УАЙТХЕД АЛЬФРЕД НОРТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УАЙТХЕД Алфред Норт
1861-1947) - англ. математик, логик и философ-идеалист, с 1924 жил в США. У. разрабатывал «спекулятивную космологию», включая в нее бога как источник и основу творческого характера мир. процесса. Философия религии У. оказала значит, влияние на совр. релит, концепции в США.

Источник: Атеистический словарь

УАЙТХЕД АЛЬФРЕД НОРТ

англо-американский философ и математик (Рамсгит, Кент, 1861 — Кембридж, Массачусетс, 1947). Сначала занимался логическими и математическими исследованиями, собранными в «Универсальной алгебре» (1898) и «О математических понятиях материального мира» (1905), и написал совместно с Расселом «Principia Mathematica» (1910-1913). Его размышления о науке привели его к философии природы. В «Понятии природы» (1920) и «Процессе и реальности» (1929) он пытается примирить мир восприятия и мир науки. В конечном итоге он склоняется к виталистической философии, выраженной в «Modes of Thought» (1938), и к интеграции морали и религии («Religion in the Making», 1926).

Источник: Философский словарь

УАЙТХЕД Алфред Норт
15.2.1861, Рамсгит, Кент -30.12.1947, Кембридж, Массачусетс), англ. логик, философ и математик. Совместно с Расселом У.- основатель логицистич. школы в философии математики (см. Логицизм), соавтор «Principle Mathematica» (v. 1-3, 1910-13) - книги, к-рая в значит. степени определила последующее развитие математической логики.
Филос. эволюция У. происходила в рамках неореализма. В филос. воззрениях У. выступает стремление к связи и согласованию философии с естеств.-науч. открытиями 19-20 вв. В первый период своего творчества (до сер. 20-х гг.) У. ставит задачу преодоления т. н. удвоения природы, пытаясь представить природу как единство «событий» - «элементарных факторов чувственного опыта» и «объектов» - «непреходящих элементов в природе», устойчивой стороны преходящих, текучих событий. Такая картина мира позволяет, по мысли У., понять природу как «процесс» и совместить утверждение, что природа независима от мысли, с утверждением о тождественности природы и опыта. Второй период творчества У. связан с переходом его к объективному идеализму, родственному платонизму. У. исходит из онтологич. принципа: все существующее должно являться частью опыта - индивидуального для конечных вещей, божественного для мира в целом. Мировой процесс понимается как «опыт бога», в к-ром осуществляется переход «вечных объектов» из идеального мира в физический, обеспечивающий качеств. определенность «действит. событий» (к-рые есть процессы опыта, индивидуальные акты). Поскольку «событие» имеет временной характер и постоянно изменяется, оно органично. Поэтому понятие материи, по У., подлежит замене понятием организма: «наука... становится изучением организмов». Для социологич. взглядов У. характерно признание идей движущими силами общества и абсолютизация роли личностей, к-рые, по У., в конечном счете управляют миром.

Источник: Советский философский словарь

УАЙТХЕД Алфред Норт
английский философ и математик; р. 15.2.1861 (Рамсгейт) — ум. 30.12.1947 (Кембридж, Массачусетс); с 1924 — профессор Гарвардского университета; один из виднейших представителей неореализма, на почве которого он создал критическую натурфилософию, позднее дополненную им конструктивной метафизикой. Западноевропейская философия представляет собой, по его мнению, «ряд подстрочных примечаний к Платону». Написал (совместно с Расселом) «Principia Mathematica» (см. Логистика). В своем основном метафизическом произведении «Process and Reality. Ап Essay in Cosmology» [«Процесс и реальность. Очерки космологии»] (1929, 1978; нем. изд. 1979) рассматривает объекты как неизменные и как бы атомистические кирпичики природы, являющиеся только признаками и свойствами становления. Все существующее представляет собой своего рода организмы; сущность же организмов лучше всего обнаруживается в единичных электронах и единичных живых существах (coincidentia oppositorum)\ в пространстве, находящемся между ними, царит беспорядок. Осн. произведения: Ап Inquiry Conceming the Principies of Natural Knowledge, 1919; The Concept of Nature, 1920; The Principies of Relativity, 1924; Religión in the Making, 1926, нем. изд. 1985; Science and the Modem World, 1926, нем. изд. 1949 (рус. пер.: Наука и современный мир, 1990); Process and Reality, 1929, нем. изд. 1979 (рус. пер.: Процесс и реальность, 1990 — частично); Adventures of Ideas, 1933, нем. изд. 1971 (рус. пер.: Приключения идей, 1990); Modes of Thought, 1938; Essays in Science and Philosophy, 1948 (Избранное на нем. яз. под названием «Philosophie und Mathematik», 1949) (рус. пер.: Очерки науки и философии, 1990 — частично); The Interpretation of Science, 1961. (На рус. яз.: Избр. работы по философии, 1990; Символизм, его смысл и воздействие, 1999.)
Р. А. Schilpp. The Philosophy of А. N. W., La Salle 1941; F. Cesselin. La philos, organique de W., Paris, 1950; A. H. Johnson. W. s Philosophy of Civilisation. Boston, 1958; M. Jordan. New Shapes of Reality — Aspects of A. N. W. s Philosophy. London, 1968; E. O. Laszlo. La métaphysique de W., Den Haag, 1970; R. M. Martin. W. s Catégorial Scheme and other Papers, 1974; L. Moser. Die Dimensionen des Dynamischen im Seinsbegriff — Eine Auswertung von W. s Wirklichkeitsverständnis, 1975; E. Wolf-Gazo (Hg.), W. — Eine Einf. in seine Kosmologie, 1980; R. L. Fetz. W. — Prozeßdenken und Substanz-Metaphysik, 1981; A. H. Johnson. W. and his Philosophy. Lanham, 1983; Belaif. Whiteheadian Ethics. Lanham, 1984; H. Holz, E. Wolf-Gazo (Hgg.). W. und der Prozeßbegriff, 1984; M. Code. Order and Organism. New York, 1985; V. Lowe. A. N. W., Baltimore, 1985; F. Rapp, R. Wiehl (Hgg.). W. s Metaphysik der Kreativität, 1986; H. Maßen. Gott, das Gute und das Böse bei A. N. W., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

УАЙТХЕД Альфред Норт
