группа либерально-протест. богословов 19 в., виднейшим представителем к-рой был Ф. К, Баур. В начале своей деятельности ее поддерживал Д. Штраус. Иногда ее называют ново-тюбингенской школой, в отличие от группы тюбингснских теологов 18 в. Т. ш. внесла вклад в исследование истории первонач. христианства, в библ. критику. Баур и его последователи доказали, что в Новом завете отражена борьба различных тенденций и направлений в христианстве, вскрыли противоречия, содержащиеся в евангелиях.
ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА
ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА
Источник: Атеистический словарь
ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА
направление в нем. протестантской теологии. 1-й период в истории Т. ш. (1777–97) связан с деятельностью X. Г. Шторра и характеризуется сочетанием супранатурализма с просветит. тенденциями; в этой атмосфере прошли юношеские годы Гегеля, Шеллинга, Гельдерлина. В 1830 возникла т.н. новая Т. ш., основанная гегельянцем Ф. X. Бауром. Его последователи, стремясь выявить в текстах Нового завета диалектику противоборствующих тенденций, перешли к их критике, идущей "...настолько далеко, насколько это возможно для т е о л о г и ч е с к о й школы" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с.473). Именно в работах Т. ш. выкристаллизовался ряд общих мест старой библейской критики, впоследствии воспринятых мифологич. школой (регистрация противоречий между различными евангелиями, гипотеза о евангелии от Марка как самом раннем, предположение о позднем происхождении ряда посланий апостола Павла, интерпретация раннего христианства как синтеза между стоицизмом и эллинизированным иудаизмом и т.п.). Особое значение имели работы Д. Ф. Штрауса и Б. Бауэра, оказавшие влияние на Ренана, на либеральную нем. теологию конца 19 – нач. 20 вв.; материал этих работ широко использовал Ф. Энгельс. Против Т. ш. выступили теологи консервативного направления во главе с Гонстенбергом. К 60-м гг. 19 в. Т. ш. распалась. Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и первоначальное христианство, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Leube M., Geschichte des T?binger Stifts, Bd 1–3, Stuttg., 1921–36. С. Аверинцев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА
группа связанных с теологич. факультетом Тюбинг, ун-та нем. Либерально-протестантских богословов, выпустивших во второй трети прошлого века ряд книг но истории первонач. христианства. В отличие от группы тюбингенских богословов конца XVIII в. иногда именуется ново-тюбингенской школой. Основателем и гл. деятелем Т. ш. был Ф. X. Баур, другие ее представители - Швеглер, Кестлин, Гильгенфельд, Э. Целлер, Планк, Фолькмар.
На первом этапе своей деятельности к ней принадлежал и Д. Штраус. Выход в свет его «Жизни Иисуса» в какой-то мере стимулировал консолидацию Т. ш. на более консерват. позициях - появившиеся впоследствии работы ее представителей были в нек-рой степени реакцией на книгу Штрауса. Будучи богословами, деятели Т. ш. все же сделали немало ценного для критич. исследования истории первонач. христианства и для библ. критики вообще. Ф. Энгельс, характеризуя Т. ш., писал: «В критическом исследовании она заходит настолько далеко, насколько это возможно для теологической школы. Она признает, что все четыре евангелия являются не рассказами очевидцев, а позднейшими переработками утерянных писаний и что из посланий, приписываемых апостолу Павлу, подлинными являются не больше четырех и т. д. Она вычеркивает из исторического повествования как неприемлемое все чудеса и все противоречия, но из остального она пытается «спасти то, что еще можно спасти», и в этом очень ясно проявляется ее характер как школы теологов. ...Но уж во всяком случае все то, что Тюбингенская школа отвергает в Новом завете как неисторическое или подложное, можно считать для науки окончательно устраненным» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 22, с. 473).
На первом этапе своей деятельности к ней принадлежал и Д. Штраус. Выход в свет его «Жизни Иисуса» в какой-то мере стимулировал консолидацию Т. ш. на более консерват. позициях - появившиеся впоследствии работы ее представителей были в нек-рой степени реакцией на книгу Штрауса. Будучи богословами, деятели Т. ш. все же сделали немало ценного для критич. исследования истории первонач. христианства и для библ. критики вообще. Ф. Энгельс, характеризуя Т. ш., писал: «В критическом исследовании она заходит настолько далеко, насколько это возможно для теологической школы. Она признает, что все четыре евангелия являются не рассказами очевидцев, а позднейшими переработками утерянных писаний и что из посланий, приписываемых апостолу Павлу, подлинными являются не больше четырех и т. д. Она вычеркивает из исторического повествования как неприемлемое все чудеса и все противоречия, но из остального она пытается «спасти то, что еще можно спасти», и в этом очень ясно проявляется ее характер как школы теологов. ...Но уж во всяком случае все то, что Тюбингенская школа отвергает в Новом завете как неисторическое или подложное, можно считать для науки окончательно устраненным» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 22, с. 473).
ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА
1) направление в нем. протестантской теологии, развивавшееся в ун-те г. Тюбингена (отсюда назв.). Первый период в истории Т. ш. (1777-97) связан с деятельностью X. Г. Шторра и характеризуется сочетанием супранатурализма с просветит. тенденциями; эти умонастроения были господствующими в Тюбингенском теологич. ин-те, когда в нем учились Гегель, Шеллинг, Гельдерлин. В 1830 возникла т. н. новая Т. ш., основанная гегельянцем Ф. X. Бауром. Его последователи, стремясь выявить в текстах Нового завета диалектику противоборствующих тенденций, перешли к их критике, идущей «...настолько далеко, насколько это возможно для теологической школы» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22, с. 473). Именно в работах представителей Т. ш. выкристаллизовался ряд положений библейской критики, впоследствии воспринятых мифологяч. школой (регистрация противоречий между различными Евангелиями, гипотеза о Евангелии от Марка как самом раннем, предположение о позднем происхождении ряда посланий апостола Павла, интерпретация раннего христианства как синтеза между стоицизмом и эллинизированным иудаизмом и т. п.). Особое значение имели работы Д. Ф. Штрауса и Б. Бауэра, оказавшие влияние на Э. Ренана, на либеральную нем. теологию кон. 19 - нач. 20 вв.; материал этих работ широко использовал Ф. Энгельс. Против Т. ш. выступили теологи консервативного направления во главе с Генстенбергом. К 60м гг. 19 в. Т. ш. распалась. 2) Направление в нем. католич. теологии 19 в., развивавшееся в ун-те г. Тюбингена (И. А. Мелер, И. Кун, К. И. Хефеле и др.); испытало влияние нем. идеализма и романтизма, характеризовалось известной оппозиционностью офиц. схоластич. направлению, подготовило идеологию отколовшейся от Ватикана старокатолич. церкви.
Источник: Советский философский словарь
Тюбингенская школа
(Tubingen
School). Консервативная теологическая школа кон. XVIIIнач. XIX в., основанная в Тюбингене профессором X. Г. Шторром (17461805). Она подчеркивала супранатуралистический характер откровения и Библии. К-ром е того, католическая Тюбингенская школа пыталась в кон. XIX в. примирить церковное учение с современной философией и библеистикой.
Однако самой известной Тюбингенской школой была школа, возглавляемая Ф.Х. Бауром (17921860). Он открыл новые пути в изучении НЗ и возглавил самое спорное направление библейской критики сер. XIX в.
Главное достижение этой школы заключается в том, что она привлекла внимание к разным теологическим пластам внутри самого НЗ и утвердила принцип чисто исторического понимания Библии. Были тщательно изучены синоптические евангелия и Ин и разница между ними, послания, приписываемые ап. Павлу, и подлинные послания ап. Павла и других деятелей ранней Церкви. Баур находился под влиянием идеалистической философии; он отвергал супранатурализм и пытался применить гегелевскую диалектику к изучению НЗ. Он обнаружил, что НЗ отражает не однородное развитие, но глубинное противоборство двух направлений, национального и универсального, иудейской Церкви Петра и эллинистической языческой Церкви Павла. Авторы н.з. книг стремились примирить конфликт между ранней теологией Петра и более поздней теологией Павла с помощью нового синтеза. Баурсчитал, что подлинность разных книг можно установить по степени, раскрывавшей "тенденции" этого конфликта. К-ром е того, он проследил сходное диалектическое противоборство в истории Церкви.
Хотя Баур начал преподавать в Тюбингене в 1826 г., считается, что школа была создана в 1835 г., когда появилась книга его ученика Д.Ф. Штрауса "Жизнь Иисуса". Она ознаменовала формальный разрыв между старой консервативной школой и новым радикальным антисупранатурализмом. Сам Баур рассматривал личность Христа через призму гегелевских категорий и видел в Нем воплощение идеи, имевшей более универсальное значение, чем конкретная личность Иисуса. Вскоре был создан кружок молодых преподавателей, во главе крого встал Э. Целлер. В 1842 г. он начал выпускать и редактировать жл TubingertheologischeJahrbucher. (Журнал выходил до 1857 г., а позднее возродился под названием Zeitschrift fur wissenschaftliche Theologie (18581914) под руководством одного из наиболее радикальных последователей Баура, А. Гильгенфельда.) К кон. 1840х гг. Тюбингенская школа подверглась суровой критике, и многие ученые стали постепенно уходить из нее. Сам Баур оказался в полном одиночестве в Тюбингенском университете, а также в немецкой академической среде. В последние годы он работал над многотомной историей Церкви, анализируя ее с позиций натурализма и объясняя все события как совокупность политических, общественных, культурных и интеллектуальных причин, без всякого Божьего вмешательства. Эта школа существовала сравнительно недолго. Она подчеркивала диалектический конфликт в ранней христианской Церкви и оспаривала авторство большинства посланий ап. Павла. Школа стояла на антисупранатуралистических позициях. Это способствовало развитию историкокритического подхода к Библии, отрицавшего всякое божественное участие в ее создании.
