два полярно противоположных чувства, определение которых невозможно и ненужно. Они сливаются с процессами сознания, так что образно их можно характеризовать как "окраску", или "акцент", процесса сознания. Стоики называли удовольствие разрешением, а неудовольствие - отклонением; и действительно, удовольствие и неудовольствие могут быть поняты как полярно связанные друг с другом чувства ценности. Чувство удовольствия наступает при выполнении желания (часто неосознанного), а неудовольствия - при невыполнении его. Переход к выполнению желания - это то, что соответствует в действительности всякому удовольствию, а удаление от выполнения желания - то, что соответствует всякому неудовольствию; удовольствие и неудовольствие относятся к желанию как утверждающая и отрицающая формы сознания. См. также Гедонизм.
УДОВОЛЬСТВИЕ И НЕУДОВОЛЬСТВИЕ
УДОВОЛЬСТВИЕ И НЕУДОВОЛЬСТВИЕ
Источник: Философский энциклопедический словарь
УДОВОЛЬСТВИЕ И НЕУДОВОЛЬСТВИЕ
(Lust und Unlust)—два полярно противоположных чувства, определение которых невозможно и ненужно. Они сливаются с процессами сознания, так что образно их можно характеризовать как «окраску», или «акцент», процесса сознания. Чувство удовольствия наступает при выполнении желания (часто неосознанного), а неудовольствия — при невыполнении его. «Переход к выполнению желания — это то, что соответствует в действительности всякому удовольствию, а удаление от выполнения желания — то, что соответствует всякому неудовольствию; удовольствие и неудовольствие относятся к желанию как утверждающая и отрицающая формы сознания» (R. Schottlaender. Was bedeuten Lust und Unlust für die Grundlegung dei Ethik? // «Zeitschrift für philosophische. Forschung», 1949, Ш, 3; см. также Гедонизм.
A. Trendelenburg. Die Lust u. das ethische Prinzip, 1867; V. Cathrein, L. und Freude, 1931; R. Schottlaender. Was bedeuten L. und U. für die Grundlegung der Ethik?, in: ZphF 3 (1949); M. Balint. Problems of Human Pleasure and Behavior. London, 1957; H. Marcuse. Zur Kritik des Hedonismus, in: Kultur u. Gesellschaft, 1,1965; J. C. Cowan. Pleasure and Pain. New York, 1968; F. Ricken. Der L.-Begriff in der Nikomach. Ethik des Aristoteles, 1976.
A. Trendelenburg. Die Lust u. das ethische Prinzip, 1867; V. Cathrein, L. und Freude, 1931; R. Schottlaender. Was bedeuten L. und U. für die Grundlegung der Ethik?, in: ZphF 3 (1949); M. Balint. Problems of Human Pleasure and Behavior. London, 1957; H. Marcuse. Zur Kritik des Hedonismus, in: Kultur u. Gesellschaft, 1,1965; J. C. Cowan. Pleasure and Pain. New York, 1968; F. Ricken. Der L.-Begriff in der Nikomach. Ethik des Aristoteles, 1976.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961