субъективное отношение человека к своим поступкам и убеждениям, в к-ром проявляется его уверенность в собственной правоте. Являясь одной из форм нравственного самосознания. У. представляет собой идейно-психологическую основу для развития в человеке определенных волевых качеств - мужества, стойкости, самообладания, выдержки, инициативности, верности избранным идеалам. У. может быть подлинной, когда она основывается на действительной сознательности, на глубоком понимании социально-исторических процессов, потребностей об-ва и людей, смысла требований нравственности, к-рые человек проводит в жизнь. Но она может принимать и извращенные формы, когда человек некритически усвоил определенные представления, догматически уверовал в непререкаемость исповедуемых им принципов, в чей-либо авторитет или же в собственную непогрешимость (Догматизм, Фатализм, Авторитаризм). Такого рода У. обычно сочетается с косностью и крайним фанатизмом, с неспособностью учитывать практический опыт и обосновывать свои убеждения, с нежеланием обращать внимание на факты и прислушиваться к суждениям др. людей (Чванство). Для поведения человека с подобной У. часто характерны формализм, лицемерие. Ложная У. зачастую скрывает за собой извращенное понимание смысла нравственных требований и служит для оправдания (перед собой и др.) аморальных поступков. Т, обр. У. в зависимости от ее содержания может представлять собой и положительное, и отрицательное моральное качество. Марксистская этика не ограничивается нравственной оценкой У., а требует выявления ее общественного смысла и социальных источников. Ложная У., как правило, присуща сознанию людей, к-рые в силу своего социального положения не способны подняться до понимания смысла общественных законов. Так, совр. буржуазная идеология, оправдывающая существование об-ва, к-рому история вынесла смертный приговор, способна вырабатывать у своих приверженцев лишь извращенные формы У. Напротив, У. борцов за социальную справедливость основана на действительной правоте их дела и сочетается с наиболее высвкими формами сознательности. Требованиям коммунистической нравственности отвечает только такая У., к-рая органически сочетается с подлинной сознательностью, идейностью и принципиальностью. Убежденный сторонник коммунистического учения способен служить делу освобождения трудящихся, не отделяя свою личную совесть от тех требований, к-рые предъявляют к нему окружающие, партия, народ. Глубоко веря в правоту общего дела, он действует с полным пониманием своей личной ответственности за порученное дело и за судьбы людей. Такая У. позволяет человеку активно и творчески выполнять требования коммунистической морали, действуя не по принуждению извне, а свободно, самостоятельно (Самодеятельность и творчество. Свобода нравственная).