(1861— 1947) — англо-амер. математик, логик и философ. Изучал математику в Кембриджском ун-те (1880— 84), преподавал в нем (1884—1911). Проф. Лондонского (1914—24) и Гарвардского ун-тов (с 1924 г.). Президент Европ. ассоциации математиков (1916). Осн. соч.: «Курс универсальной алгебры» (В 2 т. 1891—1903), «Principia mathematica» (В 3 т. 1910— 13; совм. с Б.Расселлом), «Введение в математику» (1911), «Исследование принципов естествознания» (1919), «Концепт природы» (1920), «Религия в созидании» (1926), «Наука и современный мир» (1926), «Процесс и реальность. Очерк космологии» (1929), «Приключения идей» (1933), «Принцип реальности» (1934), «Формы мышления» (1938), «Научно-философские эссе» (1947). С 1890 г. У., ранее занимавшийся «чистой» математикой, обратился к филос.-логич. исследованиям, тогда же началось его сотрудничество с Б.Расселлом. Примкнув к филос. движению неореализма, У. и Расселл выдвинули задачу обоснования всего корпуса матем. понятий, концепций и принципов конструктами символич. логики; результатом этой работы стал фундаментальный труд «Principia mathematica», идеи к-рого Рассел позднее обозначил как «платонический пифагореизм». В это же время У. в докладе Лондонскому королевскому об-ву выдвинул свою версию принципа относительности пространства («з-ны физики не предполагают готовую геометрию, но создают ее»), предвосхитив революционные идеи А.Эйнштейна. К началу 1920-х гг. филос. воззрения У. сближаются с «метафизикой становления» (Лейбниц, Бергсон), что определило его размежевание с Расселлом и всей аналитической философией «кембриджской шк.». В работах 1919—20 гг. он не только отошел от неопозитивистской трактовки предмета и методов естествознания, но и поставил вопрос о детерминированности установок и понятий ест.-науч. знания процессом развития культуры и мышления. Переехав в 1924 г. в США, У. все большее внимание уделяет проблеме «восстановления органической взаимосвязи науки, философии и религии». В своем гл. филос. труде «Процесс и реальность» он разрабатывает онтологически ориентированную метафиз. систему, в к-рой основанием реальности явл. процессы становления и органического взаимодействия элементов сущего. Материальные объекты как «атомистические кирпичики мироздания» сами по себе неизменны и явл. лишь количеств. признаками становления. Хотя они разделяются на единичные элементарные частицы и единичные живые существа, в своей сущности мировое целое суть единый живой организм, кач-ва крого отражаются в каждом единичном элементе реальности по принципу coincidentia oppositorum. Упорядоченность и, след-но, возможность рационального теор. описания представлены только в сфере элементов сущего и их взаимоотношений, в пространстве между ними царит хаос. С этой т.зр. мысль о том, что бытие в его положительных определениях сотворено богом и направляется к своему совершенствованию божеств. замыслом не противоречит канонам науч. мышления. Т.о., философия позднего У. может рассматриваться как логич. завершение классич. европ. метафизики от Декарта до неогегельянства. Соч.: Избр. работы по философии. М., 1990; Символизм, его смысл и воздействие. Томск, 1999; Уайтхед А.Н., Расселл Б. Основания математики: В 3 т. Самара, 2005— 2006. Лит.: Богомолов А.С. Неореализм и спекулятивная философия (А.Н.Уайтхед) // Современный объективный идеализм. М., 1963; Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965; Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии XX века. М., 1978. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

