УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство и новых знаний – их теоретическое и фактологическое обоснование, то в образовании цель учебно-исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Суть учебно-исследовательской деятельности заключается в том, что во время ее проведения не выявляются какие – либо новые факты, не совершается открытий. Итог работы руководителю известен заранее. Главная ее цель – научить учащихся методам проведения исследований в природе (естественной среде) или лаборатории (искусственно воссозданных условиях) и осуществить первое знакомство с исследовательской составляющей учебного процесса в учебном заведении. К такому роду исследований принадлежит опытническая работа.
Целью взаимодействия при написании учебноисследовательской деятельности является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
-выявить склонности обучающихся к ведениюнаучно-исследовательской деятельности;
-развить интерес к познанию мира, сущностипроцессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
-развить умения самостоятельно, творческимыслить; помочь в выборе профессии.
Различают три уровня исследовательского метода обучения: 1-й уровень — руководитель/преподаватель ставит перед исследователем/обучающимся проблему и подсказывает пути ее решения; 2-й уровень — руководитель/преподаватель только ставит проблему, а исследователь/обучающийся самостоятельно выбирает метод исследования; 3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются исследователем/обучающимся.
Учебно-исследовательская деятельность является подготовительным этапом к ведению самостоятельной по отношению научно-исследовательской работы. Применение исследовательского метода требует больших временных затрат.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.