У
У
21-я буква в кириллице и английском алфавите. Вторая буква священного возгласа «Оум». Число 21 всегда считалось мистическим символом, что сохранилось и в наши дни. В алхимии 21 день считался сроком, когда неблагородные металлы превращались в серебро. В картах Таро У соответствует третьему Аркану Госпожа. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
У
кит., букв. — вещь, объект) — одна из центральных категорий китайской философии, сочетающая два основных значения: 1) вещь, существо, тварь, включая человека (жэнь у, букв. — человеческая вещь); 2) предмет, объект, не-я как противоположность мыслящему субъекту (у во, букв. — вещь и я). Исходные этимологические значения: на иньских гадательных костях — «цвет вспаханной земли», «разноцветный», «пестрый бык»; более поздние, чжоуские — «бык, жертвенное животное», «род, вид, класс», «обозначение, символ». Этимологическим наследием в семантике У стали идеи одушевленности (в иероглифе присутствует ключевой элемент — «бык»), взаимосвязи с действующим субъектом (второй компонент иероглифа имеет исходное значение «вспашка земли, земледелие»), классификации всего многообразия вещей и дел (пестроты мира) в «10 000 родов».
У в целом трактовалось китайскими философами как «оформленное» (см. Син — телесная форма) и «деятельное» (вэй) проявление общемировой «пневмы» (
У в целом трактовалось китайскими философами как «оформленное» (см. Син — телесная форма) и «деятельное» (вэй) проявление общемировой «пневмы» (
Источник: Новая философская энциклопедия
У
3]. "Вещь", "объект". Категория кит. философии, сочетающая два осн. значения: 1) обыденное: вещь, существо в самом широком смысле - одушевленное и неодушевленное; 2) филос.: объект в противоположность мыслящему субъекту. Исходные значения иероглифа У.- "бык", "жертвенное животное", "род (вид, класс)", "обозначение (символ, значок)". Ключевой знак - "бык" - несет идею живого существа; идея "рода" объединяет вещи и дела, к-рые м.б. классифицированы в единых схемах, а идея "обозначения" связана с наличием обозначающего субъекта. Гилозоистич. оттенок содержания понятия У. отражает перевод этого слова дореволюц. рус. синологами - "тварь" и франц.- fitre ("существо"). У. в целом трактовалось кит. философами как "оформленное" (см. Син [2]) проявление общемировой "пневмы" (ци [1]), подразумевающей также субстантивацию духовных начал (ср. "Си цы чжуань", 4 в. до н.э.: "Осемененная пневма образует вещи"; "Гуань-цзы", 4 - 3 вв. до н.э.: наличие "семени" (цзин [3]) означает "рождение всякой вещи" от злаков и небесных светил до "навей и духов" - гуй шэнь (см. Шэнь [1]). Под "вещью" - У. могли пониматься и материальное, телесно-чувственное явление ("Чжуан-цзы", 4 - 3 вв. до н.э.: "Все, что обладает видом, фигурой, звучанием, цветом, есть вещь"), и идеализированный образ действительности. Напр., у моистов (см. Мо цзя) У.- общее обозначение референта любой номинации, необходимым коррелятом к-рого являются "имя" (мин [2]) или обозначающий субъект: "всеобщая любовь" и агрессивная война суть "вещи", отличные от частного, конкр. объекта - ши [2] ("реалии"). В древнекит. логич. классификациях "имен" У. фигурирует в качестве наиболее общей категории - "всеобщего имени" (да мин) у моистов и "большого общего имени" (да гун мин) в "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.). В "Гунсунь Лун-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) У. и чжи [3] ("палец", "показатель") составляют универсальную оппозицию "означаемое - означающее". В понятии У. сочетается также субстанциальный и процессуальный смысл (ср. англ, thing, нем. Ding, франц. chose, лат. res и др. - "вещь", "дело", "обстоятельство"). Чжу Си (12 в.) истолковывал понятие У. в словосочетании гэ У. ("выверение вещей", см. Чжи-син) из "Да сюэ" (4 - 2 вв. до н.э.) как "дела и вещи" (ши У.), а Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.)- как собственно "дела" (ши [3]). В отличие от зап. понятия "вещь", к-рое м.б. применено к человеку только в уничижительном смысле, кит. У. включает и человека: "Указывая на число вещей, говорят: их тьма (десять тыс.). Человек является единицей в этом числе" ("Чжу-ан-цзы"). **Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. С. 85 - 92; Цы хай (Толковый и энциклопедии, словарь "Море слов"). Шанхай, 1948. С. 869; Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэ-сюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 216 - 38; Maspero H. Notes sur la logique de Mo-tseu et de son ecole // TP. 1928. Vol.25. Livr. I. P. 21-22; KarlgrenB. Grammata Serica // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. 1940. №12, №503h-i; Lau D. A Note on Ke Wu // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1967. Vol.30. А.И. Кобзев