У-СИН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

У-СИН
кит.- пять первоэлементов, или пять стихий, правильнее - пять движущих начал), одно из осн. понятий др.-кит. философии. Сложилось и получило распространение в период Чуньцю - Чжаньго [8- 3 вв. до н. э.; по мнению нек-рых исследователей (Ян Юнго) - в период Инь, 14-11 вв. до н. э.]. Ус.- это вода, огонь, дерево, металл и земля; первоначально они, видимо, объединялись понятием уцай (пять исходных материалов, пять видов сырья), к-рое воспринималось как обозначение конкретных вещей. Затем появилось филос. осмысление их как сил и элементов, участвующих в образовании материального мира и являющихся его основой. У-с.характеризует сложная диалектич. связь «жизни - смерти»; дерево рождает огонь, огонь рождает землю (пепел), земля рождает металл, металл рождает воду (на металлич. предметах скапливается роса), вода рождает дерево, замыкая круг жизни; в свою очередь, в круге «смерти - уничтожения» дерево побеждает землю, земля побеждает воду, вода побеждает огонь, огонь побеждает металл, металл побеждает дерево. Учение об У-с.играло важную роль в философии школы иньянцзя и в неоконфуцианстве (Чжоу Дунъи).

Источник: Советский философский словарь

У СИН [1]
Пять элементов" ("пять стихий", правильнее - "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов"). Одна из основополагающих категорий кит. философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно к-рой все осн. параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру. Этимология. значение иероглифа син [3]- "перекресток дорог" - определяет его семантику - "ряд", "шеренга", "движение", "ходьба". У с. в т.н. космогонич. порядке суть "вода", "огонь", "металл", "дерево", "почва". Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены пяти рядов-классов, на к-рые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, к-рые связаны с "огнем", "водой" и т.п. не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреч. философии, а функционально. В генетич. смысле У с. также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа - изнач. "Хаоса" (хунь дунь) или "Великого предела" (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: "пять сторон света", "пять времен года", "пять чисел", "пять благодатей", "пять пневм", "пять цветов", "пять вкусов" и т.д., У с. образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков У с., связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами. Важнейшие среди этих порядков - "взаимопорождение" ("дерево" - "огонь" - "почва" - "металл" - "вода" - "дерево") и "взаимопреодоление" ("почва" - "дерево" - "металл" - "огонь" - "вода" - "почва") преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрич. плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы. Истоки учения об У с. восходят к древнейшим (конец 2 тыс. до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан - "пять сторон света", у фэн - "пять ветров-направлений") или более поздним (1-я пол. 1-го тыс. до н.э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу - "шесть складов", у цай - "пять материалов"). В "Гуань-цзы" (3 в. до н.э.) говорится, что У с. были созданы мифич. императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Древнейший текст, излагающий систематизированные представления об У с., - гл. "Хун фань" из "Шу цзина". Развитую форму учение об У с. обрело в 4 - 2 вв. до н.э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно стало неотъемлемой частью практически всех филос. и науч. построений, а в наст, время продолжает играть ведущую роль в теории кит. медицины. ** Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжун-шу // Китай. Япония. История и филология. М., 1961; Кобзев А.И. Пять элементов и "магич." фигуры "И цзина" // 12-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1981; Его же. Классификационная схема "пять элементов" -у син // 13-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1982; Его же. О категориях традиц. кит. философии // НАА. 1982. №1; Его же. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994. Гл. 4. А.И. Кобзев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Социальная интеграция мигрантов как способ сохранения гомеостазиса системы-реципиента: социально-син

Горинова Елена Валерьевна
В статье рассматривается проблема социальной интеграции мигрантов в систему принимающего общества как способ сохранения его социальной стабильности. В качестве методологии исследования выступает социально-синергетический подход.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие природы-син в годяньском тексте «Природа исходит из судьбы»

Блажкина Анастасия Юрьевна
Данная статья посвящена исследованию вопроса о природе человека ( жэнь чжи син ) в трактате «Природа исходит из судьбы». Он входит в корпус годяньских рукописей древних философских произведений.

Похожие термины:

  • СИН БИН

    Син Шумин. 932, Цзиинь окр. Цаочжоу (северо-запад совр. уезда Цаосянь пров. Шаньдун), - 1010. Каноновед (см. Цзин сюэ). Был академиком Ханьлинь академии, главой ведомства ритуалов. Ввел в программу экзамено
  • ЧЖЭН СИН

    Чжэн Шаогун. 1 в. Каноновед. Уроженец Кайфэна обл. Хэнань (совр. пров. Хэнань). Сведения о жизни и творчестве Ч. С. содержатся в "Хоу Хань шу" ("История Поздней дин. Хань", 5 в.). Имел титул советника 2-го ран
  • ЧЖИ—СИН

    знание—действие) — терминологическая оппозиция, выражающая соотношение двух специфических категорий китайской философии: чжи — «[действенное] знание» («сознание», «познание», «разумность», «му
  • ЦЗЯНЬ-СИН

    Кит.) "Небеса Разума", Вселенская Мыслеоснова и Махат, когда прилагается к плану дифференциации; "Тянь-Син" (см.), когда относится к Абсолюту.
  • СИН ФЭНЬСЫ

    Сии Бэньсы. 7.11.1929, уезд Шэнсянь пров. Чжэцзяк. Философ, выпускник Пекинского ин-та рус. яз., учился в Ин-те марксизма-ленинизма при ЦК КПК, аспирантуре Ин-та философии АН Китая. Был уч. секретарем, зам.
  • Фу-син

    в китайской мифологии божество счастья, одно из божеств триады звездных духов-Саньсин: божества счастья Фу-син, карьеры – Лу-син и долголетия – Шоу-син. На народных картинах изображается со свитко
  • Хо-син

    в поздней китайской мифологии один из духов огня, воплощение планеты Марс. Обычно изображается в виде свирепого трехглазого существа с красным лицом и шестью руками, в каждой из которых он держит
  • Куй-син

    в китайской мифологии мудрый бог первой звезды Большой Медведицы, покровитель экзаменов, один из помощников Вэнчана. Изображался стоящим на одной ноге, с кистью и ковшом в руках.
  • Сань син

    в китайской народной мифологии триада звездных духов, связанных с определенными небесными телами и благополучием в человеческой жизни. К этой триаде относятся бог карьеры Лу-син, бог счастья Фуси
  • СИН ШАО

    Син Цзыцай. 496, Мао обл. Хэцзянь (к северу от совр. Жэньцю пров. Хэбэй), - ? Мыслитель-атеист, литератор. Сведения о жизни и творчестве содержатся в "Бэй Ци шу" ("История Сев. Ци", 7 в.). Служил в администраци
  • Шоу-син

    кит.) – «звезда долголетия» – бог долголетия, а также название звезды Канопус. Считалось, что появление этой звезды на небосводе предвещает долгоденствие стране и ее государю, а ее отсутствие – во
  • ШУ СИН

    7 в. до н.э. Министр царства Чжоу, затем - царства Сун. Согласно "Цзо чжуани" (5 в. до н.э.), выступал против мистич. истолкования его современниками нек-рых загадочных природных явлений (падения метеорит
  • ТЯНЬ-СИН

    великан, воевавший с Хуан-ди за право на власть над духами. Хуан-ди победил и отрубил голову Син-Тяню.