(взгляды на него)
(Millennium, Views of the). Это учение восходит к Откр 20:110, где автор описывает, как Сатана будет скован на тысячу лет и низвержен в бездну. После пленения дьявола воскреснут христианские мученики; они оживут и будут царствовать с Христом тысячу лет. В это время должны воплотиться чаяния об идеальном человеческом обществе, где будут царить мир, свобода, материальное благополучие и закон справедливости. Исполнятся обетования в.з. пророков, крые предсказывали земное благоденствие для народа Божьего.
Милленаризм (или хилиазм) обращается к проблемам, крые часто упускают из виду другие эсхатологические воззрения. Хотя большинство христианских теологов размышляет о смерти, бессмертии, конце мира, Страшном суде, воздаянии праведным и наказании грешным, зачастую они ограничиваются судьбой индивида в земном и загробном мире. Милленаризм, напротив, интересуется будущим всего человечества, живущего на земле. Он пытается представить хронологию грядущих событий, подобно тому, как история изучает события прошлого.
Милленаризм существовал и в христианской, и в нехристианской традициях. Антропологи и социологи находят отголоски хилиазма не только у западных народов, однако спорят о том, не были ли они заимствованы из христианской проповеди. Большинство христианских теологов считает, что корни милленаризма в иудеохристианских писаниях, в особенности в Дан и Откр. Идеи, события, символы и личности, представленные в этих книгах, возникали бесконечное число раз в учениях о конце света. И всякий раз эти мотивы обретают новое значение в свете современных событий.
Главные виды милленаризма. В целях анализа и интерпретации христианские представления о Тысячелетнем Царстве Христа на земле можно классифицировать как премилленаризм, постмилленаризм и амилленаризм. Эти категории включают куда больше, чем череду событий, связанных с возвращением Христа. Тысячелетие, ожидаемое премилленаристами, существенно отличается от тысячелетия, ожидаемого постмилленаристами. Премилленаризм верит в то, что Царство Христово ознаменуют страшные катаклизмы и божественное вмешательство будет еще более сверхъестественным, чем предполагают постмилленаристы. Премилленаризм верит в то, что перед возвращением Христа будут знамения войны, голод, землетрясения, отступничество, явление Антихриста, великая скорбь и Евангелие будет проповедано всем народам. Эти события завершатся Вторым пришествием, после чего воцарятся мир и справедливость, и Христос со своими святыми будет царствовать над миром. Это Царство придет внезапно и будет установлено сверхъестественным образом, а не постепенно, в течение долгого времени, благодаря обращению отдельных людей. Евреи будут играть важную роль в грядущем веке, поскольку, согласно премилленаризму, многие из них обратятся и вновь примут деятельное участие в деле Божьем. Природа избавится от лежащего на ней проклятия, даже пустыня будет приносить обильные урожаи. Христос все это время будет сдерживать зло своей властью. Несмотря на идиллическую безмятежность обрисованного здесь "золотого века", случится последний бунт против Христа и Его святых. Но Бог сокрушит зло, воскреснут мертвые нехристиане, будут созданы вечные рай и ад. Многие премилленаристы учили, что в течение тысячи лет мертвые верующие или мученики за веру воскреснут в новой нетленной плоти, чтобы смешаться с другими жителями земли.
В отличие от премилленаризма постмилленаризм подчеркивает существующие ныне черты Царства Божьего, к-рое достигнет своего расцвета в будущем. Постмилленаристы верят, что Тысячелетнее Царство наступит благодаря евангельской проповеди и учению, крые принесут праведность, мир и благоденствие. Новый век не будет существенно отличаться от нынешнего и наступит тогда, когда многие люди обратятся ко Христу. Зло не исчезнет полностью во время Тысячелетнего Царства, но будет сведено до минимума, по мере того как нравственное и духовное влияние христиан будет возрастать. После наступления Царства Церковь обретет новое значение и сможет решать многие экономические, социальные и образовательные проблемы. Этот период не обязательно охватывает тысячу лет цифра может быть символической. Тысячелетнее Царство завершится Вторым пришествием Христа, воскресением мертвых и Страшным судом.
Согласно третьей теории (амилленаризма), в Библии нет предсказаний о Царстве Христовом на земле, к-рое будет установлено до Страшного суда. Согласно этой точке зрения, борьба добра и зла будет продолжаться до самого Второго пришествия, когда мертвые воскреснут и произойдет Последний суд. Амилленаристы верят в то, что Царство Божье уже присутствует в мире, поскольку ХристосПобедитель царствует в своей Церкви через Слово и Дух. Они полагают, что будущее совершенное Царство, исполненное славы Божьей, относится к новой земле и жизни райской. Поэтому они считают, что в Откр 20 описаны души верующих, крые царствуют вместе с Христом на небе.
Происхождение милленаризма. Ранние учения о Тысячелетнем Царстве Христа на земле пронизаны сильными апокалиптическими настроениями. Будущее Царство Божье должно быть установлено посредством череды драматических, необыкновенных событий. Это учение присутствовало на протяжении всей христианской эры в некрых формах премилленаризма. Апокалиптическое толкование основано на пророчествах Дан и развитии тех же мотивов в Откр. Эти книги говорят о предстоящем и сверхъестественном вмешательстве Бога в дела людей и поражении кажущегося необоримым нарастающего зла. Нумерология, сквозные образы, ангелология играют в этих сочинениях важную роль. В межзаветный период среди евреев были распространены апокалиптические настроения. Поэтому и слушатели Иисуса, и первые христиане были охвачены ими.
Книга Откр создана в 1в., во время преследования христиан. В ней использованы еврейские апокалиптические сюжеты для объяснения событий христианскойэры. Сын Человеческий изДан предстает в образе Христа, нумерологические формулы заново перетолкованы, дуализм добра и зла воплощен в новых персонажах. Несмотря на эти перемены, в книге попрежнему звучит апокалиптическое пророчество и живая надежда на прямое вмешательство Божье, к-рое перевернет историю и приведет к победе добра над злом. Этот взгляд дарил огромное утешение верующим, подвергавшимся преследованиям в Римской империи. Надежда, выраженная в форме, крую можно назвать историческим премилленаризмом, повидимому, была самым распространенным эсхатологическим представлением в первые три века христианской эры. Ее можно увидеть в трудах Папия, Иринея Лионского, Юстина Мученика, Тертуллиана, Ипполита, Мефодия, Коммодианаи Лактанция.
Мечту о Тысячелетнем Царстве Христа на земле в ранней Церкви стремились подорвать разные силы. Одна из них учение радикальной группы монтанистов. Монтанисты утверждали, что пришествие обещанного Христом Духа свершилось в Малой Азии. Другой поворот эсхатологического сознания связан с именем Оригена, учившего, что Царство Божье в сердце верующего, а не в мире. В результате внимание перемещалось с исторического на духовное или метафизическое измерение. Наконец, обращение императора Константина Великого, объявившего христианство официальной религией Византии, вызвало к жизни новую интерпретацию милленаризма.
Милленаризм в эпоху Средневековья и Реформации. Когда христианство стало главной религией Римской империи, Августин сформулировал амилленаристские воззрения, крые господствовали в западной христианской мысли в Средние века. Августин считал, что Тысячелетнее Царство Христово относится к Церкви, в крой царствуют Христос и Его святые. Картины и образы Апокалипсиса Августин толковал аллегорически. Борьба со злом в мире не сулит скорой победы. На духовном уровне битва уже выиграна Бог одержал победу на кресте. Сатане отдан в удел град земной, существующий рядом с Градом Божьим. Но в конце концов даже это маленькое царство, оставленное Сатане, будет отвоевано у него торжествующим Богом.
В Средние века аллегорическое толкование Августина было официальным учением Церкви. Тем не менее, вопреки этому официальному учению, отдельные группы, противопоставляющие себя официальной культуре, продолжали исповедовать ранний апокалиптический премилленаризм. Эти премилленаристы вместе с харизматическими вождями часто были связаны с радикальными движениями и восстаниями. Напр., в XI в. в районах, где происходил бурный рост городов и общественные перемены, тысячи людей примкнули к движению Танхельма Нидерландского, к-рое вызвало у властей сильную тревогу. В XII в. Иоахим Флорский разделил всю историю на три периода, назвав последний веком Св. Духа. Во время гуситских войн XV в. в Богемии табориты поддержали сопротивление силам Католической церкви, объявив о грядущем возвращении Христа, Который должен установить свое Царство. Эти вспышки милленаризма продолжались во время Реформации и заметнее всего выразились в восстании г. Мюнстера 1534 г. Ян Маттис встал во главе общины и провозгласил себя Енохом, крый приготовит путь для Второго пришествия Христа и установит новые законы, принесет народу благоденствие и другие реформы. Он объявил Мюнстер Новым Иерусалимом и призвал всех верных христиан собраться в этом городе. Многие анабаптисты откликнулись на его призыв, и большинство обитателей города были вынуждены бежать или остаться в этом царстве террора. Положение было столь устрашающим для других европейских государств, что протестанты объединились с католиками и осадили город. После долгой борьбы они захватили Мюнстер и подавили волну милленаризма.
