У юэ
У ЮЭ
У Мэнся. 1878, Тунчэн пров. Аньхой,- 1905, Пекин. Революционер-демократ. Первоначально разделял реформаторские воззрения Кан Ювэя (1858 - 1927) и Ляп Цичао (1873 - 1929), впоследствии под влиянием нелегальной революц. печати пришел к заключению о необходимости насильств. свержения маньчж. дин. Цин (1644-1911). Организовал тайную "Баодинскую ячейку военного обучения и нац. воспитания", редактировал подпольную газету "Чжили байхуа бао". Восхищался террористич. деятельностью рус. народников 19 в., считал индивид, террор единств, средством революц. подъема масс: "Тайное убийство - причина, революция - следствие". Полагал, что "эпохе революции" должна предшествовать "эпоха террора". Погиб от взрыва бомбы при попытке покушения на группу цинских сановников. Осн. соч. - "Аньша шидай цзысюй" ("Предисловие к эпохе террора"), "У Ю. и шу" ("Завещание У Ю."). *Цзюнь Ши (сост.). Чжунго цзиньдай сысян ши цанькао цзыляо (Избр. материалы по истории кит. мысли нового времени). Пекин, 1957. С. 755 - 63; **Wang Y.C. Chinese Intellectuals and the West (1872 - 1949). Chapel Hill (Calif.), 1966. P. 204, 300.
У юэ
в китайской мифологии пять священных гор: Дун-юэ («Восточный пик») – гора Тайшань, Бэйюэ («Северный пик») – гора Хэншань, Чжунюэ («Срединный пик») – гора Суншань, Наньюэ («Южный пик») – гора Хэншань и Сиюэ («Западный пик») – гора Хуашань. Обозначают стороны света и центр. В период средневековья основной из У юэ считалась гора Тайшань. В даосской традиции известно, что божество восточного пика ведало судьбами людей, западного – всеми металлами, их плавкой, а также пернатыми; срединного – болотами, протоками на земле, а также деревьями; северного – реками, а также дикими зверями, пресмыкающимися и насекомыми; южного – полями на земле, звездами на небе, а также рыбами и драконами. В поздней народной традиции духи У юэ ассоциировались также с вэнь-шэнь. Это группа духов в китайской народной мифологии. Согласно преданию, при династии Суй в царствование императора Вэнь-ди в небе появились пять богатырей. Один из них был в зеленом халате (цвет востока), другой – в белом (запада), третий – в красном (юга), четвертый – в черном (севера) и пятый – в желтом (центра). Каждый из них держал в руке какие-нибудь вещи: один – ковш и кувшин, другой – кожаный мешок и меч, третий – веер, четвертый – молот, а пятый – чайник. От придворного астролога император узнал, что это могущественные духи, соответствующие сторонам света и несущие на землю пять поветрий. В тот год действительно начались повальные болезни. Чтобы умилостивить духов, государь повелел установить в их честь жертвоприношения, а духам пожаловал звания полководцев: духу в зеленом – полководца, проявляющего мудрость, в красном – отзывчивость, в белом – сочувствие, в черном – чувствующего совершенство и в желтом – грозного полководца. Жертвоприношения им совершались 5-го числа 5-й луны.
Источник: Словарь китайской мифологии