(Oppression). Грех бесчеловечности по отношению к комулибо. Нарушение прав человека и унижение человеческого достоинства, эксплуатация человеческого труда, подавление моральных ценностей и самой личности. Угнетатели могут принадлежать к элите, края обладает властью подчинять себе других, пользуясь своим привилегированным положением и материальным благосостоянием, или к массе, края подавляет меньшинство количественным превосходством. Человека могут притеснять в семье, на работе или в обществе. Угнетатели могут сознавать, что они держат других в подчинении, или не понимать последствий своих греховных действий. Нередко ими движет страх, гордость или жадность. Угнетение сложное зло, имеющее психологические, духовные, экономические и политические последствия; зачастую угнетенные не сознают своего истинного положения и остаются беззащитными.
Современную теологию прежде всего интересует экономическое и политическое угнетение. Согласно "теологии освобождения", суть Евангелия освобождение угнетенных от общественнополитической эксплуатации. Полагают, что материальная реальность предоставляет надлежащий контекст для понимания духовной реальности. Чтобы достичь спасения, нужно преодолеть несправедливые общественные структуры и обеспечить эксплуатируемым и угнетенным классам достойное положение и равенство.
Считается, что лишь те, кто встал на сторону бедных и угнетенных, способны создать подлинную теологию и слиться с Богом всех угнетенных. Согласно различным "теологиям освобождения", угнетение проистекает из расовой, сексуальной, политической и экономической эксплуатации. Ключевая идея для понимания природы угнетения дегуманизация. Все, что мешает людям стать более человечными, следует считать угнетением.
Критическое осознание репрессивного характера общественных структур происходит через "осознавание" процесс, с помощью крого угнетенные начинают понимать свою ситуацию и бороться за решительные перемены. Пока сознание угнетенных порабощено, они не могут критически осознать свое общественное положение. Сознание угнетателей передалось угнетенным массам, приобщившимся к культуре. Угнетенные настолько усвоили взгляды своих притеснителей, что больше всего на свете их привлекает образ жизни угнетателей. Бедные воспринимают жизненный успех так же, как богатые: быть значит иметь. Смысл жизни свелся к обладанию материальными благами. Жертвы расизма понимают свою личную неповторимость и ценность так же, как их притеснители: быть значит господствовать. Пробуждение самосознания человека противоположно такой психологии; чтобы прийти к этому, необходимо вернуть угнетенным их человеческое достоинство и укрепить их стремление к социальной справедливости и равенству. Угнетенные, вместо стремления уподобиться угнетателям, должны бороться за человечность всех людей, включая угнетателей.
Негритянский теолог Дж. Коун, выступая от лица многих теологов освобождения, пишет: "Узнать Христа значит увидеть, как Он борется за угнетенных и их свободу" ("Бог угнетенных"). Для Коуна всякое угнетение носит общественный характер, а свобода рождается в политической борьбе: " Бедные понимают, что их борьба против бедности и несправедливости не только не противоречит Евангелию, но составляет суть благовестил Иисуса Христа ".
Внимание к социальному угнетению заставляет евангельских христиан изучить библейский взгляд на притеснение и в большей мере осознать влияние социальных условий на формирование теологических воззрений. Такие слова, как "скорбь", "страдание" и "бедствие ", не выражают общественного и политического смысла слова "угнетение", хотя евр. и греч. слова и их контекст явно связаны с общественным притеснением. Употребление слова "угнетение" в последних английских переводах показывает важность этой темы, проходящей через всю Библию.
Многие евангельские христиане пытались истолковать библейские высказывания о социальном и экономическом угнетении в духовном смысле. Можно привести немало доводов в пользу этого подхода, включая библейский призыв к терпению в страдании,связь экономической борьбы с жадностью и скупостью, давнюю христианскую традицию послушания властям, отказ рассматривать социальную активность как нечто достойное духовно устремленных христиан, сведение общественной деятельности к делам милосердия и начавшийся после Второй мировой войны социальный и материальный подъем евангельских церквей.
Хотя Библия признает, что бедность может быть карой Божьей или следствием лени, в ВЗ и НЗ подчеркивается, что главная причина бедности несправедливость, эксплуатация и классовые противоречия. Бог неизменный защитник и прибежище угнетенных. Бог защищает их права и грозит судом их притеснителям. Библейский подход к угнетению показывает всю сложность зла и объясняет несправедливость тем, что человек отверг Бога(Рим 1:1821). Угнетение может быть политическим, расовым, сексуальным, экономическим, возрастным, религиозным, духовным или бесовским. Оно бывает не только экономическим и не ограничивается какимто одним общественным классом. Иов считал, что его угнетает Бог (Иов 10:3), а царь Давид молился об избавлении его от врагов и притеснителей (Пс 26:11).
Евангельская теология не должна замалчивать общественные аспекты угнетения и несправедливости. Бедность результат греха и зла. С ней нельзя мириться, и ее нельзя идеализировать. Забота о духовном положении человека, чувствующего себя потерянным и оторванным от Бога, не оправдывает безразличия к социальной несправедливости и материальному положению бедных или жертв расовой дискриминации. Очевидная сложность и многообразие зла в человеческой истории все же не позволяет рационально или духовно обосновать односторонний подход к угнетению, крый отделяет социальную действительность от личного греха и восстания против Бога, а также от деспотичного и разрушительного действия злых сил. Утверждение, что все люди угнетены изза греховности человечества, ложно, если используется для защиты интересов угнетателей. Но это утверждение верно, если понимать его так, что все люди подлежат суду Божьему и нуждаются в Божьем прощении и избавлении от надмирных сил зла.
Спасение нельзя приравнивать к рождению "нового человека", освобожденного от общественного зла в ходе политической борьбы. По Библии, спасение начинается с восстановления человеческой связи с Богом и примирения, достигнутого через искупительную смерть Иисуса Христа. Христос одержал победу над силами зла и сулит высший суд и справедливость. Христиане призваны трудиться во имя социальной справедливости в уверенной надежде на то, что живой Господь Иисус однажды придет как Царь. Вплоть до этого дня христиане должны трудиться ради освобождения угнетенных, исполнившись духовной силой и мудростью.
D. D. Webster (пер. А. К.) Библиография: L. Boff,"ChristsLiberation via Oppression: An Attempt at Theological Construction from the Standpoint of Latin A merica", in Frontiers of TheologyinLatinAmerica, ed. R. Gibellini; J.H. Cone, God of the Oppressed: T. Hanks, Oppression, Poverty and Liberation; C. F. H. Henry, God, Revelation, and Authority, IV; S. Mott, Biblical Ethics and Social Change ; W. Scott, Bring Forth Justice.
См. также: Теология освобождения; " Социальное Евангелие" .
0.00 байт
Анархистская онтология тела: между угнетением и свободой
Статья посвящена обозначению контуров и выявлению специфики анархистской онтологии тела из перспективы либертарной концепции субъективности, противопоставляемой марксистской традиции, с одной стороны, и традициям правого дискурса