УАЙТХЕД АЛЬФРЕД НОРТ

(15 февр. 1861 – 30 дек. 1947) – математик, логик и философ, проф. математики в Кембридже и Лондоне (с 1914), проф. философии в Гарвардском ун-те США (с 1924). Совместно с Расселом У. – основатель логицистич. школы в философии математики (см. Логицизм), автор "Principia mathematica" (v. 1–3, Camb., 1910–13) – книги, к-рая в значит. степени определила последующее развитие математической логики. В собственно филос. воззрениях У. первоначально ярко выступает стремление к связи и согласованию философии с естеств.-науч. открытиями 19–20 вв. ("Понятие природы" – "The concept of nature", Camb., 1920; "Наука и современный мир" – "Science and the modern world", N. Y., 1926). Это характерно как для первого – неореалистического – периода его творчества (до сер. 20-х гг.), так и для второго, когда У. переходит к объективному идеализму, родственному платонизму. В первый период У. ищет решения осн. филос. вопроса путем преодоления т.н. удвоения природы, пытаясь представить природу как единство "событий" – "элементарных факторов чувственного опыта", и объектов – "непреходящих элементов в природе", устойчивой стороны преходящих, текучих событий. Такая картина мира позволяет, по мысли У., понять природу как "процесс" и совместить утверждение, что природа независима от мысли, с утверждением о тождественности природы и опыта. В "филос. космологии", относящейся ко 2-му периоду его творчества, осн. вопрос философии разрешается исходя из т.н. онтологич. принципа: все существующее должно являться частью опыта – индивидуального для конечных вещей, божественного для мира в целом (см. "Process and reality", ?. ?., 1960, p. 27–28). Мировой процесс понимается теперь как "опыт бога", в к-ром осуществляется переход "вечных объектов" из идеального мира ("изначальной природы бога") в физический ("производную природу бога"), обеспечивающий качеств. определенность "действит. событий". Последние суть "процессы опыта, каждый из которых представляет собой индивидуальный акт. Целостная вселенная – прогрессирующее соединение этих процессов" ("Adventures of ideas", N. Y., 1958, p. 199). Поскольку "событие" имеет временн?й характер и постоянно изменяется (развивается), оно органично. Поэтому понятие материи, по У., подлежит замене понятием организма: "наука... становится изучением организмов. Биология есть изучение более крупных организмов, тогда как физика – изучение меньших организмов" ("Science and the modern world", ?. ?., 1958, p. 105). Для социологич. взглядов У. характерно признание идей как движущих сил об-ва и абсолютизация роли личностей – людей науки, к-рые в коночном счете управляют миром. Соч.: An enquiry concerning the principles of natural knowledge, Camb., 1919; Symbolism, its meaning and effects, Camb., 1927; Religion in the making, Camb., 1926; Modes of thought, N. Y., 1938; Essays in science and philosophy, N. Y., 1947; Dialogues of A. N. Whitehead. As recorded by L. Price, L., 1954; Adventures of ideas, N. Y., 1959; в рус. пер. – Введение в математику, СПБ, 1915. Лит.: Френкел Г., Злоключения идей, пер. с англ., М., 1959; Богомолов А. С., Неореализм и спекулятивная философия. (А. Н. Уайтхед), в сб.: Совр. объективный идеализм, M., 1963; Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 9; Philosophy of ?. ?. Whitehead, ed. by P. Schilpp, Evanston, 1941; Lawrence N., Whitehead´s philosophical development, Berk.–Los Ang., 1956; Leclerc I., Whitehead´s metaphysics, L., 1958; Johnson A. H., Whitehead´s philosophy of civilization, Boston, 1958; его же, Whitehead´s theory of reality, ?. ?., 1962; Christian W. ?., An interpretation of Whitehead´s metaphysics, New Haven, 1959; Mays W., The philosophy of Whitehead, N. Y., 1962; Jordan M., New shapes of reality. Aspects of A. N. Whitehead´s philosophy, L., [1968] (библ.). Библ.: "Revue internationale de philosophie", Brux., 1961, ann?e 15, No 56–57. A. Богомолов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

