У ЮЙБИ

Найдено 1 определение
У ЮЙБИ
У Цзыфу, прозв. Канчжай. 1391, Чунжэнь окр. Фучжоу (совр. пров. Цзянси),- 1496. Философ-неоконфуцианец, представитель "учения о принципе" (ли сюэ). Занимался науч. и педагогич. деятельностью у себя на родине, в противовес общепринятым ценностным нормам отказался от сдачи экзаменов на соискание ученой степени. Став известным ученым, несколько раз приглашался на службу ко двору, но неизменно отказывался. Имел многочисленных учеников, среди к-рых были Ху Цзюйжэнь и Чэнь Сяньчжан. Осн. соч. - "Жи лу" ("Повседневные записи"), "Канчжай вэнь цзи" ("Собр. писаний Канчжая"). Должным образом жизни "совершенного мужа" (цзюнь цзы) считал "путь безмятежной бедности и радости" ("Жи лу"), основой образования - "Четверокнижие" ("Сы шу") и "Пять канонов" ("У цзин"), а также труды Чжоу Дуньи, Чэн И, Чэн Хао, Чжан Цзая (11 в.) и Чжу Си (12 в.). Подчеркивал необходимость медитативного "наполнения ("пневмой" -ци [1]) и [само]воспитания (ян [3J) в состоянии покоя" с "самоанализом в движении", т.е. рациональной оценкой своих поступков, с тем чтобы, "сохраняя [в себе] небесный принцип (тянь ли, см. Ли [ 1 ])"- вселенское структурообразующее начало, - "обращать его в человеч. страсти", т.о. облагораживая их (см. Тянь). Человеч. "сердце" (синь [1])-сознание и психика - само по себе кристально чисто, но вследствие телесно-чувственного соприкосновения с вещами окружающего мира "страсти" могут "беспредельно загрязняться". Только их "омовение" (очищение) поможет человеку избежать "превращения в вещь" (хуа юй у, см. У [3]). Осн. препятствия наведению порядка в "охваченной страстями Поднебесной" усматривал в злоупотреблениях чиновников и распространении буддизма. Сведения о жизни и творчестве У Ю. вошли в "Мин ши" ("Историю дин. Мин", 18 в.). Сюй Юаньхэ

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь