составная часть системы исследовательской деятельности студентов в вузе, наряду с научно-исследовательской работой, выполняемой во вне учебное время (сверх или вне учебных планов – ВНИРС).
УИРС реализуется на всех этапах подготовки студентов как будущих специалистов сферы образования. УИРС выполняется студентами в рамках изучения учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности или направления подготовки. Как правило, содержание УИРС определяется рабочей программой учебной дисциплины и выполняется в обязательном порядке каждым студентом по руководством преподавателя, ведущего семинарские, практические или лабораторные занятия.
Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, вооружение методологией и методами научных исследований.
В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты сферы образования учатся пользоваться приборами и оборудованием, самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач. Использование исследовательских методов обучения создает условия для овладения студентами логикой научного поиска. Поэтому, овладев методами научного исследования, будущий специалист обретает ансамбль умений, способствующих развитию его творческого потенциала.
Специфика УИРС, отличающая ее от традиционных видов обучения состоит в том, что занимаясь этим видом работы, студент выступает не в роли пассивного объекта педагогического воздействия, а в роли активного субъекта познавательного процесса.
Студенты учатся выделять основные положения в изучаемом материале и кратко формулировать их, оформлять конспекты, рефераты, критически сопоставлять различные точки зрения.
УИРС реализуется на всех этапах подготовки студентов. Наиболее часто используются такие формы УИРС, как:
-подготовка рефератов, исследовательскихработ в рамках учебных дисциплин;
-проведение практикумов, педагогической ипроизводственной практик, предусматривающих микроисследования, отработку исследовательских умений;
-выполнение контрольно-диагностическихзаданий к учебным программам с целью развития у студентов исследовательского подхода в профессиональной деятельности;
-проведение спецкурсов и спецсеминаров, предполагающих разработку планов-программ по проблеме, самостоятельное конструирование студентами методик, диагностик, игр, упражнений;
-выполнение курсовых работ;
-выполнение выпускных квалификационных работ (бакалаврских, дипломных и магистерских), предусматривающих научно-теоретический анализ литературных источников и проведение опытно-экспериментальных исследований.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.