У ЮНЬ

Найдено 1 определение
У ЮНЬ
У инь, у чжун, санскр. панча скандха - доел, "пять куч", "пять скоплений". Одна из важнейших категорий учения буддизма о психич. деятельности. Отрицая существование единой, субстанциальной индивид, души, буддизм рассматривает личность как структурно упорядоченную комбинацию дхарм (см. Фа [1], п. 2), распределяющихся по пяти осн. группам (скандха, юнь). Совокупность пяти скандх создает, по буд. представлениям, эмпирич. личность. В учении хинаяны, трактующем "человеч. я" (найратмья, жэнь во) как иллюзорное временное соединение скандх, этот постулат воплотился в тезисе о "человеч. не-я" (пудгаланайратмья, жэнь у во, см. У во). Доктрина махаяны отрицала бытийную реальность не только "человеч. я", но и самих У ю., что выразилось в концепции "дхарменного не-я" (дхарманай-ратмья, фа у во, см. У во). Пять скандх делились на "относящиеся к материальному - рупа, сэ (первая скандха) и "относящиеся к психич." - нама, синь [ I ] (остальные четыре). Первая скандха состоит из "четырех великих первостихий" (махаб-хута, сы да): земли, воды, огня и ветра, формирующих человека и материальный мир. Вторая (шоу, ведана) - "ощущение" - обусловливает способность ощущать приятное, неприятное и нейтральное. Третья (сам-джня, сян [1])- "[способность к созданию] образов" - определяет возможность различения и продуцирования чувств и представлений. Четвертая (самскара, син [3])- "действование" - реализует потенции направленной на образование и изменение психич. и материальных явлений кармич. (см. Е) деятельности, субъект к-рой характеризуется постоянной изменчивостью. Пятая (виджняна, ши [4])- "сознание" - функция психики, сводящая воедино способность к формированию представлений и "действование", дающая мысленную оценку, собирающая и сохраняющая опыт (см. Ба ши). Доктрина У ю., характерная для всех направлений кит. буддизма, оказала значит, влияние на развитие учений о психич. деятельности и познании в средневек. Китае. **Роэенберг О.О. Проблемы буд. философии. Пг., 1918; Его же. Труды по буддизму. М., 1991; Лепехов С.Ю. Психологич. проблемы в "Хридаясутре" // Психологич. аспекты буддизма. Новосиб., 1986; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 212, 278 - 9. А.А. Маслов, Е.А. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь