(Satisfaction).
Компенсация, выплата. Термину "удовлетворение" соответствует др.евр.слово кдрег (букв. "выкуп"). Теологи придают этому понятию большое значение, особенно со времен Ансельма Кентерберийского (10331109). До Ансельма смерть Христа рассматривалась как выкуп, заплаченный дьяволу за человеческие души, на крые он, дьявол, имел законные права. Однако Ансельм в трактате "Почему Бог вочеловечился?" утверждает, что смерть Христа была искуплением, крого требовала Божья справедливость. Такой взгляд лег в основу теории искупления как у католиков, так и у протестантов. При этом протестанты различают активное и пассивное повиновение Христа. Первое состоит в том, что Христос исполнил своим совершенным послушанием требования закона, а второе в том, что Он снял проклятие закона, приняв позорную смерть на кресте.
Позднее либеральные протестанты подвергли само понятие "удовлетворение" жестокой критике, объявив его небиблейским. Вопрос, однако, не в том, встречается ли такой термин в Св. Писании, а в том, соответствует ли сама идея удовлетворения духу Библии. Ответ на этот вопрос зависит от нашего представления о Боге. Если мы делаем акцент на Божьей милости в ущерб Божьей правде, то нам следует признать, что нет никакого Божьего гнева, крый требовал бы умилостивления, и нет, собственно говоря, никакой вины в объективном смысле, крую следовало бы искупить. Тогда действительно нет нужды в удовлетворении, ибо Бог не был оскорблен человеческим грехом.
Между тем Библия ясно говорит, что смерть Христа была жертвоприношением. Такое толкование дела Христова присутствует во всех аспектах н.з. учения. Вопрос "Какова, согласно НЗ, природа дела Христова?" тождествен вопросу "Какова природа жертвоприношения?". Н.з. концепцию жертвоприношения, в свою очередь, нельзя правильно понять в отрыве от в.з. его концепции, согласно крой жертвоприношение это не просто дар Богу или способ общения с Ним. Невозможно отрицать, что в ВЗ жертвоприношение имеет целью отвратить Божий гнев. Человек, совершивший грех, приносил в жертву животное; возлагая руки на его голову, он как бы перекладывал на него свою вину. Предполагалось, что кровь жертвенных животных та плата за грех, крую требует Божье правосудие.
Такие жертвоприношения были прообразом жертвы Христовой. Именно из этого исходит теологическое учение о том, что оскорбление, нанесенное Богу нашими грехами, было смыто кровью Христа. Потому Христа и называют Агнцем Божьим. Кровь Христа умилостивила Бога, сняла с нас проклятие закона и примирила нас с Создателем. Такая концепция удовлетворения включает в себя все аспекты библейского учения о спасительной миссии Христа. При этом удовлетворение связывает согрешившее человечество с Богом (здесь особо показателен текст Рим 3:2126).
Р. К. Jewett (пер. А. г.)
Библиография: Anselm, Cur Deus Homo?
С. A. Beckwith, SHERK, X, 20910; В. В. Warfield, Studies in Theology.
См. также: Искупления, теории; Кровь и жертвоприношение; Дары и жертвоприношения в библейские времена; Умилостивление.
0.00 байт
Подход к оценке удовлетворенности потребителя в сервисной деятельности: практический опыт (на пример
Проанализированный подход дает возможность выявить взаимосвязанность удовлетворенности потребителя с качеством обслуживающей деятельности, которое характеризуется объективными и субъективными признаками и оценивается количественны