УЭЛЧ Холмс Хинкли
УЭЛЧ (Welch) Холмс Хинкли
1924 - 1981. Амер. исследователь даосизма и гл. обр. буддизма (его положения в об-ве, гос. жизни, политике). Первое крупное науч. соч. У. посвящено даосизму ("Разветвление пути. Лао-цзы и даос, движение", 1957). В книге сделан акцент на необходимость осмысления понятийного аппарата кит. философии, подбора для него адекватных эквивалентов в науке Запада. У. подверг анализу технику переводов "Дао дэ цзина" на англ, яз., отметив выдающееся значение работы А. Уэйли (1934), к-рая в свое время вызвала поток новых переводов и трактовок. Но смысловая сторона даос, учения не стала яснее, ибо не были осознаны многосмысленность изнач. текста, возможности различного восприятия его в разных духовных средах. У. предпринял попытку проследить процесс развития даосизма как в отношении изменений его смысловой символики, так и в связи с оформлением даос, общин, церковной орг-ции, историей ее различных течений вплоть до нового времени. Подчеркивая жизненность идей Лао-цзы, У. на основе даос. соч. составил своеобразный компендиум даос, мысли, оформленный как "интервью" с Лао-цзы, где речь идет о вечных проблемах на фоне суетной жизни амер. городов; о неправильных подходах к обучению, к-рое ориентирует ученика на непрерывную погоню за внеш. успехом; о пропаганде спорта, поощряющей насилие, мысли о борьбе и победах. Все это, по мнению У., противоречит мудрому "недеянию" (у вэй [1], см. Вэй [1]), высшему этич. благу. Т.о., цитата из Иезе-кииля (21:21), к-рая дала назв. книге, обретает публицистич. и полемич. значение: "разделение путей" уводит человечество от глубинной извечной мудрости в дебри механич. прогресса. Последующие осн. работы У. содержат описание истории, практики и идеологии буддизма в Китае ("Практика кит. буддизма, 1900 - 1950", 1967; "Буд. возрождение в Китае", 1968; "Буддизм при Мао", 1972). У. не стремился к углубленному анализу буд. догм и теоретич. положений. Он осветил жизнь буд. сангхи в условиях Китая и те преобразования, к-рые она претерпевала в КНР; показал, как буд. идеологи под давлением неблагоприятных условий (лишение монастырей земельных владений и прежних прав; принуждение монахов к "общественно полезному" труду; прекращение законных посвящений в монахи; принудительное возвращение монахов к мирской жизни и т.д.) искали пути контактов с гос. властью, поддерживали духовный подъем, служивший эмоциональным стимулом для социалистич. развития; участвовали в борьбе с суевериями и предрассудками, имевшими прочные корни в массовом сознании. У. отмечал, как трансформируется в условиях КНР отношение буддистов к насилию, войне, "недеянию": этим понятиям в духе господствующей идеологии начали придавать классовый характер. Приведенный У. материал фактически показывает резкий упадок в Китае буддизма как учения, веры, идеологии. *The Parting of the Way. Lao TzO and Taoist Movement. Boston, 1957; The Practice of Chinese Buddhism, 1900 - 1950. Camb. (Mass.), 1967; The Buddhist Revival in China. Camb. (Mass.), 1968; Buddhism under Mao. Camb. (Mass.), 1972. П.М. Кожин