
О В Голова

Источник: Новая философская энциклопедия

Уиклиф, Джон
(Wycliffe, John, са. 13301384).
Английский ученый и теолог, крого нередко называют "утренней звездой Реформации ". Уроженец Йоркшира, получил образование в Оксфордском университете, где ему в 1372 г. было присвоено звание доктора теологии. Пользовавшийся поддержкой высокопоставленных церковных деятелей, большую часть жизни посвятил преподаванию в Оксфорде. Блестящий ученый, знаток позднесредневековой схоластики, Уиклиф обратил на себя внимание правителей государства. Его услугами несколько раз пользовался сын Эдуарда III Джон Гонт, герцог Ланкастерский, крый был фактическим правителем Англии после смерти своего отца (1377) до совершеннолетия Ричарда II, когда тот занял королевский трон (1381). Уиклиф осуществлял дипломатические миссии от имени престола и выступал в поддержку гражданского правления. Он отвергал право Церкви на владение землей и собственностью, а также папскую юрисдикцию в светских делах. В учении о власти, сформулированном в трудах "Божественная власть" (DivineDominion, 1375) и "О гражданской власти" (On Civil Dominion, 1376), Уиклиф провозглашает, что Бог присутствует во всех людях, но только праведники как истинные служители Божьи могут претендовать на политическую власть, ибо они одни обладают моральным правом на владение и управление собственностью. Грешники  даже если они дворяне, короли или папы  не обладают таким правом, хотя Бог иногда наделяет их временной властью и собственностью. Уиклиф верил, что церковнослужители, живущие в смертном грехе, теряют право называться слугами Божьими и должны быть лишены богатства и власти.
Взгляды Уиклифа подверглись осуждению в ряде папских булл 1377г., предписывавших Оксфордскому университету отвергнуть его учение. Полемика заставила Уиклифа занять более крайние позиции, и он перешел от атак на богатство и земную власть Церкви к критике основных догматов средневекового католицизма. Уиклиф отвергал все обряды и организационные структуры, не упомянутые специально в Библии, отрицал учение о пресуществлении и об особой власти духовенства совершать таинства, не признавал действенность мессы. Отрицал он и всю совокупность обрядов, традиций и ритуалов на том основании, что они не только ложны сами по себе, но и препятствуют истинному служению Богу. В итоге Уиклиф встал на позицию Августина: Церковь предустановленное собрание истинных верующих; спасение дается по божественной благодати, а не в результате усилий человека спасти самого себя.
Крестьянское восстание в Англии в 1381 г.заставило Церковь и аристократию совместно восстанавливать законность и порядок. Хотя Уиклиф не принимал участия в восстании, его противники объявили все происшедшее результатом его учений. Воспользовавшись ситуацией, лидеры Английской церкви изгнали последователей Уиклифа из Оксфорда. Уиклиф поселился в своем приходе в Люттерворте (1382), где и умер от удара в 1384 г.
Помимо трудов, в крых рассматриваются проблемы Церкви и государства, Уиклиф писал трактаты по логике и метафизике; он  автор многочисленных теологических трудов и проповедей. Однако наибольшую известность принесла ему активная деятельность, связанная с переводом Вульгаты на английский язык. Согласно его учению о власти, христиане несут прямую ответственность перед Богом,  а чтобы знать Божий закон и повиноваться ему, необходимо читать Библию. По Уиклифу, Св. Писание единственный источник и мерило веры. Поэтому крайне необходимо переводить Библию на местные языки  только тогда она становится общедоступной. Последние несколько месяцев своей жизни Уиклиф посвятил именно этому; завершили подготовку английской Библии его последователи.
Известные под названием "лоллардов", последователи Уиклифа были представлены, гл. обр., оксфордскими учеными, в меньшей степени небогатыми дворянами и беднотой  как сельской, так и городской. Лолларды опирались в своей проповеди на Библию, призывали к непокорности по отношению к запятнавшим себя церковникам, обличали духовенство, провозглашали идею невидимой Церкви, осуждали монашество и ритуализм. За свою деятельность они подвергались преследованиям, приведшим, по мнению ряда ученых, к краху движения в кон. XV в. Другие исследователи полагают, что идеи лоллардов в некрых регионах не потеряли своей привлекательности и породили реформаторский энтузиазм последующего века.
Если в самой Англии влияние Уиклифа на протестантизм проследить трудно, дело обстоит иначе в континентальной Европе. Идеи его распространились в Богемии, через чешских студентов, обучавшихся в Оксфордском университете. В Праге их воспринял Ян Гус, а гуситы придерживались его много лет; в одном из ранних выступлений Лютер заметил, что должна быть восстановлена справедливость в отношении гуситов, крых, по его мнению, осудили зря. Уиклиф, безусловно, стал предшественником протестантской Реформации, воспринявшей его учение через богемских теологов.
R.G. CLOUSE(nep. Ю.Т.) Библиография: Е. A. Block, John Wyclif: Radical Dissenter; К. В. McFariane,/о/т Wycliffe and the Beginnings of English Nonconformity; J. Stacey, Wyclif and Reform; H. B. Workman, John Wyclif; G. Lecher,John Wycliffe and His English Reformers.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
161.87 кб

Апории реалистической герменевтики Джона Уиклифа

Соколов Павел Валерьевич
Предметом исследования в настоящей статье является влияние логико-метафизических теорий Позднего Средневековья на герменевтическую методологию в экзегезе одного из самых известных толкователей Писания этого периода Джона Уиклифа (