Возможно, именно этот мюнетерский эпизод заставил деятелей Реформации пересмотреть и заново утвердить августиновский амилленаризм. Каждая из трех основных протестантских конфессий лютеранство, кальвинизм и англиканство получила в XVIв. поддержку государства и продолжала придерживаться константиновского подхода к теологии. И Лютер, и Кальвин относились с большим предубеждением к теории милленаризма. Кальвин объявил, что люди, занимающиеся подсчетами, основанными на апокалиптических отрывках Св. Писания, "невежественны и лукавы". В главных документах Протестантской церкви (Аугсбургское исповедание, 1, vii; "Тридцать девять статей ", IV; Вестминстерское исповедание, гл. 3233), хотя и выражена вера в возвращение Христа, ничего не говорится об апокалиптическом милленаризме. Тем не менее деятели Реформации инициировали перемены, крые привели к пробуждению нового интереса к премилленаризму. К таким переменам относятся более буквальный подход к интерпретации Св. Писания, отождествление папства с Антихристом и подчеркнутая роль библейских пророчеств.
Милленаризм в Новое время. В XVII в. появился премилленаризм более научного типа. Два протестантских теолога, И.Г. Альштед и И. Меде, стоят у истоков этого движения. Они не толковали Откр аллегорически, но скорее видели в нем обетование Царства Божьего, к-рое будет установлено на земле до Страшного суда. Во время пуританской революции сочинения этих теологов воодушевляли верующих и помогали им в стремлении установить Тысячелетнее Царство Христово в Англии. Одна из самых крайних групп "Пятое Царство" получила скандальную известность за настойчивые попытки насадить в.з. закон и реформировать правительство в Англии. Крушение к-ром велевского режима и реставрация династии Стюартов скомпрометировали премилленаризм. Однако это учение сохранялось и в XVIII в. в работах И. Ньютона, И.А. Бенгеляи Дж. Пристли.
По мере того как популярность милленаризма падала, постмилленаризм привлекал к себе все больше внимания. Представленный поначалу в трудах ученых пуританского направления,он получил наиболее известное определение в сочинениях английского проповедника Д. Уитби, крый считал, что Царство Божье совсем приблизилось и придет благодаря таким усилиям, какие восторжествовали в прошлом. Среди многих теологов и проповедников, убежденных доводами Уитби, был Дж. Эдварде. Размышляя об условиях пришествия Царства Божьего, Эдварде отводил важную роль в этом процессе Америке.
В XIX в. премилленаризм снова получил известность. Насильственное низвержение европейских общественных и политических институтов во время Французской революции способствовало нарастанию апокалиптических настроений. К-ром е того, в Европе оживился интерес к судьбе еврейства. В этот период премилленаризм был пополнен идеей диспенсационализма. Э. Ирвинг, служитель Шотландской церкви, у крого был приход в Лондоне, становится одним из выдающихся интерпретаторов Св. Писания. Он опубликовал множество трудов о библейских пророчествах и организовал специальные конференции по истолкованию пророчеств, ставшие образцом для других собраний премилленаристов XIX и XX вв. Апокалиптические толкования Ирвинга нашли поддержку среди Плимутских братьев, многие из крых стали активно пропагандироватьдиспенсационализм и премилленаризм.
Вероятно, ведущим интерпретатором этого рода среди Плимутских братьев был Дж.Н. Дарби. Он верил, что Второе пришествие Христа будет состоять из двух этапов: первый тайное восхищение, или "похищение" святых, к-рое разрушит Церковь перед тем, как семилетняя скорбь опустошит землю, и второй когда Христос явится зримо со своими святыми после "великой скорби", чтобы царствовать на земле тысячу лет. Дарби учил, что Церковь это тайна, о крой умел писать только ап. Павел, и замысел Божий может быть понят как череда периодов или моделей мироустройства, в каждый из крых Бог обращался к людям неповторимым образом.
