УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ

Найдено 1 определение
УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ
издание, в котором в структурированном и логически последовательном виде представлены специально отобранные знания и представления, отражающие закономерности той сферы деятельности, которая формирует предмет содержания учебной дисциплины, а также методы их получения и применения.
Структура и содержание предметной области учебных изданий имеют своеобразный характер. Сюда включены не только знания, но и методы их получения, не только представления и навыки, но и методы их практического использования. Содержание предметной области учебных изданий структурируется на основе содержания деятельности и с учетом педагогической направленности информации.
Содержание каждого учебного издания реализует те функции, которые призвана выполнять система образования и профессионального обучения в целом. Система образования и профессионального обучения обеспечивает три основных функции (информационную, познавательную, воспитательную) и ряд других.
Учебные издания выполняют следующие функции: коммуникативную; информационную; познавательную; развивающую; воспитывающую; организационную; систематизирующую.
Коммуникативная функция обеспечивается показом связей и отношений разного рода, проявляя для читателя место и роль всякого объекта и явления в процессе вечного развития, видоизменения, взаимодействия элементов действительности. Отсюда — динамизм содержания, связь его с прошлым и с современным состоянием описываемых вопросов.
Информационная функция реализуется в том, что, как и любое издание, учебная книга вводит человека в мир культуры, приобщает к результатам человеческой деятельности.
Информационная функция реализуется за счет передачи обучаемому определенного объема информации. Эта функция направлена на то, чтобы сформировать у обучаемого определенный тезаурус понятий и характеристик об объектах, предметах, явлениях окружающего мира, о месте субъекта в этом мире, о методах и способах овладения информацией.
Напр., общеобразовательная школа формирует у школьников такого рода тезаурус, который позволяет выпускнику участвовать в социальной и практической деятельности, а также продолжать свое образование в избранной сфере.
Поэтому при анализе произведений учебной литературы обращается внимание прежде всего на качество использованной автором информации. Тут необходимы оптимальный отбор фактов и характеристик, определенный объем информации. Последнее связано с особенностями дисциплины, категорией обучаемых, ступенью и формой образовательного процесса.
Познавательная функция учебной литературы характеризуется тем, что каждая дисциплина, каждый учебный предмет предполагает освоение определенной системы знания. Знания должны быть ранжированы, причем на наиболее важные, значимые для данной дисциплины знания, должно быть обращено специальное внимание.
Кроме того, важное значение имеет качество знания. Знание может быть «открытым» (оставлять впечатление незаконченности рассмотрения вопроса) и «закрытым» (отличаться полнотой, завершенностью). Напр., обсуждая историю отечественной литературы, автор подчеркивает, что показывает только наиболее значительные в социальном плане литературные произведения. Обучаемый понимает, что его знание о литературе рассматриваемого в данном учебнике периода может быть дополнено из др. источников. Следовательно, он усваивает «открытое» знание. А вот пример «закрытого «знания. Изучая теорему Пифагора, ученик понимает, что имеет дело с определенной закономерностью и что данную теорему нужно не анализировать, а применять на практике.
Различают фундаментальное и актуальное знания. В учебном издании, посвященном основам науки, отражаются преимущественно фундаментальные знания. В издании, раскрывающем практические вопросы, методы, навыки овладения деятельностью, прежде всего необходима «школа» с полным набором характеристик технологии деятельности. Актуальные знания связаны с деятельностью конкретной отрасли в современных условиях. Напр., учебник «Основы экономики» должен включать вопросы фундаментального и вводного характера. К ним отнесем введение в предмет, методы экономической теории, историю экономических учений, закономерности общественного развития, особенности функционирования основных экономических систем, формы организации общественного производства и пр.
В то же время в современных учебных пособиях для вузов по основам экономики можно найти разделы «Макроэкономика», «Микроэкономика», которые являются самостоятельными дисциплинами. Это неверно.
Развивающая функция ориентирована на преемственность опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производства, знаний о преобразовании и охране окружающей среды.
Развитие личности обеспечивает возрастание способностей, расширение возможностей совершенствования психофизических и умственных операций, речевой деятельности.
Воспитывающая функция связана с формированием мировоззрения, с построением системы этических и эстетических норм субъекта, направлена на овладение оценочными критериями по отношению к поступкам, явлениям, на расширение границы социализации индивида. Воспитывающая функция характеризуется конкретно-историческими условиями, имеет социальные основания и ориентирована на определенную категорию обучаемых. Реализация данной функции связана с воздействием на духовные потребности, эмоционально-волевую и действенно-практическую сферы обучаемого.
Организационная функция учебных изданий выполняется каждым отдельным изданием и всей системой этих изданий. Она реализуется обеспечением последовательности изучения и преподавания дисциплин, отражением их взаимосвязи и взаимодействия, тем, что каждое издание ориентировано на строго определенную категорию читателей и учитывает возможности восприятия содержания и особенности воздействия учебной книги. Кроме того, организационная функция лежит в основе дифференциации учебных изданий на виды, обеспечивая учебно-методическую поддержку различных форм и методов учебного процесса на различных его этапах и ступенях обучения.
Систематизирующая функция обеспечивает целостность обучения, систему знаний и представлений. Реализуется ранжированием в соответствии с принятым пониманием значимости знаний и представлений, формированием иерархической структуры информации, критериев оценки, предпочтений личности, объединением частей в целое, отражением существующей картины мира и места в ней человека, моделированием процессов и явлений, сообщая им качества общего, особенного, единичного в конкретной дисциплине и по отношению к окружающему.
Функции учебных изданий обеспечиваются произведением литературы, аппаратом издания, а также отбором, особыми обработкой и представлением учебного материала. При подготовке учебных изданий необходимо учитывать комплексные характеристики, лежащие в основе разработки модели каждого издания, входящего в систему.
В учебном издании важное место занимают классификации, законы, закономерности, правила, нормы. Они должны отвечать современному уровню науки и не противоречить сложившейся практике. Кроме того, они должны излагаться четко, ясно, экономно, раскрывать важнейшие аспекты дисциплины, поясняться автором. Между включенными в содержание законами и классификациями должна отчетливо прослеживаться связь.
Сведения, данные, факты основного текста должны быть авторитетны, соответствовать общепринятым нормам. В школьные учебники не следует включать дискуссионные вопросы. В учебники для высшей школы их вводят дозировано, раскрывая и объясняя имеющиеся точки зрения.
Формулировки, включенные в текст, должны быть однозначны, непротиворечивы, соответствовать возможностям восприятия определенной категории обучаемых.
Пояснительные тексты, как правило, располагаются в границах той страницы, на которой расположен основной текст. Они содержат популяризаторскую информацию, примеры использования или внедрения различных результатов данной сферы деятельности, исторические справки.
Пояснительные тексты должны расширять обучающие возможности издания, включать описания процессов и явлений.
Многие учебные дисциплины, особенно исторического и социально-экономического характера, опираются на документы, свидетельства очевидцев. Такие материалы или фрагменты из них завершают разделы или произведение в целом. Эти материалы составляют блок дополнительных текстов. Как дополнительные используются и научные материалы, подтверждающие отдельные положения основного текста.
Дополнительные тексты, как уже говорилось, располагаются в конце раздела и связаны с основным текстом системой ссылок. Ясно, что запоминать этот материал не обязательно. Однако дополнительное подтверждение отдельных положений способствует лучшему их усвоению, усиливает степень их достоверности.
Выделяют четыре группы учебных изданий. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методических изданий. Учебники, учебные пособия, конспекты и тексты лекций составляют группу обучающих изданий. Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения составляют группу вспомогательных изданий (схема).

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.