anki] Эпиктета, представляющий собой краткое изложение его доктрины, составленное его учеником Арриэном. Основная идея этого произведения — различие между вещами, которые зависят от нас (например: наша личность, наш разум, наша воля), и теми, что от нас не зависят (например: благосклонность судьбы, обстоятельства). Мы, следовательно, должны заниматься первыми и только ими.
УЧЕБНИК
«УЧЕБНИК»
Источник: Философский словарь
УЧЕБНИК
1) книга, в которой излагаются основы знаний определенной области науки в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования, типового учебного плана, учебной программы (приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 24 мая 2004 г. № 454, Инструкции по организации подготовки и издания учебной литературы для организаций образования); 2) учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания; книга, в которой излагаются основы знаний определенной области науки в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования, типового учебного плана, учебной программы (приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 6 мая 2005 г. № 284, Рекомендации по разработке учебной литературы для организаций образования в РК).
Основными структурными компонентами учебника (структура учебника – последовательное распределение содержания материала в соответствии с дидактическими требованиями по разделам, главам, темам и параграфам), являются: введение; текст (основной, дополнительный, пояснительный); иллюстративно-вспомогательный материал; аппарат усвоения знаний (вопросы, задания, тесты, материал для самостоятельной работы обучающихся); аппарат ориентировки (предисловие, обозначение – символы, указатели, оглавление).
Содержание учебника должно соответствовать следующим требованиям: соответствие изложения понятий современным научным знаниям, их упрощение и адаптация к возрастным возможностям обучающихся; соблюдение в учебной литературе общей последовательности расположения программного материала; распределение материала по разделам, главам, темам; каждый раздел должен выступать как определенный объект изучения, логически взаимосвязанный с др. разделами и ступенями усвоения предмета; обеспечение доступности изложения для обучающихся; учет возрастных возможностей и интеллектуальных способностей обучающихся; реализация содержательных и процессуальных компонентов с учетом межпредметных связей.
В соответствии с вышеуказанными Рекомендациями в содержание учебника должны быть включены вспомогательные компоненты, иллюстративный материал, занимательные задания, направленные на развитие познавательных интересов и творческих способностей. После изучения каждого блока (темы) учебника необходимо включать контрольно-измерительный материал (тесты, вопросы, задания, упражнения), которые способствуют эффективной организации учебной деятельности.
Текст, как главный компонент структуры учебника, должен оформляться в соответствии с общими требованиями к текстовым документам и составляться на основе дидактических принципов: эмоционально-выразительное, проблемное изложение текста с использованием иллюстративного материала, направленное на активизацию мыслительной деятельности обучающихся; последовательность, четкость изложения с учетом методологической концепции автора; строгое соответствие изложения структуре содержания; соответствие текста содержанию программного материала, заглавию, теме, разделу, параграфу; применение функционального стиля изложения в зависимости от доминирующей функции текста: основной, дополнительной, пояснительной.
Основной текст делится на две группы: теоретико-познавательную и инструментально-практическую. В состав основного текста должны входить ключевые понятия, термины, основные факты, ведущие идеи данной отрасли науки. Дополнительный текст должен осуществлять воспитательные и развивающие функции учебной литературы, к которым относятся хрестоматийные материалы, статистические данные, словари терминов и понятий. Пояснительный текст должен быть ясным, кратким, точно формулирующим определенное понятие. Иллюстративный материал учебника, т.е. учебный материал, реализующий дидактические функции учебника специфическими средствами цветного и черно-белого изображения, усиливающий познавательное, эстетическое и эмоциональное воздействие содержания учебного материала, должен способствовать развитию мыслительных процессов обучающихся, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне.
Основными структурными компонентами учебника (структура учебника – последовательное распределение содержания материала в соответствии с дидактическими требованиями по разделам, главам, темам и параграфам), являются: введение; текст (основной, дополнительный, пояснительный); иллюстративно-вспомогательный материал; аппарат усвоения знаний (вопросы, задания, тесты, материал для самостоятельной работы обучающихся); аппарат ориентировки (предисловие, обозначение – символы, указатели, оглавление).
Содержание учебника должно соответствовать следующим требованиям: соответствие изложения понятий современным научным знаниям, их упрощение и адаптация к возрастным возможностям обучающихся; соблюдение в учебной литературе общей последовательности расположения программного материала; распределение материала по разделам, главам, темам; каждый раздел должен выступать как определенный объект изучения, логически взаимосвязанный с др. разделами и ступенями усвоения предмета; обеспечение доступности изложения для обучающихся; учет возрастных возможностей и интеллектуальных способностей обучающихся; реализация содержательных и процессуальных компонентов с учетом межпредметных связей.
В соответствии с вышеуказанными Рекомендациями в содержание учебника должны быть включены вспомогательные компоненты, иллюстративный материал, занимательные задания, направленные на развитие познавательных интересов и творческих способностей. После изучения каждого блока (темы) учебника необходимо включать контрольно-измерительный материал (тесты, вопросы, задания, упражнения), которые способствуют эффективной организации учебной деятельности.
Текст, как главный компонент структуры учебника, должен оформляться в соответствии с общими требованиями к текстовым документам и составляться на основе дидактических принципов: эмоционально-выразительное, проблемное изложение текста с использованием иллюстративного материала, направленное на активизацию мыслительной деятельности обучающихся; последовательность, четкость изложения с учетом методологической концепции автора; строгое соответствие изложения структуре содержания; соответствие текста содержанию программного материала, заглавию, теме, разделу, параграфу; применение функционального стиля изложения в зависимости от доминирующей функции текста: основной, дополнительной, пояснительной.
Основной текст делится на две группы: теоретико-познавательную и инструментально-практическую. В состав основного текста должны входить ключевые понятия, термины, основные факты, ведущие идеи данной отрасли науки. Дополнительный текст должен осуществлять воспитательные и развивающие функции учебной литературы, к которым относятся хрестоматийные материалы, статистические данные, словари терминов и понятий. Пояснительный текст должен быть ясным, кратким, точно формулирующим определенное понятие. Иллюстративный материал учебника, т.е. учебный материал, реализующий дидактические функции учебника специфическими средствами цветного и черно-белого изображения, усиливающий познавательное, эстетическое и эмоциональное воздействие содержания учебного материала, должен способствовать развитию мыслительных процессов обучающихся, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.