Тем не менее в нач. XIX в. большинство премилленаристов не принимали диспенсационализм. Это направление поддерживал Д.Н. Лорд. Он издавал жл "Теологическое и литературное обозрение" (184861), где печатались статьи, представлявшие интерес для премилленаристов. Они помогали выработать недиспенсационалистский метод истолкования пророчеств. Лорд верил, что историческое объяснение Откр предпочтительней футуристического подхода, характерного для диспенсационализма. Большинство американских премилленаристов до конца Гражданской войны не были приверженцами диспенсационализма. Интерпретация Дарби была принята благодаря работе таких теологов, как Г. Мурхаус, евангелист из Плимутских братьев, убедивший многих межконфессиональных христиан встать на точку зрения диспенсационализма. Эсхатологию Дарби поддержали У.Блэкстоун, "Гарри" Айронсайд, А.К. Гебеляйн, Л.С.Чейфер, С.Скоуфилд. Благодаря Скоуфилду и его трудам диспенсационализм стал принципом многих американских евангельских христиан. Он выразил свои эсхатологические воззрения в сложной системе подстраничных сносок в "Справочной Библии Скоуфилда", края оказалась столь популярной, что за 50 лет было распродано около 3 млн экз. Это толкование стало известно миллионам консервативных протестантов благодаря библейским школам и семинарам (Байола, Библейский институт Мооди, Далласская теологическая семинария), а также популярным проповедникам и наставникам. Новая точка зрения заменила старые премилленаристские идеи настолько, что, когда в сер. XX в. Дж. Лэдд заново сформулировал историческую интерпретацию, для многих протестантов она показалась настоящим открытием.
Если некрые формы премилленаризма соперничали и искали своих сторонников в Америке XIX в., то форма постмилленаризма, приравнивавшая США к Царству Божьему, получила поистине огромную популярность. Многие протестантские священники разжигали национализм, рисуя грядущий "золотой век " как форму распространившейся демократии, новой технологии и других "благ" западной цивилизации. Вероятно, самое законченное определение этого гражданского милленаризма принадлежит X. Риду. Рукоположенный в одной из церквей Бостона, он отправился миссионером в Индию, но был вынужден вернуться в США изза болезни жены. В своем двухтомном труде " Рука Божья в истории" он пытался доказать, что замысел Божий о Тысячелетнем Царстве Христа на земле осуществляется в Америке. Он верил,что география, политика, образование, искусство и нравственность все указывало на пришествие Тысячелетнего Царства в Америке XIX в. Отсюда новая эпоха могла бы распространиться по всему миру. Как говорится в Пс 21:28: "Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников". Ради всемирной евангелизации Рид приветствовал империализм, поскольку англосаксонское владычество над другими народами обеспечивало распространение Евангелия. Он считал, что всеобщее распространение английского языка облегчало усвоение евангельской проповеди. К-ром е того, с его помощью можно привить местному населению западную культуру. Технические открытия (паровой пресс, двигатель и пароход) тоже даны Богом для распространения просвещения и христианской проповеди всем народам.
Всякий раз во время кризиса в США находились люди, крые пробуждали новый интерес к гражданскому постмилленаризму как средству, способному воодушевить и ободрить друзей и сограждан. Библейское содержание этих убеждений становилось все более расплывчатым по мере того, как общество становилось все более плюралистическим. Напр., во время Гражданской войны многие могли бы подписаться под "Военным республиканским гимном" Джулии Уорд Хауи, в к-ром Бог, выполняя свой верховный замысел, действует через вооруженные силы северян. Крестовый поход президента Вильсона, предпринятый, "чтобы сделать мир надежным для демократии",вверг страну в Первую мировую войну. Он вдохновлялся постмилленаристскими представлениями, отводившими американским идеалам главную роль в установлении мира и справедливости на земле. После Второй мировой войны в обществе вновь проявился интерес к гражданскому милленаризму как альтернативе коммунизму и средству борьбы с внутренними переменами, напр. связанными с движением за равноправие женщин.
К-ром е премилленаристов, амилленаристов и постмилленаристов, различные секты шейкеры, адвентисты Седьмого дня, "Свидетели Иеговы" и мормоны считали, что их деятельность приближает Тысячелетнее Царство. Есть и другие движения, включая нацистов и марксистов; говоря о Третьем рейхе и бесклассовом обществе, они проповедуют светский милленаризм.
R. G. Clouse (пер. А. К.) Библиография: R.G. Clouse, ed., The Meaning of the Millenium: Four Views; E. R. Sandeen, The Roots of Fundamentalism; G. E. Ladd, The Blessed Hope: A. Reese, The Approaching Advent of Christ; N. West, Studies in Eschatology; R. Anderson, The Coming Prince; W. E. Blackstone, Jesus Is Coming; R. Pache, The Return of Jesus Christ; С. C. Ryrie, Dispensationalism Today; J.F. Walvoord, The Millenial Kingdom; L. Boettner, The Millenium; D. Brown, Christ Second Coming; J. M. Kik, An Eschatology of Victory; O.T. Allis, Prophecy and the Church; A. A. Hoekema, The Bible and the Future; P. Mauro, The Seventy Weeks and the Great Tribulation; G. Vos, The Pauline Eschatology.