УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
наука о познании. Различают: 1) Теорию познания как специальное исследование познания; она в свою очередь делится на критику познания, отправляющуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию (см. Кант. Критика чистого разума), и на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. 2) Метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключенной в бытии познающего и познаваемого. В 19 и нач. 20 в. в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, идеализм, иллюзионизм, конвенционализм, критицизм, феноменализм, позитивизм, прагматизм, реализм-, сенсуализм, скептицизм. В настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и свое значение. В философии Шелера оно выступает только как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях. У неотомистов, а также у Н. Гартмана и С. Александера оно включается в метафизику. Экзистенциализм пытается заменить отношения субъект - объект понятием бытия человека в мире.

Источник: Философский энциклопедический словарь

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
(Erkenntnislehre) — наука о познании. Различают теорию познания как специальное исследование познания; она в свою очередь делится на критику познания, отправляющуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию (см. Кант. Критика чистого разума), метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключенной в бытии познающего и познаваемого. В XIX и начале XX в. в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, идеализм, иллюзионизм, конвенционализм, критицизм, феноменализм, позитивизм, прагматизм, реализм, сенсуализм, скептицизм. В настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и свое значение. В философии Шелера оно выступает только как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях. У неотомистов, а также у Н. Гартмана и С. Александера оно включается в метафизику. Экзистенциализм пытается заменить отношения субъект — объект понятием бытия человека в мире. Основные проблемы учения о познании обсуждаются ныне в рамках теории науки (см. Науки теория) преимущественно в формально-логическом плане.
М. Schlick. Allg. Е., 1918; F. van Steenberghen. Epistémologie. Leuven, 1945, dt. 1950; B. Russell. Human Knowledge — its Scope and Limits. London, 1948; J. Piaget. Introduction à l'épistémologie génétique. Paris, 1950; A. Pap. Analyt. Erkenntnistheorie, 1955; E. Albrecht. Beiträge zur Erkenntnistheorie und das Verhälthnis von Sprache u. Denken, 1959; R. M. Chisholm. Theory of Knowledge. Englewood Cliffs N. J., 1966, 1977, dt. 1979; A. Wellmer. Methodologie als E., 1967; J. Piaget. Genetic Epistemology. New York, 1970, dt. 1973; G. Vollmer. Evolutionäre Erkenntnistheorie, 1975; G. Prauss. Einf. in die Erkenntnistheorie, 1980,1988; P. Bieri (Hg.). Analyt. Philos. der Erkenntnis, 1987; R. Riedl / F. M. Wuketits (Hgg.). Die evolutionäre Erkenntnistheorie, 1987; E.-M. Engels. Erkenntnis als Anpassung? Eine Studie zur evolutionären Erkenntnistheorie, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961