УАЙТХЕД Альфред Норт
15 февраля 1861, Рамсгейт, Великобритания — 30 декабря 1947, Кембридж, шт. Массачусетс, США) — англо-американский математик, логик и философ, создатель организмической системы метафизики. Родился в семье англиканского священника, в 1880 закончил Тринити-колледж Кембриджского университета, с 1884 — преподаватель математики этого колледжа, с 1911 по 1923 — профессор прикладной математики в Университетском колледже и в Империал-колледже науки и технологии (Лондон). В 1924 приглашен в Гарвардский университет (США) на должность профессора философии, которую занимал до 1937.
Философский путь Уайтхеда принято делить на английский и американский. Живя в Англии, он занимался гл. о. математикой, логикой, физикой (Введение в математику СПб., 1915). Вместе со своим учеником Б. Расселом он подготовил «Principia Mathematica» (v. 1—3. Cambr., 1910—13)— пионерную работу по выведению фундаментальных понятий и принципов математики из формальной логики, послужившую толчком к развитию математической логики в 20 в. По окончании 1-й мировой войны Уайтхед обратился к новой для себя области — философии природы и разработке физической картины мира. В работах «Принципы познания природы» (An Enquiry Concerning the Principles of Natural Knowledge. Cambr, 1919) и «Понятие природы» (The Concept of Nature. Cambr., 1920) он в духе британской эмпирической традиции, не принимая каких-либо метафизических посылок, трактовал природу как совокупность явлений, наблюдаемых в чувственном опыте. Основным объектом его критики была «ошибка удвоения природы» на непосредственно данную в опыте (через цвета, звуки и т. д.) и каузальную, т. е. описываемую наукой с помощью абстрактных понятий («атомы», «движущиеся частицы» и др.). Истоки этой ошибки он видел в том, что в качестве первосущностей принимались пространство, состоящее из не имеющих измерения точек, время, состоящее из не имеющих длительности моментов, и материя, состоящая из точечных масс. Согласно Уайтхеду, естественная наука должна быть просто объяснением содержания опыта, а не спекуляцией об его каузальных источниках; абстрактные же объекты следует определять в терминах чувственных данных.
Философию Уайтхеда нередко рассматривают как реакцию на революцию в представлениях о физическом пространстве, вызванную теорией относительности Эйнштейна. В работе «Принцип относительности» (The Principle of Relativity. N. Y, 1922) он предложил рассматривать объект не как единичное и фиксированное событие, а как модификацию всех событий в потоке, в котором находится объект. Уайтхед сделал вывод, что ломка физических понятий в физике требует существенной ревизии философского языка и введения новых понятий. Приняв релятивистские выводы теории относительности, он не склонен был делать общерелятивистские выводы относительно природы знания. Вся его философия нацелена на то, чтобы доказать противоположное — наличие в опыте основания знания, прочной онтологической структуры мира и способности интеллекта к ее постижению.
Переезд в США (в 1924) был связан с усилившимся интересом Уайтхеда к метафизически-космологической проблематике. В 1920—30-х гг. в Кембридже утверждалась аналитическая философия с ее узкой проблематикой и расколом культуры на естественно-научную и гуманитарную, а в Гарвардском университете еще сохранялась атмосфера спекулятивного идеализма. Уайтаед замыслил создание философской системы, которая представляла бы собой синтез знания 20 в. и снимала традиционные противопоставления мира и знания, природы и общества, человека и мира, науки, философии и религии. Он обратился к изучению новых для себя областей — биологии, психологии, искусства, литературы, политических теорий, теологии и религии, результатом чего явились работы: «Религия в созидании» (Religion in the Making. N. Y, 1926), «Приключения идей» (Adventures of Ideas. N. Y, 1933), «Модусы мысли» (Modes of Thought. N. Y, 1938) и др. В книге «Наука и современный мир» (Science and Modem World. N. Y, 1925), свидетельствовавшей об отказе от физикалистского образа науки (к которому Уайтхед тяготел раньше), он писал: «Наука обрела новый аспект, не являющийся чисто физическим или биологическим. Она становится изучением организмов. Биология изучает большие организмы, в то время как физика исследует малые организмы» (р. 457). Под «организмом» понимался толкуемый в духе панпсихизма акт, в котором задействована и живая, и считающаяся «мертвой» материя, и субъективное, и объективное. Свою задачу он видел в выработке гибких схем, методов и понятий, максимально подходящих для выражения организмического характера всего сущего, единства физического и психического.
