(Turretin, Francis, 16231687). Кальвинистский теолог. Внук итальянского протестанта, эмигрировавшего в Женеву, и сын Бенедикта Тюрретена, крупного швейцарского теолога нач. XVIIв. Бенедикт Тюрретен был активным последователем ортодоксального кальвинистского учения, сформулированного на Дортском синоде (161819), популяризировал дортские каноны в Швейцарии и Франции. Франсис был сторонником того же направления кальвинизма; известен прежде всего тем, что придал ортодоксальному кальвинизму схоластическую форму.
Тюрретен родился и умер в Женеве, но учился во многих теологических центрах Женеве, Лейдене, Утрехте, Париже, Сомюре, Монтбане, Нимсе. В 1647 г. назначен пастором итальянской конгрегации в Женеве, в 1653 г. получил звание профессора теологии. Мягкий и отзывчивый человек, он известен бескомпромиссностью своих кальвинистских убеждений. В 1675 г. опубликовал " Гельветическую согласительную формулу" (Formula Consensus Helvetica), а в 1688 г. знаменитый четырехтомный труд "Наставление" (Institutio ), один из самых полных сводов кальвинистской схоластики. После смерти Тюрретена его пасторскую и педагогическую деятельность продолжил сын ЖанАльфонс (16711737), крый, в отличие от отца, стремился отойти от схоластических кальвинистских норм.
Теология Тюрретена в общих чертах представляет собой то, что называется кальвинистской ортодоксией в традиции Теодора Безы и голландских теологовантиарминиан. К-ром е того, она отражает идею буквальной библейской богодухновенности, в соответствии с Формулой Гельветического согласия 1675 г. Вклад Тюрретена в данную теологию заключается в том, что он выработал исчерпывающую и четкую вероучительную позицию. В рамках кальвиновской теологии Тюрретен формулировал догматы, развивая библейские начала и тщательно подбирая словесную форму. Кальвин, в большей мере ориентировавшийся на гуманистическую ученость, допускал противоречия и неразрешенные проблемы; Тюрретен же стремился создать максимально полную систему логических заключений, края могла бы опровергнуть неортодоксальные толкования и представляла бы собой библейскую и завершенную теологию. Учительные положения, выведенные из "декретов Божьих ", составили для Тюрретена основу его подхода ко всей теологии. Кальвиновская ортодоксия, т.о., сосредоточилась большей частью на идеях предопределения, осуждения на муки, а также спасения через непосредственно сообщенную благодать.
Такого рода ортодоксия не утвердилась в XVIII в. Проблемы библейских текстов рассматривались теологами, продолжавшими использовать экзегезу гуманистов, и теми, кто подвергал сомнению ортодоксальные идеи буквальной библейской богодухновенности (Гельветическое согласие) и непогрешимости Св. Писания (Бельгийское исповедание). К-ром е того, теологи (в т.ч. и сын Тюрретена) отказывались от использования четких и конкретных формулировок, разделявших протестантов, в пользу самых общих вероучительных положений (Апостольский символ), позволявших достичь единства. Тем не менее теологию Тюрретена возродили в XIX в. американские пресвитериане из Принстонской теологической школы, и прежде всего Ч. Ходж. "Наставление" Тюрретена было переиздано в 1847 г. и стало классическим учебником американского пресвитерианства.
R.G. VanderMolen (пер. Ю.Т.) Библиография: J. W. Beardslee, III, ed. and tr., Reformed Dogmasties and "Theological Development at Geneva Under Francis and JeanAlphonse Turretin, 16481737", Ph.D. diss., Yale University; J. Good, History of the Swiss Reformed Churches since the Reformation; J.H.Leith, An Introduction to the Reformed Tradition; G. Marsden, Fundamentalism and American Culture; NCE, XIV, 348; H. Heppe, Reformed Dogmatics.
См. также: Старая принстонская теология; Схоластика, протестантская.