R. V. pierard (пер. А. К.) Библиография: Н. Harris, The Tubingen School; P. С. Hodgson, The Formation of Historical Theology: A Study ofF. С. Baur; K. Barth, Protestant Theology in the Nineteenth Century; a. Heron,/! Century of Protestant Theology; C. Brown, NIDCC, 98788.
См. также: Баур, Фердинанд Христиан; Либерализм в теологии; Штраус, Давид Фридрих.
School). Консервативная теологическая школа кон. XVIIIнач. XIX в., основанная в Тюбингене профессором X. Г. Шторром (17461805). Она подчеркивала супранатуралистический характер откровения и Библии. К-ром е того, католическая Тюбингенская школа пыталась в кон. XIX в. примирить церковное учение с современной философией и библеистикой.
Однако самой известной Тюбингенской школой была школа, возглавляемая Ф.Х. Бауром (17921860). Он открыл новые пути в изучении НЗ и возглавил самое спорное направление библейской критики сер. XIX в.
Главное достижение этой школы заключается в том, что она привлекла внимание к разным теологическим пластам внутри самого НЗ и утвердила принцип чисто исторического понимания Библии. Были тщательно изучены синоптические евангелия и Ин и разница между ними, послания, приписываемые ап. Павлу, и подлинные послания ап. Павла и других деятелей ранней Церкви. Баур находился под влиянием идеалистической философии; он отвергал супранатурализм и пытался применить гегелевскую диалектику к изучению НЗ. Он обнаружил, что НЗ отражает не однородное развитие, но глубинное противоборство двух направлений, национального и универсального, иудейской Церкви Петра и эллинистической языческой Церкви Павла. Авторы н.з. книг стремились примирить конфликт между ранней теологией Петра и более поздней теологией Павла с помощью нового синтеза. Баурсчитал, что подлинность разных книг можно установить по степени, раскрывавшей "тенденции" этого конфликта. К-ром е того, он проследил сходное диалектическое противоборство в истории Церкви.
Хотя Баур начал преподавать в Тюбингене в 1826 г., считается, что школа была создана в 1835 г., когда появилась книга его ученика Д.Ф. Штрауса "Жизнь Иисуса". Она ознаменовала формальный разрыв между старой консервативной школой и новым радикальным антисупранатурализмом. Сам Баур рассматривал личность Христа через призму гегелевских категорий и видел в Нем воплощение идеи, имевшей более универсальное значение, чем конкретная личность Иисуса. Вскоре был создан кружок молодых преподавателей, во главе крого встал Э. Целлер. В 1842 г. он начал выпускать и редактировать жл TubingertheologischeJahrbucher. (Журнал выходил до 1857 г., а позднее возродился под названием Zeitschrift fur wissenschaftliche Theologie (18581914) под руководством одного из наиболее радикальных последователей Баура, А. Гильгенфельда.) К кон. 1840х гг. Тюбингенская школа подверглась суровой критике, и многие ученые стали постепенно уходить из нее. Сам Баур оказался в полном одиночестве в Тюбингенском университете, а также в немецкой академической среде. В последние годы он работал над многотомной историей Церкви, анализируя ее с позиций натурализма и объясняя все события как совокупность политических, общественных, культурных и интеллектуальных причин, без всякого Божьего вмешательства. Эта школа существовала сравнительно недолго. Она подчеркивала диалектический конфликт в ранней христианской Церкви и оспаривала авторство большинства посланий ап. Павла. Школа стояла на антисупранатуралистических позициях. Это способствовало развитию историкокритического подхода к Библии, отрицавшего всякое божественное участие в ее создании.
R. V. pierard (пер. А. К.) Библиография: Н. Harris, The Tubingen School; P. С. Hodgson, The Formation of Historical Theology: A Study ofF. С. Baur; K. Barth, Protestant Theology in the Nineteenth Century; a. Heron,/! Century of Protestant Theology; C. Brown, NIDCC, 98788.
См. также: Баур, Фердинанд Христиан; Либерализм в теологии; Штраус, Давид Фридрих.
Источник: Теологический энциклопедический словарь