У ЧЭН

Найдено 1 определение
У ЧЭН
У Хуаньцин, прозв. Цаолу сяньшэн ("учитель из Соломенной хижины"). 1243, Чунжэнь обл. Фуч-жоу (совр. пров. Цзянси),- 1313. Мыслитель, ученый. Занимал высокие посты в Гос. академии (Гоцзы) и Ханьлинь академии. Был популярен у современников наравне с Сюй Хэном. Соч. "У цзин цзуань янь" ("Компиляции в "Пяти канонах"), "Цаолу цзинъ юй" ("Лучшие высказывания [учителя из] Соломенной хижины"), "Дао дэ цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. к "Канону дао и дэ") и др. вошли в сб. "Цаолу У Вэньчжэн-гун цюань цзи" ("Поли. собр. соч. У - князя Культурной Правильности из Соломенной хижины). Стремился к примирению двух ставших ведущими неоконф. доктрин - Чжу Си и Лу Цзююаня (12 в.), предложил эклектич. версию соотношения категорий ли [1] ("принцип", структурообразующее начало), ци [1] (материалообразующая "пневма") и син [1] ("[индивид.] природа" человека или вещи). "Принцип" является "сувереном" (чжу цзай), управляющим началом для "двух [видов] пневмы"- инь ян, а также для "пяти добродетелей и пяти страстей" (у дэ у юй, см. Дэ [1]), т.е. для всего упорядоченного многообразия процессов и функций во Вселенной; в то же время "принцип находится в пневме, изначально не отделим от нее". Считал "[индивид.] природу" имманентной "пневме" и, по учению Чжу Си, тождественной "принципу". Последний по отношению к человеку предстает "[индивид.] природой", заключающейся в "гуманности" (жэнь [2]), "должной справедливости" (и [1]), этико-ритуальной "благопристойности" (ли [2]), "разумности" (чжи [1]) ("Цаолу цзин юй"). Считал "сохранение сердца" (цунь синь, см. Синь [1]) и "уяснение принципа" (мин ли), т.е. постижение глубин собств. сознания вплоть до обнаружения в нем единого с мирозданием "принципа", гл. задачей познания. Полагал "актуализацией разумности" (чжи чжи юн, см. Чжи [1], Ти - юн) "одухотворение (лин) сердца" познающего субъекта, т.е. выход его сознания за границы логико-дискурсивного мышления в сферу тончайшей духовной субстанции. "Корнем" (глубинной задачей) учебы предлагал считать пробуждение "благодатной (дэ [1]) [индивид.] природы", т.е. реализацию максимума заложенных в человеке от природы возможностей. Развивал положения Чжу Си о "выверении вещей" (гэ у, см. У [3]), "искренности помыслов" (чэн и, см. Чэн [1]), "сохранении почтительной осторожности (цзин [4])" как гл. принципе мышления и действия, "сосредоточенности на едином" (чжу и), т.е. медитативной концентрации на онтологич. сути мироздания. В обл. каноноведения (см. Цзин сюэ) гл. усилия сосредоточивал на обосновании компилятивного характера конф. канонов и положения о произвольной перестановке их обработчиками фрагментов текста (в части., на примере "Ли цзи" в версии Дай Шэна, 1 в. до н.э.). *Дао дэ чжэнь цзин чжу (Резюмирующий коммент, на "Истинный канон дао и дэ"). Цз. 1 - 4 // Цзы шу бай цзя (Книги философов ста школ). Т. 101. Учан, 1875; **Кучера С. Проблема преемственности кит. культурной традиции при дин. Юань // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972; Forke A. Geschichte der neueren chinesischen Philosophie. Hamb., 1938. S. 290 - 7.

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • У ЧЭН, У Юцин, У Цаолу

    12491333), кит. ученый и философ-неоконфуцианец. Род. в Чунжэне (окр. Фучжоу, пров. Цзянси). Был ректором ун-та Го-цзы сюэ (1308) и главой имп. академии Ханьлинь (1321). Автор комм. к многочисл. конфуцианским и дао
  • ЧЭН

    братья: Хао (Чэн Бочунь, Чэн Миндао; 1032, Лоян -7.7.1085, там же) и И (Чэн Чжэшу, Чэн И чу а н ь; 1033, Лоян -5.10.1107, там же), основоположники неоконфуцианства, совместно разработавшие ряд его осн. идей. Племянники
  • ЧЭН - ЧЖУ ШКОЛА

    Чэн - Чжу сюэ пай. Назв., объединяющее идейные течения последователей братьев Чэн - Чэн И и Чэн Хао (11 - 12 вв., Лоянская школа - Ло сюэ), а также Чжу Си (12 в., Каотинская школа). придавшего учению доктриналь
  • ЧЭН ЧЖУНЪИН

    Cheng Chung-ying). 29.9.1935. Философ, историк философии, представитель "третьего поколения" постконфуцианства. В 1956 окончил Тайваньский нац. ун-т по лит-ре и философии. Изучал философию и логику в США, в 1958 полу
  • ДА ЧЭН ЦИ СИНЬ ЛУНЬ

    Махаяна шраддхотпада шастра" ("Шастра о пробуждении веры в махаяну") - один из гл. канонич. текстов кит. буддизма махаяны. Наряду с осн. махаянскими сутрами входил в обязательную программу теоретич. п
  • ДЗОГ-ЧЭН

    тиб. «великое совершенство ». Высшая, девятая, йога традиции Ньингма-па (см.). В прошлом считалась тайным эзотерическим учением, доступным лишь отдельным ньингмапинским йогинам. После эмиграции тиб
  • ЧЭН ХАО

    Ч э н M и н - д а о) (1032–1085) – кит. философ-неоконфуцианец, брат Чэн И. Разделял взгляды Чэн И относительно первенствующей роли принципа "ли" по сравнению с материей ци. В учении Ч. X. новую интерпретацию
  • Чэн-хуан

    кит.) – «городская стена, обнесенная рвом» – бог. города, заставляющий духов своей местности охранять город от Засухи и эпидемий. Ч.-х. обычно изображали в облике сановника высшего ранга. В каждом г
  • ЧЭН И

    1033–1108) – кит. философ-неоконфуцианец, брат Чэн Хао и племянник Чжан Цзая. Согласно традиции, взгляды Ч. И и Чэн Хао отождествлялись, однако совр. исследователи обнаружили существ. различия в учения
  • САНЬ ЧЭН

    Санскр. триана, "три колесницы" - термин, используемый буддизмом махаяны (да чэн - "великая колесница") для доказательства превосходства этого направления над др. и обозначающий степени посвящения в
  • ЧЭН СЮАНЬИН

    Чэн Цзыши. 7 в. Даос, монах, ученый. Уроженец окр. Шаньчжоу (на территории совр. уезда Шаньсянь пров. Хэнань). Жил отшельником в обл. Дунхай (совр. пров. Цзянсу). В 631 был приглашен императором Тай-цзуном
  • Жуй Чэн

    в древнекитайской мифологии мудрец и маг, изобретатель календаря, владевший секретом бессмертия и возвращения молодости. Его также считают учителем Хуан-ди.
  • ЖУН ЧЭН

    У даосов легендарный маг, наставник Хуанди, изобретатель календаря, учивший, что мужскую силу Ян необходимо пополнять за счет женской силы Инь; таким образом — при регулярном пополнении Ян — можн