кит.- пять первоэлементов, или пять стихий, правильнее - пять движущих начал), одно из осн. понятий др.-кит. философии. Сложилось и получило распространение в период Чуньцю - Чжаньго [8- 3 вв. до н. э.; по мнению нек-рых исследователей (Ян Юнго) - в период Инь, 14-11 вв. до н. э.]. Ус.- это вода, огонь, дерево, металл и земля; первоначально они, видимо, объединялись понятием уцай (пять исходных материалов, пять видов сырья), к-рое воспринималось как обозначение конкретных вещей. Затем появилось филос. осмысление их как сил и элементов, участвующих в образовании материального мира и являющихся его основой. У-с.характеризует сложная диалектич. связь «жизни - смерти»; дерево рождает огонь, огонь рождает землю (пепел), земля рождает металл, металл рождает воду (на металлич. предметах скапливается роса), вода рождает дерево, замыкая круг жизни; в свою очередь, в круге «смерти - уничтожения» дерево побеждает землю, земля побеждает воду, вода побеждает огонь, огонь побеждает металл, металл побеждает дерево. Учение об У-с.играло важную роль в философии школы иньянцзя и в неоконфуцианстве (Чжоу Дунъи).
У-СИН
У-СИН
Источник: Советский философский словарь
У СИН [1]
Пять элементов" ("пять стихий", правильнее - "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов"). Одна из основополагающих категорий кит. философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно к-рой все осн. параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру. Этимология. значение иероглифа син [3]- "перекресток дорог" - определяет его семантику - "ряд", "шеренга", "движение", "ходьба". У с. в т.н. космогонич. порядке суть "вода", "огонь", "металл", "дерево", "почва". Это не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены пяти рядов-классов, на к-рые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, к-рые связаны с "огнем", "водой" и т.п. не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреч. философии, а функционально. В генетич. смысле У с. также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа - изнач. "Хаоса" (хунь дунь) или "Великого предела" (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: "пять сторон света", "пять времен года", "пять чисел", "пять благодатей", "пять пневм", "пять цветов", "пять вкусов" и т.д., У с. образуют сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков У с., связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами. Важнейшие среди этих порядков - "взаимопорождение" ("дерево" - "огонь" - "почва" - "металл" - "вода" - "дерево") и "взаимопреодоление" ("почва" - "дерево" - "металл" - "огонь" - "вода" - "почва") преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрич. плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы. Истоки учения об У с. восходят к древнейшим (конец 2 тыс. до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан - "пять сторон света", у фэн - "пять ветров-направлений") или более поздним (1-я пол. 1-го тыс. до н.э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу - "шесть складов", у цай - "пять материалов"). В "Гуань-цзы" (3 в. до н.э.) говорится, что У с. были созданы мифич. императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Древнейший текст, излагающий систематизированные представления об У с., - гл. "Хун фань" из "Шу цзина". Развитую форму учение об У с. обрело в 4 - 2 вв. до н.э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно стало неотъемлемой частью практически всех филос. и науч. построений, а в наст, время продолжает играть ведущую роль в теории кит. медицины. ** Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжун-шу // Китай. Япония. История и филология. М., 1961; Кобзев А.И. Пять элементов и "магич." фигуры "И цзина" // 12-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1981; Его же. Классификационная схема "пять элементов" -у син // 13-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1982; Его же. О категориях традиц. кит. философии // НАА. 1982. №1; Его же. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994. Гл. 4. А.И. Кобзев