учение о четырех причинах
учение о четырех причинах
квинтэссенция онтологии аристотеля, известной под названием гилеморфизма (учения о материи и форме как двух основных началах мироздания); теория аристотеля, явившаяся результатом переосмысления и модификации концепции платона относительно онтологических условий бытия вещей. Согласно аристотелю, хотя в широком, общем смысле таких причин действительно, как и полагал платон, две (то, из чего вещь, – материальная причина; то, что делает ее именно этой вещью (столом, кошкой и т.д.), – формальная), при более детальном анализе оказывается, что у формальной причины есть три аспекта, которые, хотя и взаимосвязаны, все же должны быть разделены как таковые. Эти три аспекта аристотель называет, соответственно: формальной причиной в узком смысле этого слова («то, что» вещь есть); движущей причиной («то, чем», эта причина «отвечает» за действия, благодаря которым форма вкладывается в материю, посредством которых первая и вторая причины могут исполнить свою «конструктивную функцию», см. Реализм); целевой причиной («ради чего», причиной финальной, объясняющей условия активности движущей причины). См. Телеология. В конечном итоге, применительно ко всему мирозданию, как и следует ожидать, формальная, движущая и целевая причины совпадают в образе бога-перводвигателя (он как чистая форма, форма всех форм, является формальной причиной; как абсолютная действительность, реализовавшая все возможности своего бытия, – целевой; как идеал, самим фактом своего реального существования априорно задающий стремление к себе, – движущей: именно потому, что он ни в чем не нуждается, все сущее нуждается в нем, а такого рода онтологическая нужда с необходимостью порождает движение, все проявления мировой динамики).
Источник: Краткий философский глоссарий