У ЧЭН
У ЧЭН
У Хуаньцин, прозв. Цаолу сяньшэн ("учитель из Соломенной хижины"). 1243, Чунжэнь обл. Фуч-жоу (совр. пров. Цзянси),- 1313. Мыслитель, ученый. Занимал высокие посты в Гос. академии (Гоцзы) и Ханьлинь академии. Был популярен у современников наравне с Сюй Хэном. Соч. "У цзин цзуань янь" ("Компиляции в "Пяти канонах"), "Цаолу цзинъ юй" ("Лучшие высказывания [учителя из] Соломенной хижины"), "Дао дэ цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. к "Канону дао и дэ") и др. вошли в сб. "Цаолу У Вэньчжэн-гун цюань цзи" ("Поли. собр. соч. У - князя Культурной Правильности из Соломенной хижины). Стремился к примирению двух ставших ведущими неоконф. доктрин - Чжу Си и Лу Цзююаня (12 в.), предложил эклектич. версию соотношения категорий ли [1] ("принцип", структурообразующее начало), ци [1] (материалообразующая "пневма") и син [1] ("[индивид.] природа" человека или вещи). "Принцип" является "сувереном" (чжу цзай), управляющим началом для "двух [видов] пневмы"- инь ян, а также для "пяти добродетелей и пяти страстей" (у дэ у юй, см. Дэ [1]), т.е. для всего упорядоченного многообразия процессов и функций во Вселенной; в то же время "принцип находится в пневме, изначально не отделим от нее". Считал "[индивид.] природу" имманентной "пневме" и, по учению Чжу Си, тождественной "принципу". Последний по отношению к человеку предстает "[индивид.] природой", заключающейся в "гуманности" (жэнь [2]), "должной справедливости" (и [1]), этико-ритуальной "благопристойности" (ли [2]), "разумности" (чжи [1]) ("Цаолу цзин юй"). Считал "сохранение сердца" (цунь синь, см. Синь [1]) и "уяснение принципа" (мин ли), т.е. постижение глубин собств. сознания вплоть до обнаружения в нем единого с мирозданием "принципа", гл. задачей познания. Полагал "актуализацией разумности" (чжи чжи юн, см. Чжи [1], Ти - юн) "одухотворение (лин) сердца" познающего субъекта, т.е. выход его сознания за границы логико-дискурсивного мышления в сферу тончайшей духовной субстанции. "Корнем" (глубинной задачей) учебы предлагал считать пробуждение "благодатной (дэ [1]) [индивид.] природы", т.е. реализацию максимума заложенных в человеке от природы возможностей. Развивал положения Чжу Си о "выверении вещей" (гэ у, см. У [3]), "искренности помыслов" (чэн и, см. Чэн [1]), "сохранении почтительной осторожности (цзин [4])" как гл. принципе мышления и действия, "сосредоточенности на едином" (чжу и), т.е. медитативной концентрации на онтологич. сути мироздания. В обл. каноноведения (см. Цзин сюэ) гл. усилия сосредоточивал на обосновании компилятивного характера конф. канонов и положения о произвольной перестановке их обработчиками фрагментов текста (в части., на примере "Ли цзи" в версии Дай Шэна, 1 в. до н.э.). *Дао дэ чжэнь цзин чжу (Резюмирующий коммент, на "Истинный канон дао и дэ"). Цз. 1 - 4 // Цзы шу бай цзя (Книги философов ста школ). Т. 101. Учан, 1875; **Кучера С. Проблема преемственности кит. культурной традиции при дин. Юань // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972; Forke A. Geschichte der neueren chinesischen Philosophie. Hamb., 1938. S. 290 - 7.