В 1929 Уайтхед публикует свой основной труд «Процесс и реальность. Очерк космологии» (Process and Reality. An Essay in Cosmology), в котором поставил задачу вместо «ньютоновских» — субстанциалистских и механистических — картин реальности нарисовать картину с процессуальными и качественными параметрами. Ее реализацию он мыслил с помощью спекулятивных методов и новых категорий «философии организма». Уайтхед принял основную посылку эмпиризма — исходную положенность опыта. Предметом исследования у него выступают не столько природные и исторические процессы развития, сколько многообразные и перекрещивающиеся векторы, в т. ч. чувства, цели, ценности, составляющие процессуальность и качественную специфику опыта. Для онтологического описания реальности он создал сложную категориальную систему. В ней реальность предстает в виде совокупности находящихся в процессе становления и «чувствующих событий», каждое из которых находится в континууме времени и самореализуется в сопряжении со Вселенной. Реальность монистична в том смысле, что в ней нет раскола на физическое и психическое, но в то же время плюралистична, ибо в каждом событии перекрещиваются разные векторы. С помощью категорий «актуальных событий» и идеальных «вечных объектов» Уайтхед объяснял новизну (эмердженции) и развитие как совмещение изменчивости с относительной устойчивостью, длительности с дискретностью, количественных изменений с качественными. Субъект-объектное отношение он понимал в духе неореализма и толковал истину как согласование видимости и действительности. Категориальная система онтологии, считал Уайтхед, может быть логически связанной только при условии принятия посылки о существовании во Вселенной сущности, «которая накладывает запрет на все отношения, помимо своих внутренних отношений». Отвергнув традиционное христианское представление о Боге, он в то же время ввел понятие Бога в космологическую метафизику как изначальную потенциальность новизны. Она актуализируется в творческом соучастии с миром. Бог выступает также главным гарантом рациональности и знания.
Уайтхед видел опасность в повороте современной цивилизации на путь выработки все более точного знания и использования аналитических методов. Он был не столько оппонентом жесткой научной рациональности, сколько адвокатом «восполняющей» рациональности, которую, по его мнению, дает спекулятивная философия с ее неточными методами. Прогресс в развитии цивилизации он ставил в зависимость от того, в какой мере, стремясь к точности (абстрактному знанию), люди руководствуются метафизической посылкой (что реальность не атомистична, а процессуальна), а также насколько их мышление способно подключаться к «приключению идей», преодолевать ортодоксии и оценивать проблемы настоящего в свете новых идеалов. В зависимости от принятия механистического и атомистического или органицистского и процессуального мировоззрения, считал он, не только наши представления об отношении науки, социального знания, религии и искусства будут существенно разными, но разными будут и социальные последствия.
Конечная этическая цель «философии организма» Уайтхеда — образовательная: помочь людям обрести осмысленность и цельность жизни. В книге «Цели образования и другие очерки» (The Aims of Education and Other Essays. N. Y, 1929), во многом перекликаясь с Дж. Дьюи, он проводил мысль, что образовательный процесс должен состоять не в усвоении устоявшихся истин, а в вовлечении учащихся в решение проблем, интенсификации воображения. Ценностный аспект образования является главным, и в этом отношении всякое образование религиозно: важнейшим умением учащихся является соотнесение ценностных суждений и с фактами, и с идеалом. К идее Бога как идеалу блага учащиеся должны подходить прежде всего через самотворчество: догматические религии, препятствующие их творческой реализации, — препятствие и в религии, и в образовании.
Философия Уайтхеда содержит немало новых идей, к которым до сих пор обращаются представители самых различных течений. Она способствовала утверждению в англо-американской мысли «процесс-философии». Идеи «бога-процесса», «бога-творца» получили дальнейшее развитие у ряда мыслителей (Дж. Уайлд, П. Вейс). В русле философии Уайтхеда работал его ученик Ч. Хартсхорн — создатель протестантского варианта неоклассической метафизики, а также представители процесс-теологии — Дж. Кобб, С. Огден, Д. Гриффин.
Соч.: Symbolism, its Meaning and Effect. N. У., 1927; The Function of Reason. Princeton, 1929; Nature and Life. Chi., 1934; Essays in Science and Philosophy. N. Y, 1947; Избр. работы по философии. M., 1990.
Лит.; Френкел Г. Злоключения идей. М., 1959; Богомолов А. С. Неореализм и спекулятивная философия (А. Н. Уайтхед).— В кн.: Современный объективный идеализм. М., 1963; Хилл Т. И. Современные теории познания. М., 1965, с. 258—278; Юдина Н. С. Проблема метафизики в американской философии XX века. М., 1978, с. 84—116; The Philosophy of Alfred North Whitehead, ed. by P. A. Schilpp. Evanston (111)—Chi., 1941; Bluth f. W. Whiteheads Theory ofKnowlege. Providence, 1941; Lowe V., Hartshorns С., Jonson A. H. Whilehead and the Modem World. Boston, 1950; Palter R. M. Whiteheads Philosophy of Science. Chi., 1960; Ledere I. The Relevance of Whitehead. L., 1961; DerequibusA. Ragione e natura nella Filosofia di Whitehead. Mil., 1972; Breuvart J.-M. Les directives de la symbolisation et les modeles des reference dans la philosophie dA. N. Whitehead. P., 1976; Love V. Alfred North Whitehead: The Man and his Work. Baltimore—L., 1985; Lachmann R. Ethik und Identitat: Der ethische Ansatz in der Prozessphilosophie A. N. Whitehead u. seine Bedeutung fur die gegenwartige Ethik. Freiburg— Munch., 1994.
H. С. Юлина

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
248.42 кб

Философия природы Альфреда Норта Уайтхеда

Саенкова Е. С.
В статье рассматриваются предпосылки создания А.Н. Уайтхедом теории о сущности природы и проблема построения новой категориальной системы понятий.
Читать PDF
110.81 кб

Алексей Федорович Лосев и Альфред Норт уайтхед

Куссе Хольгер
Сопоставляются философии А.Н. Уайтхеда и А.Ф. Лосева.